Analitika.at.ua. НКР не имеет ничего общего с территориальной целостностью Азербайджанской Республики
Что должно лежать в основе переговоров
Проблема Карабаха возникла в силу известных обстоятельств, когда край волевым партийным решением был включен в состав Советского Азербайджана, заменив собой решение органов власти. Социально-экономическая ее составляющая – это проводимая Азербайджаном на протяжении десятков лет антиармянская политика.
Было ясно, что Азербайджан торопится сделать с Карабахом то же, что и с Нахиджеваном. Обостренное чувство перманентной потери родины вкупе с уже упомянутыми факторами и составили ту социально-экономическую и политическую базу, на основе которой зародился новый этап Карабахского движения. Иными словами, Движение возникло не на пустом месте, а имело значительную предысторию. И на тот период Москва создала так называемый Комитет особого управления.
Основная его деятельность ограничивалась сферой экономики. Стали формироваться экономические структуры местного самоуправления. Начался процесс постепенного вхождения областных подразделений в составы соответствующих структур Армении, пусть и в плане руководства, методической помощи. Тем самым создавалась основа для дальнейшей экономической интеграции с Арменией. И режим особого управления, когда НКАО прямо управлялась из Центра и де-факто оказалась не в составе Азербайджанской ССР, есть последний статус при СССР.
Примечательно, что после выхода Азербайджана из состава СССР (30 августа 1991г.) была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика (2 сентября 1991г.), что дает право утверждать: в карабахской проблеме в юридическом плане нет никаких изъянов. Потому что провозглашение республики произошло в полном соответствии с нормами Конституции, законов СССР и международного права. Более того, в Декларации о независимой государственности республики было зафиксировано, что на территории НКР действуют законы СССР, которые не противоречат настоящей декларации. Тем самым было заявлено, что Карабах остается территорией СССР, в то время как Азербайджан - уже нет. Это весьма важный фактор при рассмотрении карабахской проблемы.
С уходом Азербайджана Советский Союз де-юре еще не распался, и де-юре Карабах был пока составной частью СССР. И именно в соответствии с Конституцией 10 декабря был проведен всенародный референдум, 99,9% участников которого высказались за независимость НКР. Особо отметим, что никаких насильственных действий в этот период не было и все азербайджанцы оставались в Карабахе. А 28 декабря опять же в полном соответствии с действующим законодательством, нормами международного права и в присутствии десятков независимых наблюдателей провели выборы в верховный орган власти республики. Уже 6 января 1992 года состоялась первая сессия Верховного Совета НКР, которая приняла Декларацию о государственной независимости республики. Иными словами, ввиду распада СССР Карабах не мог не самоопределиться. И термин "самоопределение" в данном случае не должен вводить нас в заблуждение, ибо не имеет отношения к территориальной целостности Азербайджанской Республики. Тем более что и референдум, и весь процесс были выдержаны в соответствии с положениями Закона СССР “О выходе союзной республики из СССР”.
Документы референдума были подготовлены также и на азербайджанском языке, посредством комендатуры их отправили в азербайджанские населенные пункты. Однако азербайджанское население отказалось участвовать в референдуме. Таким образом, в начале сентября 1991 года, после ухода Азербайджана из правового поля СССР, Карабаху уже не требовалось никакого согласия - ни Центра, ни Азербайджана. Поэтому принятие решения о провозглашении НКР с юридической точки зрения было абсолютно безукоризненным. Сегодня НКР существует как полноправно функционирующая республика. Поэтому, повторимся, в контексте конфликта говорить о территориальной целостности Азербайджана нельзя.
Распад СССР явился неизбежным результатом развития внутриполитических процессов. Никто по этому поводу уже и не спорит. Он распался на те части, из которых когда-то был образован. Впоследствии суверенитет всех этих частей (республик) был признан мировым сообществом. Азербайджан со своим многонациональным составом являлся частью СССР вместе с входившими в его состав государственными образованиями – Нахиджеванской Автономной Республикой и НКАО. В результате развития аналогичных внутриполитических процессов в самом Азербайджане (более точно: Аз.ССР) эта страна тоже распалась: в данном случае на две части. На те, из которых и была образована при создании Азербайджанской ССР. Замечу, что если бы в Нахиджеване проживали даже не армяне, а представители другой, неазербайджанской национальности, они бы тоже провозгласили свою независимость. И в этом случае Азербайджан распался бы на три части. Более того, не надо забывать, что Азербайджанская ССР образовалась на исконных территориях лезгин, аварцев и талышей.
Международное сообщество стоит перед фактом распада самой Азербайджанской ССР на две части. Следует признать именно этот распад, признать, что нет уже Азербайджанской ССР, как и породившего ее СССР. Политическая целесообразность – категория переменная и не может быть исходным принципом определения статуса исторической территории (как это случилось в 20-е годы с Нагорным Карабахом).
