Среда, 27.11.2024, 03:47
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Октябрь » 4 » Армянские памятники в Турции
Армянские памятники в Турции
13:23

О защите армянских памятников в Турции

 

Известно, что Турецкая Республика уже давно проводит политику уничтожения, либо исламизации армянских христианских памятников. Различные наблюдения позволяют прийти к заключению, что в деле уничтожения армянских памятников и «стирания армянского следа» турецкие власти прибегают ко всевозможным методам:

1. армянские исторические памятники предаются забвению и с течением времени, оставаясь запущенными, разрушаются,

2. армянские церкви передаются в собственность проживающим в настоящее время на этих территориях туркам и курдам, которые распоряжаются ими по своему усмотрению,

3. памятники сносятся под предлогом государственных нужд,

4. армянские культурно-религиозные памятники, подвергаются исламизации всеми возможными средствами.

 

Приведем самый свежий пример, свидетелями которого мы были недавно в Турции. Карсская церковь Аракелоц (Св. Апостолов) еще с прошлого года находилась на реставрации. Отметим, что церковь, построенная во времена царствования Абаса Багратуни, переходя в течение столетий из рук в руки, то действовала по своему прямому назначению, то превращалась в мечеть. После падения Карса в 1920г. церковь была закрыта и оставалась в запущении вплоть до 1964г. За это время ее использовали как склад бензина и в других подобных целях. В 1964г. церковь была превращена в музей, однако с 1978 по 1993гг. вновь оставалась в запущении. В 1993г. Аракелоц был передан Управлению по религиозным вопросам и начал использоваться как мечеть под названием Кумбет Джами.

 

Как уже отметили, с прошлого года церковь находилась на реставрации, и, звучали мнения, что Аракелоц либо останется церковью, но без креста, разделив тем самым участь Ахтамарской церкви Сурб Хач (Святой Крест), либо будет превращен в музей. Мотивировкой к такому решению служило желание местных властей открыть армяно-турецкую границу. Но в действительности церковь Аракелоц превратилась в мечеть, более того, вокруг нее строится ограда с ярко выраженными признаками исламской архитектуры. Вопрос в том, что в Турции недостатка в мечетях нет: повсеместно с большим размахом ведется их строительство, и превращение армянской церкви в мечеть и занесение ее оградой в исламской стиле преследует четкую пропагандистскую цель. Дело в том, что участок города, в котором находятся церковь Аракелоц, (средневековая) крепость, мост Вардана и другие армянские исторические памятники, составляет туристический центр Карса, и именно сюда приходят туристы. Мы увидели здесь группу туристов из Чехии, которым гид-турок рассказывал о мечети Кумбет, сохранившейся еще со времен турок-сельджуков. В карсскую церковь армянам разрешали входить только босиком – обязательное условие для входа в любую мечеть. Интересно также, что часть жителей Карса не приходят сюда молиться, и это свидетельствует о том, что люди продолжают считать ее церковью. А муфтий провинции Карс Ильяс Серенли отметил, что туристы могут только заходить в Аракелоц, но служить там литургию запрещается.

 

В северо-восточных туристических районах Турции государственная пропаганда еще нагляднее. На дороге, ведущей в Ани, построен памятник туркам, «погибшим» от рук армян. Находясь прямо на краю дороги, он привлекает внимание туристов, а турецкие гиды в своей программе обязательно включают ознакомление иностранных туристов с этим памятником. В последние годы заметно также стремление (властей) сделать северо-восточные районы более привлекательными для туристов, и залогом к тому можно рассматривать широкомасштабные дорожно-строительные работы, развернутые в этих районах. Например, бывшая узкая дорога, ведущая в Ани, расширена почти в пять раз, и в настоящее время работы в этом направлении продолжаются.

 

* * *

 

Константинопольское Армянское патриаршество и община прилагают определенные усилия для сохранения армянских памятников, однако это, как показывают факты, существенных результатов не дает. Однако заслуживает внимания тот факт, что усилия по сохранению армянских религиозно-культурных памятников и кладбищ в последнее время начали прилагать также криптоармяне, которые таким образом нередко раскрывают свою идентичность. Несколько лет назад в Малатии был проведен сбор подписей с требованием открыть армянскую церковь, находящуюся в квартале Чавушоглу. Как свидетельствует турецкая пресса, подписались около 120 горожан - все с неармянскими именами-фамилиями. Это даже дало основания некоторым специалистам утверждать, что все они - проживающие в Малатии криптоармяне.

