Analitika.at.ua. Перспектива прокладки газопровода “Набукко” по территории Армении не может обусловливаться уступками в карабахском вопросе
Завершился трехдневный визит в Баку заместителя государственного секретаря США Джона Неграпонте (на снимке). Второй человек американского внешнеполитического ведомства в ходе своей пресс-конференции в столице Азербайджана подтвердил, что наряду с другими вопросами он обсудил с Ильхамом Алиевым и судьбу проекта “Набукко”, который предполагает строительство газопровода для транспортировки прикаспийского голубого топлива в Европу. Эта тема в последние дни привлекает особый интерес журналистов в силу того, что, по некоторым сведениям, в Вашингтоне всерьез задумались о возможности подключения к этому проекту Армении. Джон Неграпонте имел возможность узнать, что об этом думают в Баку.
Проект магистрального газопровода мощностью в 32 миллиарда кубометров в год и протяженностью почти в 3,5 тысячи километров призван обеспечить доступ туркменского, казахстанского и азербайджанского газа в Западную Европу, минуя Россию. Предполагается, что трубопровод будет проложен по дну Каспийского моря, далее через Кавказ, Турцию, Грецию, Болгарию, Румынию, Венгрию и доставит голубое топливо до потребителей в Австрии, Германии и Италии. Ожидаемая стоимость проекта 7,5 миллиарда евро. Изначально обсуждались разные маршруты прокладки трубы, в том числе и через Армению. Но официальный Баку выступил категорически против этого, и в итоге акционеры консорциума остановились на варианте, предполагающем транзит через Грузию.
Однако последние события в соседней стране заставили покровительствующих этому проекту американцев задуматься о безопасности газопровода в условиях крайней нестабильности в Грузии. В то же время Соединенные Штаты, судя по всему, решили использовать разговор на тему возможных перемен в маршруте газопровода в качестве средства воздействия на ход переговоров по урегулированию карабахского конфликта, а также для форсирования армяно-турецкого политического диалога.
По сведениям ряда западных СМИ, вопрос о возможности подключения к проекту Армении впервые поднял перед Ильхамом Алиевым вице-президент США Дик Чейни, посетивший Баку в середине сентября. Не исключено, что эта тема была затронута и в ходе состоявшейся 26-го сентября в Нью-Йорке встречи министров иностранных дел Армении, Азербайджана и Турции. Информационно-аналитический портал “Eurasia.Net” располагает данными о том, что азербайджанские власти высказали готовность допустить Армению к участию в проекте лишь в случае, “если Ереван продемонстрирует достаточную гибкость в карабахском вопросе”. Обозреватель сетевого издания полагает, что “турецкие и азербайджанские власти всерьез рассматривают возможность подключения Армении к проекту”.
Сведения об этом подтверждает и издающаяся в Анкаре газета “Стар”, согласно которой “представители США и Евросоюза проинформировали компетентных представителей Министерства энергетики Турции о своем намерении включить в проект “Набукко” Армению и в связи с этим прозондировали их настроения”.
Информированные источники, на которые ссылается газета, утверждают, что “представители США и ЕС сообщили турецкой стороне, что Грузия после проведения Россией военных действий уже не может считаться безопасной для трубопровода страной, а Иран в качестве транзитного коридора не является страной предпочтительной, посему в этом плане Армения стала самой целесообразной страной”. В Анкаре реакция на появление в прессе этой информации была весьма сдержанной. Некоторые обозреватели даже поспешили назвать идею вовлечения Армении в “Набукко” достаточно перспективной. Так, глава турецкого аналитического центра “Turksam” Синан Оган отметил, что “сначала Турция и Азербайджан возражали, но теперь участие Армении в проекте представляется вполне реальным”. Иначе думают в Баку. Заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов заявил, что прокладка газопровода через территорию Армении невозможна. “Маршрут уже определен. Мы предусматриваем проложить его с территории Азербайджана в Грузию, оттуда в Турцию, а далее в Грецию до Италии. Нет оснований для изменения маршрута газопровода, пока Армения не освободит оккупированные земли”, — подчеркнул Гасанов.
Однако следует отметить, что маршрут газопровода — это вовсе не тот вопрос, в котором Баку может иметь право вето. Иначе было в случае с Баку — Джейханом, когда речь шла о транспортировке исключительно азербайджанской нефти. Тогда официальный Баку действительно вправе был сам решать, хочет ли он, чтоб его нефть транспортировалась через Армению, или нет. Но “Набукко” предполагает строительство трубы, которая будет заполняться не только азербайджанским, но также еще и туркменским и казахстанским газом. Причем, судя по всему, объемы газа с азербайджанского месторождения “Шах Дениз” будут куда скромнее, чем объемы голубого топлива, подаваемого в трубу центральноазиатскими странами. Так что голос Азербайджана ни в коем случае не может считаться решающим. Более того, Азербайджан не является членом консорциума по реализации проекта “Набукко”, а его полноправных участников волнует прежде всего два вопроса — как понизить себестоимость строительства и как гарантировать его безопасность. В обоих случаях Армения предпочтительнее Грузии. Посему акционеры — газовые компании Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Румынии и Турции — имеют полное право потребовать от Азербайджана прекратить спекуляции, препятствующие успеху проекта.
Бакинские правители не готовы смириться с тем, что лишились права вето при решении вопроса о маршруте прокладки газопровода. Власти Азербайджана по-прежнему стремятся убедить западных партнеров в том, что у них хватит собственного газа для заполнения трубы в нужных объемах. Мол, зачем вам туркмены, если в Азербайджане есть “Шах Дениз”? Легенда о способности азербайджанцев самостоятельно обеспечить рентабельность газопровода “Набукко” имеет одну лишь цель — получить право диктовать маршрут с тем, чтобы добиться изоляции Армении. Но неопровержимые факты свидетельствуют о том, что Азербайджан не располагает и половиной объемов, необходимых для того, чтобы газопровод действовал на полную мощность. Напомню, до первого января 2007-го Азербайджан вынужден был закупать газ для собственных нужд у России. Всего три года назад в Азербайджане зимой были веерные отключения электроэнергии из-за того, что газовики не успевали подавать на тепловые электростанции нужные объемы голубого топлива. А в апреле прошлого года “Азеригаз” прекратил поставку газа в Грузию, объясняя это тем, что он нужен для собственных нужд. Отсутствие желаемых масштабов голубого топлива подтверждают и независимые азербайджанские эксперты. Так, обозреватель бакинского информационно-аналитического агентства “Trend Capital” С.Алиев в своей статье утверждает, что “объемов добычи с месторождения “Шах Дениз” будет недостаточно для удовлетворения всей мощности трубопровода”. Он также призывает вспомнить, что значительные объемы газа, добываемого с газоконденсатного месторождения “Шах Дениз”, уже законтрактованы для поставок в Турцию и Грузию. Так что бакинские правители попросту вводят своих партнеров в заблуждение, заверяя их в том, что консорциум может вполне обойтись без туркменского и казахстанского газа. Акционеры консорциума это, похоже, осознают. Посему и разговор о перспективах проекта “Набукко” в последнее время ведется все больше с Назарбаевым и Бердымухамедовым, чем с Алиевым.
Но для нас в данном случае важен другой вопрос: как повлияет разговор о возможном пересмотре маршрута трубопровода на процесс урегулирования карабахского конфликта? Пока еще нет официальных подтверждений тому, что Соединенные Штаты действительно лоббируют прокладку трубы через Армению, обусловливая эту перспективу уступками Еревана в арцахском вопросе. Но предположение о том, что дело обстоит именно так, представляется вполне естественным. Ереван действительно весьма заинтересован в том, чтоб труба прошла по нашей территории. Это позволит рассчитывать на стабильную прибыль за счет транзита газа и к тому же заметно укрепит позиции Армении в регионе. Но не совсем понятно, почему Армения должна чем-то жертвовать для того, чтобы акционеры предпочти тот маршрут, который и без того им наиболее выгоден. Похоже, Соединенные Штаты стремятся убить одним выстрелом трех зайцев — удешевить проект “Набукко”, обеспечить его большую безопасность и при этом еще и создать почву для политической зависимости Еревана. Но вряд ли в Вашингтоне всерьез рассчитывают на то, что Армения сразу же бросится в объятия акционеров консорциума и моментально подтвердит свою готовность идти на любые уступки. Начнем с того, что Еревану будет вовсе не просто убедить своих российских союзников в том, что участие Армении в этом проекте не угрожает политическим интересам Москвы. Известно, что Кремль делает все для того, чтоб провалить реализацию этого проекта. Так что, для того чтобы стать партнером инициаторов “Набукко”, Армении и так слишком многим придется пожертвовать. Согласие проложить трубу по своей территории для Армении уже будет максимальной уступкой, которая сама по себе чревата для нас определенными трудностями. В этих условиях ожидать, что Ереван может согласиться еще и на уступки в карабахском вопросе, было бы просто наивным.
Артем ЕРКАНЯН
НВ |