Говоря о территориальной целостности Азербайджана, нельзя иметь в виду Азербайджанскую ССР, то есть несуществующую страну. Она, как уже было сказано, распалась на две части до того, как Минская группа ОБСЕ приступила к рассмотрению этой проблемы (1992г.). То, что одна из этих частей не признана пока миром как государство, вовсе не отрицает ее существования.
Поэтому неправильно обсуждать вопрос статуса Нагорного Карабаха. Если НКР имеет избранных народом президента и парламент, правительство и все атрибуты государства, то что, собственно говоря, мы должны обсуждать? Следует обсуждать с Азербайджаном при помощи и под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ вопросы определения государственной границы между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, признания им независимости НКР, а также межгосударственных отношений. Вот предмет переговоров. Статус же Нагорного Карабаха не подлежит обсуждению.
На каких принципах следует строить подход к конфликту
Мы обращаем внимание на опасную мутацию принципов международного права в их применении к нагорно-карабахскому конфликту, в том числе и основополагающего для современного мироустройства принципа территориальной целостности и незыблемости границ. Мы не берем под сомнение высокое международное назначение этого принципа. Основываясь на международном праве, а именно на ранее заключенных и действующих поныне международных договорах и соглашениях, мы указываем на незаконность применения этих принципов в отношении нынешней Азербайджанской Республики.
Позвольте напомнить об этих правовых основаниях. Нахиджеванская область, в 1920 году признанная неотъемлемой частью Советской Армении, в 1921 году, согласно Московскому русско-турецкому договору и Карсскому договору, под которым стоят подписи России, Турции, Советской Армении и Советского Азербайджана, была передана под протекторат Советского Азербайджана. В том же 1921 году Нагорный Карабах (весь Нагорный Карабах, а не только территории декретированной в 1923 году Нагорно-Карабахской автономной области) по неконституционному постановлению партийного органа третьей стороны, а именно Кавказского бюро Российской партии большевиков, с национально-государственным статусом советской автономии с широкими правами был передан Аз.ССР "исходя из необходимости установления национального мира между кавказскими татарами (турками) и армянами" Аз.ССР (обратите внимание: народов -соучредителей этой советской республики).
Армянский народ в Азербайджанской ССР сохранял статус одной из государствообразующих наций этой советской республики. Это доказывается не только фактом исторически непрерывного участия армян в политической и экономической жизни края, не только в силу включения огромных армянских территорий в пределы Аз.ССР, созданной в качестве наднациональной, интернациональной республики, но и фактом обладания в составе Аз.ССР автономной области как советской формы национальной государственности.
Урегулирование карабахского конфликта не может обойти эти факты, как и – особенно - факт осуществленного в ходе распада СССР геноцида армянского народа Аз.ССР и юридические последствия государственно-правовых актов, принятых в Баку и Степанакерте в ходе суверенизации НКР и АР.
Из указанных выше правовых оснований проблемы ясно и однозначно следует:
А) НЫНЕШНЯЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА актом отказа от правопреемства Аз.ССР (октябрь 1991г.) и восстановления государственности созданной в результате турецкой интервенции Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920гг.) полностью лишилась правовых оснований состояться в пределах бывшей Аз.ССР, так как ни Нахиджеван, ни Нагорный Карабах никогда не были частями этой существовавшей два года и так и не приобретшей легитимных границ марионеточной республики; понимая это, в Конституционном акте о государственной независимости (октябрь 1991г.) Баку не указал каких-либо границ для отказавшейся от правопреемства Аз.ССР Азербайджанской Республики;
Б) ЛОГИЧЕСКИЙ ВЫВОД – Нагорный Карабах никогда не был в составе независимого Азербайджана;
В) ПРИЗНАНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ НКР НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО с принципом территориальной целостности Азербайджана;
Г) В СЕНТЯБРЕ-ДЕКАБРЕ, ЕЩЕ ДО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРИЗНАНИЯ Азербайджанской Республики, Нагорно-Карабахская Республика состоялась и ныне отправляет государственную власть на территориях, к которым Баку на тот момент и по сей день не имеет никакого юридического отношения;
Д) ПРИЗНАНИЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ в границах Аз.ССР противоречит действующим международным договорам по Нахиджевану и Нагорному Карабаху и поэтому равносильно нарушению принципа территориальной целостности.
Е) НКР СФОРМИРОВАЛАСЬ НА ТЕРРИТОРИИ, не принадлежавшей Азербайджану в 1991г., а Азербайджан только в 1992г. стал членом ООН.
Ж) АРМЯНЕ - ОДНА ИЗ СФОРМИРОВАВШИХ АЗЕРБАЙДЖАНСКУЮ ССР НАЦИЙ в начале 20 в., и имели право выйти оттуда, куда их силой вовлекли, тем более что этот выход был выдержан в полном соответствии с буквой закона того периода.
Автор Армен АРУТЮНЯН доктор юр. наук, профессор
"ГА" |