Analitika.at.ua. В результате развязанной Тбилиси войны с Южной Осетией Грузия теряет один инфраструктурный проект за другим, заявил в беседе с корреспондентом PanARMENIAN.Net сотрудник российского аналитического центра «Фонд стратегической культуры» Андрей Арешев. Он отметил, что ранее Казахстан отказался от планов по строительству ряда объектов в Грузии, что совершенно неудивительно. Проамериканская Грузия со всей очевидностью является «слабым звеном» в кавказских коммуникационных проектах, и то, что на смену ей может прийти Армения (которая, несмотря на все разговоры, остается союзником России в регионе) - совершенно естественно.
“Несмотря на громкие заявления Саакашвили, коими сопровождалось формальное начало работ по проекту строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Баку, существенного значения даже в случае реализации он иметь не будет. Во-первых, потому что морские перевозки всегда дешевле железнодорожных. Во-вторых, сухопутный коридор» из Китая и Юго-Восточной Азии в Европу уже есть: это Транссиб. Наконец, есть железнодорожная ветка Гюмри - Карс, порты Поти и Батуми, через которую уже сейчас идет значительная часть товарооборота Закавказья с Турцией и далее с Европой. Еще одна гипотетическая магистраль оставит эти порты без существенной части загрузки (здесь уместны аналогии с нефтепроводом Баку – Тбилиси – Джейхан, запуск которого привел к судорожным поискам сырья, способного сделать этот проект коммерчески выгодным). Наконец, нынешнее грузинское руководство делает все, чтобы подорвать и без того скромные экономические возможности своей страны. Так, недавно Казахстан, который в последние годы стал одним из крупнейших инвесторов в экономику Грузии, заявил об отказе от строительства зернового терминала в Поти. До этого национальная компания "Казмунайгаз", которой принадлежат газовые сети Тбилиси, решила воздержаться от строительства в Батуми нефтеперерабатывающего завода. Если начнется форсированная милитаризация Грузии, то она потеряет то, что пока имеет, и роль Армении в этой ситуации объективно возрастает, - отметил Андрей Арешев.
“Так что, возможно, нынешние утечки о сомнениях турецкой стороны в эффективности проекта Тбилиси-Ахалкалаки-Карс свидетельствуют о стремлении соотнести как уже осуществляемые, так и перспективные коммуникационные проекты с новыми геополитическими реалиями. Возможно, в будущем речь пойдет о сворачивании политически мотивированных и экономически не обоснованных проектов. Однако если это произойдет, то в максимально мягкой и безболезненной для Баку и Тбилиси форме”, - резюмировал российский эксперт. |