Analitika.at.ua. Давно известно, что Украина является объектом, а не действующим лицом международной политики. Само по себе это не смертельно – не так уж много стран в мире могут позволить себе роскошь не оглядываться на сверхдержавы и просто на «старших товарищей». Хуже то, что зачастую нашу страну и нас, ее граждан, откровенно держат за дураков.
За громкими примерами далеко ходить не надо. Одни обещают райские блага евроатлантической безопасности и «единого европейского дома», другие предлагают газ по 400 долларов и замедленную мину двойного гражданства. В последние годы, кстати, почему-то принято считать, что США Украину соблазняют, а Россия шантажирует. В общем-то, понятно, что сладкие посулы из-за океана ничуть не лучше «медвежьей грации» Кремля, но уж когда Москва снисходит до замены кнута на пряник – хоть плачь, хоть смейся…
Вот уже почти три недели прошло с момента, как северный сосед сделал Украине одно необычное «предложение». Настолько необычное, что отсутствие внятной реакции на него с нашей стороны выглядит странным. А именно: в обмен на отказ с нашей стороны выселять Черноморский флот в 2017 году, Россия предлагает Украине сотрудничество в сфере постройки… авианосцев для своих ВМС.
Дословно: «Москва может предложить Киеву взаимодействие в области судостроения, в том числе участие украинских верфей в строительстве авианосцев для ВМФ РФ. Так 24 сентября руководитель комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов прокомментировал озвученное накануне министром обороны России Анатолием Сердюковым предложение о расширении сотрудничества с Украиной в обмен на продление базирования Черноморского флота в Севастополе после 2017 года.
По мнению сенатора и бывшего командующего Северным флотом, у России есть продуктивное поле для взаимодействия с Украиной в области судостроения. В частности, при согласии сторон могут быть восстановлены производственные мощности верфи в Николаеве, на которой во времена Советского Союза строились авианесущие крейсеры».
Пожалуй, не стоит считать, что раз подобное заявление озвучено не Медведевым, или даже целым Путиным, то всерьез относиться к нему не следует. Как показывает практика, в России так принято – важные, но сенсационные идеи озвучивает для начала кто-то третьестепенный. Пока не приживутся. Например, Жириновский (все помнят его призыв «е…уть по Тбилиси»? – то-то же). Ошибка украинской стороны в том и состоит, что никто из руководителей и политиков высшего ранга на подобное заявление не отреагировал. За всех отдувался Степан Гавриш, замсекретаря СНБО – да и он, в общем-то невнятно и двусмысленно заявил о том, что Украина конкретных предложений так ни о чем и не получила.
Между тем, украинские власти упустили момент и проявили полную некомпетентность в столь щекотливых вопросах, как флот и военно-техническое сотрудничество. Что ж, восполним за них этот пробел.
Ведь ничего не стоит объяснить, что подобные заявления России – полный бред. И бред опасный ровно в той степени, что северному соседу при случае не составит большого труда развернуть отдельный пропагандистский фронт: мол, мы предлагали чуть ли не миллиардные сделки, а проамериканская украинская власть нам отказала.
Предпосылки к тому, что подобная кампания будет успешной – налицо:
- украинское кораблестроение разрушено, два гиганта советской оборонки (Завод им. 61 коммунара и ЧСЗ, не считая сонма обслуживающих предприятий) влачат жалкое существование, научно-технический потенциал почти полностью растерян; - избиратели юго-востока, т.н. пророссийский электорат с радостью заглотнет наживку: «Россия протянула руку помощи, а бандеровцы в нее плюнули».
Дальнейшее представить несложно.
Именно поэтому уже сегодня необходимо объяснить, почему Россия, выступая с подобными предложениями, держит нас, как минимум, за людей недалеких.
1. Действительно, военно-политическое руководство РФ уже не раз высказывалось о необходимости создания собственного авианосного флота. Проектные работы ведутся с 2005 года, строительство кораблей отнесено на период после 2010-го. В течение 20-40 лет планируется создание 3-5 авианосных соединений (в настоящее время в России лишь один корабль – ТАВКР «Адмирал флота Кузнецов» можно при известной доле фантазии отнести к классу аваинесущих, и тот «еле дышит»).
Но в Северодвинске россияне c 2006 года и сами уже строят док для надводных кораблей водоизмещением до 100 тысяч тонн. Зачем им украинские мощности? Одновременное строительство двух кораблей такого класса не мог позволить себе даже СССР с его гигантоманией и навязчивым желанием догнать и перегнать США по тоннажу ВМФ. Наш ЧСЗ (г. Николаев) с его «нулевым стапелем», на котором и были заложены все ТАКРы Советского Союза – явно лишний.
2. Действительно, все советские «авианосцы» от «Москвы» и «Киева» до «Ульяновска» (фактически, таковыми они не являлись, будучи не самым удачным гибридом авианосца и ракетного крейсера) строились в Николаеве.
Но в их создании принимал участие ВЕСЬ Советский Союз. Николаев – это корпус, якорно-швартовое оборудование и сборка привозимых узлов и агрегатов. Проектировали советские авианосцы в Ленинграде, часть электроники поставляли из Прибалтики, даже винты привозили чуть ли не из Махачкалы. И это, не говоря о вооружении, электрочасти и еще о тысячах и тысячах приборов и механизмов, без которых продукция ЧСЗ – «голый корпус». А вот постройка самого корпуса как раз и может быть налажена в Северодвинске. Так зачем тащить его из Николаева на буксирах вокруг всей Европы?
А сама транспортировка соответствующих грузов? Границы, таможни, пошлины… Учитывая скорость работы бюрократов с той и другой стороны – сколько лет понадобится для согласования необходимых решений и разрешений?
Надо четко понимать, что без воссоздания всех производственных и технологических цепочек (а они утеряны), участие Украины в таких проектах – миф. В одном только Николаеве необходимо разместить на постоянной основе несчетное количество смежников, представителей десятков предприятий, чья продукция будет установлена на корабле. А еще – принимающая стороны, представители Минобороны РФ, а режим секретности…Умолчим о том, какое количество времени и денег на это потребуется. Вы уверены, что Россия готова вкладывать в Украину эти деньги? Откуда такая щедрость?
3. Кстати, о секретности. Каким образом она будет гарантирована в случае, если тысячи видов продукции пересекут границы Украины? Как ее обеспечат в самом Николаеве? Всесильного КГБ больше нет. А хуже всего то, что между Россией и Украиной отсутствует элементарное доверие на политическом уровне. Есть ли малейшие гарантии, что те же натовцы не получат максимальный доступ к секретному строительству? При нынешних отношениях между Киевом и Москвой ответ очевиден.
4. Кадровый потенциал в Украине утерян. Грубо говоря, самому юному рабочему или ИТР, который в конце 80-х принимал участие в строительстве «Варяга» или «Ульяновска» (ни тот, ни другой так и не были достроены, что тоже немаловажно), уже лет сорок. Из них последние 18 лет он авианосцы не строил (в лучшем случае – резал на металл).
В Николаеве фактически уничтожены конструкторские бюро и НИИ, а также их филиалы, имевшие отношение к кораблестроению: КБ «Прогресс», филиал «Невского ПКБ», ЦНИИ Технологии Судостроения… Список можно продолжить.
Да, новые кадры можно подготовить. Но опять-таки, платить за это должна Москва. И речь идет о самых долговременных инвестициях – в человеческий капитал. Зададимся вопросом – отношения между нашими странами настолько теплые? Без сомнения, обученных специалистов можно увезти в Россию, но зачем тогда вообще готовить их здесь? Да и как на это посмотрят те же российские граждане? Социологи уже установили «процент любви» (правильнее сказать не-любви) россиян к некогда братскому народу – поймут ли в России такое желание инвестировать в Украину: на года, на десятилетия?
Простой пример. В конце 80-х годов в цехах ЧСЗ, принимавших непосредственное участие в постройке авианесущих крейсеров насчитывалось по 1200-1300 человек. Сегодня, в лучшем случае (!), до 600. Где взять недостающих?
5. Чисто военный аспект: в СССР команда нового крейсера размещалась непосредственно в Николаеве, откуда и уходила на ходовые испытания. То есть, если бы гипотетически Украина и Россия договорились о строительстве авианосцев в Николаеве – мы бы получили еще одну военную базу на нашей территории. Стоит ли говорить, что это нереально?
Вывод один: при существующих отношениях между Украиной и Россией, тотальном недоверии, обоюдных провокациях, подозрениях такие проекты как строительство авианосцев невозможны. Причины изложены выше: Украина (в частности, Николаев) на самом деле абсолютно к такому сотрудничеству не готовы. Уж проще размещать подобные заказы в странах, которые опыт постройки авианосцев не теряли – США, Британии (кстати, легендарный гордый «Варяг» был построен в США).
Подобное сотрудничество могло бы быть налажено – но только при других отношениях между нашими странами. В настоящий же момент идея постройки авианосцев в Украине – не более чем пиар-ход.
И уж если все это делается ради того, чтобы Черноморский флот остался в Севастополе, то давайте прикинем, что для России дешевле? Может, проще платить аренду? А ведь выходит, что оплачивать свое пребывание Москва не в состоянии, а строить утопические авианосцы готова - не странная ли логика?
P.S. Кстати, на днях российские СМИ подняли тему о возможной передаче США нескольких «секнд-хэнд» фрегатов класса «Oliver Perry» украинским ВМС. «Подарок может оказаться со временем уже не столь щедрым, - пишут российские СМИ. - Дело в том, что ремонт военных судов будут осуществлять, скорее всего, американские специалисты, при чем, навряд ли на украинских доках. Не думается, что Пентагон возьмет на себя содержание сильно потрепанных кораблей. А украинская казна и без того пуста».
И далее: «Передача нескольких кораблей Украине, можно расценить, как усиление зависимости страны от США. Сегодня это будут потрепанные корабли, а в будущем с вступлением в НАТО, Украине придется полностью свернуть свою оборонку и перейти на натовский стандарт. А это грозит стране массовыми увольнениями, безработицей и вечным уже политическим хаосом».
Как вы думаете, это совпадение?
Егор Стружкин, «Фраза» |