 

Логическим продолжением этого процесса является также появившаяся на днях в турецкой прессе информация, согласно которой Союз сасунских армян начал борьбу за склоненные церкви и кладбища, находящиеся в Сасуне. Председатель организации Азиз Дагджы в первое время пытался действовать в одиночку, однако в работе с различными государственными звеньями столкнулся с множеством трудностей и понял, что целесообразнее действовать посредством общественной организации и таким образом сформировал Союз сасунцев. Организация начала обращаться в надлежащие органы – министерство внутренних дел, администрацию провинции, комитет кадастра и даже в комиссию по правам человека Национального собрания Турции. Они требуют регистрировать могилы как армянские, оказывать церквам должное внимание, разрешить священнику посещать церкви (разрушенные, разворованные и зачастую превращенные в стойла) и проводить там обряды и пр.

 

Примечательно, что в ответ на запрос этой организации администрация провинции Батман утверждала, что церкви и кладбища разрушены и заброшены потому, что армяне покинули эти территории. В комитете кадастра и других учреждениях церкви зарегистрированы как полуразрушенные дома, а армянские кладбища – как леса, земельные участки и т.д. Союз сасунцев требует их перерегистрацию, в том числе, в правильной версии. Как отмечает Азиз Дагджы, «государство не хочет регистрировать их как армянское кладбища и даже не хочет употребить слово «армянин». Однако, согласно конституции, оно обязано сделать это».

 

Между тем, государственные структуры утверждают, что в этих местах армян нет, но члены организации настаивают на обратном. По их словам, в этих местах проживают армяне, да и то - со своими семьями. Отметим, что в заверениях Азиза Дагджы и других недавно убедились и мы: в некоторых сасунских селах есть криптоармяне, находящиеся на пути раскрытия своей идентичности, и их условно уже можно назвать «крипто» (скрытые). Они отлично говорят на армянском (сасунский говор), имеют армянское самосознание. Нам рассказали, что они ходят в армянские церкви и даже каждый год (в июле) совершают паломничество на гору Марута. Однако в официальных документах они зарегистрированы как исповедующие ислам, либо представители других национальностей (курды, арабы и пр.). Эти люди во время геноцида нашли пристанище у местных мусульман и, после того, как их жизни ничего не угрожало, начали выдавать себя за представителей нации, давшей им приют. Представитель Союза сасунцев Эрдал Йылдырым отмечает, что в свое время некоторые мусульмане спасли их дедов только лишь потому, что они были ремесленниками, и это было на руку спасителям. «Наши соседи – ага (барины) распределили нас между собой. Каждый ага взял себе по одной армянской семье, и существовало понятие «мой армянин». У нас был свой ага, у семьи Азиза Дагджы – свой. Все, что принадлежало нам, они считали своим, поскольку они считали себя нашими хозяевами. Однако нам больнее всего оттого, что они не проявляют ни малейшего уважения к нашим церквам и кладбищам. Когда человек умирает, его необходимо хоронить по нашим обычаям, однако мы не можем делать этого».

 

Из-за природно-климатических условий Сасуна большинство сасунцев проводят зиму в других местах, в том числе в Стамбуле, а весной и летом возвращаются домой – обрабатывать землю, либо помогать родителям. Они очень привязаны к родной земле. По словам Э.Йылдырыма, они хотят, чтобы, где бы они ни жили, даже спустя сто лет, могли приходить сюда и посещать свои могилы. Говоря о национальной принадлежности жителей этих территорий, он отмечает: «Когда наши деды жили там, соседей-мусульман у них не было. Они пришли и обосновались здесь позже. А сейчас говорят «армян не осталось». Нужно спросить у них «а почему не осталось?». Как бы то ни было, мы признательны им за то, что они спасли нас, но если их деды сделали нам добро, а они обращаются с их внуками плохо, это очень печалит нас. Наши семьи тоже разъединились: половина осталась христианами, другая исламизировалась. У меня есть исламизированные тети и дяди. Они все время вынуждены доказывать, что исповедуют ислам. Некоторые из них даже стали ярыми мусульманами».

 

Азиз Дагджы и Союз сасунцев требуют своего естественного права на использование церквей. «Мы не можем использовать наши церкви, превращенные в руины. С 1915г. нога священника не ступала в наше село. Чтобы креститься - мы едем в Стамбул, когда хотим венчаться – тоже. Нас в Сасуне немало, мы здесь живем со своими семьями. У нас есть сотни церквей, которые невозможно использовать. Самая главная наша церковь – монастырь на горе Марута. Каждый год 25 июля мы ходим туда, приносим жертву. Благодаря этому монастырю местные армяне остались христианами. Могилы мусульман регистрируют, а армянские – нет. Я восточный человек, и я свою могилу не оставлю».

 

Таким образом, мы становимся свидетелями еще одного проявления проблемы армян, насильственно поменявших свое вероисповедание, когда вопрос сохранения армянских историко-культурных памятников поднимается не со стороны международных структур или Армении, а изнутри - армянами - гражданами Турции.

 

Рубен Мелконян

noravank.am

Категория: Библиотека | Просмотров: 1947
Календарь новостей
«  Октябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru