Понедельник, 17.05.2021, 00:13
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Октябрь » 5 » Армянское происхождение амшенцев
Армянское происхождение амшенцев
13:28

В июле с.г. в Ереване в рамках «Амшенской недели» состоялся концерт амшенского музыкального ансамбля «Вова» (Турция). Ансамбль создан усилиями группы амшенов Турции. Начиная с 1996г. они собирают амшенские народные песни и мелодии, в основном безымянные. Хикмет Акчичек, один из руководителей ансамбля, обеспокоен тем, что в быстро меняющемся мире амшенскому диалекту и песням на этом диалекте грозит серьезная опасность, и они поставили перед собой цель собрать, обработать и передать поколениям уникальные амшенские народные мотивы и песни.

Если учесть щепетильный подход к этническим проблемам в Турции, то визит этого ансамбля в Армению можно считать весьма смелым шагом. В Ереване после концерта и конференции, посвященной амшенским армянам, мы побеседовали в Хикметом Акчичеком о некоторых вопросах, касающихся амшенских армян, проживающих в Турции. Отмечу, что музыка – хобби Хикмета: он родом из Хопы, однако живет и работает в Стамбуле. Кроме того, Хикмет член партии социалистической направленности «Свобода и солидарность», занимается также политической деятельностью. Уклончивые и дипломатические ответы в интервью можно, пожалуй, связать с вышеупомянутыми обстоятельствами.

Р.М.

 

- Известно, что о происхождении амшенов существуют разные точки зрения. Многие считают, что они происходят от армян, другие приписывают им турецкие корни. Хотелось бы знать Ваше мнение по этому поводу.

 

- Я не историк и об исторических фактах узнаю из различных источников. Однако если рассуждать логически, то армянское происхождение амшенов кажется мне более правдоподобным. Разумеется, руководствуясь своими политическими убеждениями, я не горжусь своей национальной принадлежностью и не стыжусь ее. Для меня не существенно, кто я по происхождению – армянин, турок или араб. Отмечу также, что есть молодые амшены, в частности, носители левых социалистических идей, которые не скрывают своих армянских корней, и среди них даже находятся такие, кто радуется этому. Есть молодые амшены с оппозиционными взглядами, которые считают армянское происхождение частью своего бунтарского образа. Однако я так не думаю, то есть мне не кажется, что если я амшен, то это часть моего имиджа оппозиционера.

 

- Значит ли это, что среди амшенской молодежи есть люди, открыто говорящие о том, что они армяне?

 

- Я, скорее, хочу сказать, что те, кто узнает о своем армянском происхождении, не чувствуют беспокойства, поскольку не смотрят на мир с точки зрения национальной принадлежности. Кроме этого, есть люди, молодежь, считающие верной версию об армянском происхождении амшенов.

 

- Я как тюрколог знаю, что в Турции в отношении нацменьшинств постоянно проводилась политика преследования, и сокрытие истинной этнической принадлежности может быть связано с этим обстоятельством.

 

- Как во многих государствах, так и в Турции, нет такой политики, которая поощряла бы проведение исследований, связанных с этнической принадлежностью людей, развертывание деятельности на ее основе.

 

- Говорят ли пожилые члены ваших семей, ваши родители о своем армянском происхождении?

 

- Да, говорят, поскольку в Хопе амшены и лазы, а в Борчке – грузины живут вместе, у людей и народов есть общие воспоминания и стереотипы, связанные друг с другом и с прошлым. Например, применительно к амшенам этих районов распространено выражение «упрямый армянин». Я помню, как в детстве, когда мы ссорились или дрались с соседскими детьми, они обзывали нас «армянами» и убегали. Наверное, они слышали разговоры об армянском происхождении амшенов от своих родителей. И поскольку армян воспринимали как враждебную нацию, амшен-ребенок, принимая это за оскорбление, плача убегал к родителям и спрашивал, неужели они армяне. Позже, кажется в студенческие годы (в начале 1980-ых), когда у меня было больше информации о вероятности нашего армянского происхождения, я спросил об этом у своего дяди. Он ответил: «Сынок, говорят, что наши предки были армянами, поменявшими вероисповедание».

 

- Я раньше от тех же амшенов слышал, что религия на вас особо не воздействует, т.е. вы следуете не всем принципам ислама. В качестве примера отмечается, что употребляете спиртные напитки, нечасто посещается мечети и прочее. Бытует мнение, что это даже связано с левыми идеями, которых придерживаются большинство амшенов.

 

- Нет, это ничего общего с левыми взглядами не имеет. По-моему, амшены, будучи не столь образованными, тем не менее освоили наиболее разумное течение ислама, и большинство из них относится к религии не фанатично. Например, днем амшены могут пить, вечером – совершать намаз, или же утром совершать намаз, а вечером – пить. В месяц Рамадан они говеют, идут на молитву, однако через два дня могут сесть и хорошенько выпить.

 

- Как Вы оцениваете состояние «амшенского» языка, или, скорее, амшенского диалекта армянского языка?

 

- Амшенский язык находится на стадии вымирания, и это больше связано с глобализацией, ростом числа городского населения, нежели с политикой Турции. Использование языка ослабевает, в частности, среди городских амшенов. Молодые женщины в первую очередь обучают своих детей турецкому, а не амшенскому языку, чтобы те не подвергались языковой дискриминации в обществе. Когда учишь общий государственный язык, надобность в изучении местного языка отпадает. Например, сейчас я живу в Стамбуле, моя жена не амшенка, и маловероятно, чтобы две мои дочери изучили амшенский. В действительности, это очень трудно, и, помимо прочего, уже нет той естественной среды, которая заставила бы изучать амшенский: реальная опасность кроется именно здесь. Т.е. я хочу сказать, что в вопросе потери языка подобные обстоятельства играют более серьезную роль, нежели государственная политика. Кроме того, такая политика государства не нова, она проводилась и в османскую эпоху. Хочу сказать, что эту политику я связываю не только с Турцией: она присуща всем национальным государствам.

 

- Из различных источников известно, что, например, у верообращенных армян Турции и их поколений сохранилась традиция внутриобщинных браков. Есть ли эта традиция среди амшенов или она тоже утеряна?

 

- Скажу так: маловероятно, чтобы, например, амшен, проживающий в Хопе, заключил бы брак с неамшенкой. Там, в основном, амшен создает семью с амшенкой, лаз – с лазкой, грузин – с грузинкой. Однако, как уже сказал, горожане и жители крупных населенных пунктов живут в другой среде и не всегда следуют этой традиции.

 

- Сохранились ли среди амшенов Турции христианские обычаи, церемонии?

 

- Честно говоря, не могу сказать, какой обычай или праздник у нас имеет христианскую основу, но скажу, что мы, амшены Хопы, воспитаны на исламской культуре и следуем ей. Однако существует такая особенность: амшены Хопы сохранили язык, но не придерживаются старых обычаев, что довольно странно. Но, в отличие от них, в Ризе и в районе Чамлыхемшин (где язык не сохранен. – Р.М.) широкое применение находят, в частности, народные игры, ряд традиционных обычаев, например, Вардавар и др.

 

- В последние годы как к амшенам, так и к другим исламизированным гражданам Турции – армянам, грекам, ассирийцам – проявляют большой интерес, и вместе с этим начались политические спекуляции. Как Вы оценивается это?

 

- Безусловно, выявление различных исторических событий, человеческих трагедий крайне интересно и оказывает определенное воздействие на людей. Например, в Анатолии можно найти сотни, тысячи историй, похожих на книгу Фетхие Четин, и нужно подготовить почву, чтобы можно было говорить о них. Для этого, я думаю, необходимым шагом является демократизация Турции. Однако верно также, что и в Турции, и в любой другой стране истории такого рода и их выявление беспокоят носителей узко националистических идей. Я считаю, что такие темы однозначно должны быть далеки от политических спекуляций: от них никому нет пользы.

 

- Если в качестве отправной точки взять культурные, языковые и другие общности армян и амшенов, то, по-Вашему, каким должно быть будущее отношений армян Армении и амшенских армян?

 

- Мы живем в общем пространстве, в одном и том же географическом поясе. Я не могу относиться к вам так, как к чужому, например, к англичанину или немцу. Наши чувства и взгляды очень похожи. Больше, чем отношения между армянами Армении и амшенами я хочу, чтобы между Арменией и Турцией установился диалог и многосторонние добрососедские отношения.

 

Беседу вел Рубен Мелконян
Категория: Библиотека | Просмотров: 2074
Календарь новостей
«  Октябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru