Вторник, 03.08.2021, 03:35
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Октябрь » 7 » Война в Грузии активизировала армяно-иранские отношения
Война в Грузии активизировала армяно-иранские отношения
12:24

Analitika.at.ua. Пятидневная война в Грузии затронула все государства региона. Национальные экономики из-за коммуникационных разрывов понесли убытки. Особенно в тяжелом положении оказалась Армения. Находящаяся и без того в полублокадном положении из-за неурегулированных отношений с Азербайджаном и Турцией, она из-за войны в Грузии оказалась отрезанной от внешнего мира. Убытки экономики оценены в полмиллиарда долларов.

В августе выявилась хрупкость связей Армении с миром, что побудило Ереван к активизации поисков транспортных артерий. Нормализация отношений с Азербайджаном — процесс совершенно неопределенный. Озаботившаяся ситуацией в регионе Турция сделала лишь пробные шаги в плане установления связей с Арменией. При отсутствии выбора Еревану не остается ничего иного, как интенсифицировать отношения с Тегераном. Тем более что в последние годы заложена качественная база. Вашингтон, являясь инициатором антииранской линии, понимает положение Армении и на складывающуюся ось Ереван — Тегеран смотрит снисходительно. А Москва — с интересом, отводя своему стратегическому союзнику Еревану значительную роль в геополитическом проекте Север — Юг, в который может быть вовлечен Иран.

Под качественной базой, заложенной для успешного развития армяно-иранских отношений, в первую очередь следует понимать встречи на высоком уровне. Переговоры президентов Армении и Ирана, выявившие ряд общих экономических интересов, привели к созданию межправительственной комиссии, курирующей реализацию нескольких проектов в сфере энергетики.

Впрочем, в отношениях Еревана и Тегерана стала проявляться и чисто политическая составляющая. Так, в начале июля секретарь Высшего совета Ирана Саид Джалали предложил секретарю Совета национальной безопасности Армении Артуру Багдасаряну начать двусторонние политическое консультации между службами национальной безопасности и пригласил его посетить Иран. Предложение было принято армянской стороной. Это вряд ли реверансы Тегерана в сторону Еревана. Армения для Ирана так же важна, как Иран для Армении.

Тегеран не скрывает амбиций на региональное лидерство. С учетом реалий Южного Кавказа армянское направление наиболее перспективно для подтверждения этой заявки. Не случайно то, что, например, Тегеран все активнее изъявляет желание включиться в урегулирование карабахской проблемы. Формирование возможной оси Тегеран — Ереван стало бы своего рода противовесом уже сформировавшейся оси Баку — Анкара. Можно также предположить, что Тегеран уязвлен неким пренебрежительным отношением Анкары, предложившей “Платформу стабильности и сотрудничества на Кавказе” (ПССК), в которой не нашлось места Ирану, и теперь Тегеран может разработать собственный аналог этой идеи. Но это лишь предположение.

Возвращаясь к теме армяно-иранских отношений, следует отметить, что в них на данный момент доминирует экономическая составляющая. Это подтвердилось, к слову, во время войны в Грузии в августе. Более 70% армянских грузоперевозок осуществляется через территорию Грузии. Ущерб местной экономики из-за остановки Грузинской железной дороги (ГЖД) был бы куда больше, чем объявленные 500 млн долл., если б не автомагистраль Иран — Армения. По словам министра транспорта и связи РА Гургена Саркисяна, с помощью Ирана удалось организовать доставку в Армению дизельного топлива и зерна. Тогда же актуализировался вопрос соединения Армянской железной дороги (АЖД) с иранской.

Российские железные дороги (РЖД), взявшие в концессионное управление АЖД, изъявили готовность финансировать этот дорогостоящий проект. Деньги также могут вложить иранская сторона и ряд международных организаций, в том числе Всемирный банк и Армянский банк развития. Армения может получить альтернативный железнодорожный выход на Иран и через него — в азиатские страны. Эта дорога может стать интересным решением также для России и европейских стран. При реализации железнодорожного проекта новым смыслом наполнится ирано-армянская договоренность об использовании иранских портов на Каспийском море и берегах Персидского залива армянскими грузоперевозчиками по льготным тарифам: можно будет говорить о полном прорыве Арменией своего полублокадного положения. Подобное развитие событий приведет к усилению геополитической функциональности Еревана. Примерно так, как это произошло в энергетике после ввода в эксплуатацию газопровода Иран — Армения. Другой интересный энергопроект стороны только начинают осуществлять. Речь идет о строительстве нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) под Ереваном. По мнению экспертов, запуск НПЗ позволит Армении полностью решить внутренние потребительские проблемы.

 

Саркис ЛЕВОНЯН, “НГ”

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 636
Календарь новостей
«  Октябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru