Analitika.at.ua. Каждый приезд в Армению нашей прославленной соотечественницы – аргентинского композитора, дирижера, пианистки и общественного деятеля Алисии Терзян знаменуется примечательными концертами, в программах которых звучат произведения современных латиноамериканских, западноевропейских и армянских композиторов, написанных специально для созданного и возглавляемого ею ансамбля Grupo Encuentros.
В составе ансамбля, успешно гастролирующего по всему миру с 1979г., прекрасные музыканты – Серхио Полицци (скрипка), Карлос Ноцци (виолончель), Фабио Маццителли (флейта), Эдуардо Ихидойпе (кларнет), Клаудио Эспектор (фортепиано), а также певица, свободно владеющая различными стилями – от бельканто до канто хонде и аргентинского танго, меццо-сопрано Марта Бланко.
Алисия Терзян известна как автор множества симфонических, инструментальных, хоровых и вокальных произведений, многие из которых были удостоены различных престижных международных премий и наград. В 1971г. А.Терзян была удостоена премии Ассоциации аргентинских композиторов, в 1979г. награждена Академической пальмовой ветвью французского правительства, в 1983-м – удостоена премии имени Комитаса Союза композиторов Армении и ордена Св.Месропа-Св.Саака (1988), а в 1995-м - почетной медали Моцарта Международного музыкального совета.
Впечатляет также размах музыкально-общественной деятельности А.Терзян. На протяжении ряда лет она является председателем Ассоциации современной музыки трех Америк, вице-президентом Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, секретарем Союза композиторов и председателем Музыкального совета Аргентины. Она - профессор композиции, истории и эстетики музыки Национальной и Муниципальной консерваторий Буэнос-Айреса и консультант театра Колон. Выступает с лекциями по современной музыке во многих странах мира. Произведениям Алисии Терзян присущи свободное владение современными стилистическими и техническими приемами, наряду с которыми в ее индивидуальном стиле явно прослушиваются характерные интонации армянского национального мелоса.
В симфоническом концерте, состоявшемся 1 октября в Большом концертном зале им. А.Хачатряна, прозвучало одно из ранних, наиболее известных сочинений А.Терзян – Концерт для скрипки с оркестром, написанный в 20 лет. В 1979г. этот концерт был удостоен первой премии Национального фонда Аргентины и многократно исполнялся во многих странах мира. Основанный на мелодиях армянских народных песен, отмеченный лиричностью и прозрачностью оркестровой фактуры, Концерт вместе с тем требует большой виртуозности от солиста, что и было проявлено в интерпретации известного скрипача Рафаэля Джинтоли (Аргентина), солирующего в сопровождении Филармонического оркестра Армении под управлением Э.Топчяна.
Второй концерт, состоявшийся 4 октября в Зале фресок Национальной картинной галереи, являлся своеобразной данью памяти выдающемуся аргентинскому писателю Хорхе Луису Борхесу - одиному из наиболее значительных представителей испаноязычной литературы ХХ века и основателей авангардизма в испано-американской поэзии. Заголовок программы гласил: "Борхес и музыка Буэнос-Айреса".
Вечер, задуманный как музыкально-литературная композиция, был несколько театрализован. Образ Борхеса, сидящего за письменным столом, то пишущего, то читающего отрывки из своих новелл и поэм, как бы размышляющего вслух, очень корректно и ненавязчиво представил актер Артур Карапетян. Фрагменты из произведений Борхеса перемежались исполнением сочинений известных аргентинских композиторов – современников Борхеса, музыку которых он, вне сомнения, знал и любил, тем более что большинство из них навеяны интонациями и ритмами аргентинского танго, неотъемлемого от атмосферы артистических кафе Буэнос-Айреса, где часто бывал Борхес. Сочинения Акилеса Роххеро, Альберто Гинастера (класс композиции которого окончила А.Терзян), Хуана Хосе Кастро, Габриэля Сенанеса, Карлоса Гуаставино, Даниэля Бинелли, финского композитора Юкки Тиенсуу, наконец, всемирно известного и весьма популярного в Армении Астора Пьяцоллы и самой Алисии Терзян были исполнены ансамблем Grupo Encuentros с виртуозным блеском и со всей экспрессией, характерными для аргентинского танго. Мелодическим своеобразием и свежестью колористических приемов выделялось произведение А.Терзян Les yeux fertiles в прекрасном исполнении Марты Бланко и ансамбля.
Ансамбль Grupo Encuentros в последний раз выступал в Ереване в 2001г. во время международного музыкального фестиваля и музыковедческого симпозиума "Традиционная и духовная музыка. Наследие человечества", организованного Союзом композиторов и музыковедов Армении под эгидой ЮНЕСКО. Тогда же был исполнен поэтичный квинтет Ерванда Ерканяна "Отблески заката" (1984), написанный по заказу А.Терзян и посвященный ей, давно ставший неотъемлемой частью репертуара Grupo Encuentros. Ансамбль, как и его бессменный художественный руководитель и дирижер, по-прежнему в отличной форме. Ему присущи слаженность и прекрасное звучание, хотя по сути Grupo Encuentros - это ансамбль солистов, в котором индивидуальность каждого участника выпукло очерчена. Слияние армянского и аргентинского темпераментов, четкий и выразительный жест характеризуют Алисию Терзян как дирижера, проведшую концерт на едином дыхании.
Следует лишь сожалеть, что организаторы и спонсоры этих концертов, в особенности концерта, посвященного Борхесу, обошли вниманием творческие союзы Армении и в первую очередь Союз писателей и Союз композиторов, то есть ту часть публики, которую больше всего заинтересовал бы данный концерт. Фактически приезд Алисии Терзян и ее замечательного ансамбля был лишен какой-либо рекламы. Тем не менее всем, кому удалось побывать на концерте в Картинной галерее, надолго запомнят этот вечер - "Борхес и его время" в интерпретации Алисии Терзян.
Анна Аревшатян, доктор искусствоведения, профессор
"ГА" |