Analitika.at.ua. После войны в Грузии и последующего признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии на Западе заговорили о том, что следующей горячей точкой может стать Крым. Настроения в Крыму после “пятидневной” войны на Кавказе претерпели существенную метаморфозу. Обострились. Нервные разговоры идут в основном между русскими, украинцами и татарами. У каждой стороны своя правда и свои аргументы. Между тем живут в Крыму и армяне, о которых — ни слова. Как будто их там никогда не существовало. Как говорят в Одессе, “вас тут не стояло”. Стало быть, никаких проблем, а также вопросов. Но в том-то и дело, что армяне обосновались в Крыму столетия назад.
Армянский Крым
Общение наших древних соплеменников с благодатным полуостровом восходит к Тиграну II Великому и Михрдату Евпатору, то есть к I веку до н.э. А в начале VII века сосланный в Херсонес византийский князь, армянин Вардан, вскоре огляделся, освоился, сверг Юстиниана II и был провозглашен императором Византии. В Х веке в элите Херсонеса был чрезвычайно активен армянин Калокир, с помощью которого Византия пыталась наладить дипотношения с киевским князем Станиславом. Несмотря на множество отдельных исторических контактов, армянская колония Крыма начала формироваться только в XI-XII вв. Отметим, что к XI веку население полуострова было исключительно полинациональным и состояло из скифов, тавров, готтов, сарматов, аланов, хазар, печенегов, а также славян, греков, а потом и армян. В XIII в. хлынули татаро-монголы...
В средние века в Крыму проживали до 150 тысяч армян, по числу они уступали только татарам. Так получилось, что после Армении и армянской Киликии это был самый армянонаселенный регион. Только в Кафе в середине XV века было до 50 тысяч.
В XIII-XVIII вв. армяне сконцентрировались во всех крупнейших центрах Крыма начиная от Кафы-Феодосии. Они были хорошо организованы и во внутренней жизни придерживались национальных традиций и норм, а с 1519 года они свято руководствовались “Судебником” Мхитара Гоша. Армяне занимались коммерцией, банковским делом, ремеслами, земледелием. Крымские армяне надолго прибрали к рукам торгово-экономическую сферу и не ограничивались только лишь полуостровом. Их деятельность разворачивалась в бассейне Черного моря и Восточного Средиземноморья, Западной Европе, в славянском мире. Армяне занимались, и очень успешно, всеми ремеслами, наличествовавшими в средние века. Перечислять не имеет смысла. Сельское армянское население тоже не сидело сложа руки.
Особенно была значительна строительная деятельность армян. Число построенных ими светских и культовых сооружений чрезвычайно велико. Так, в Кафе в течение XII-XVI вв. они возвели три десятка церквей, а также инженерных, оборонительных и прочих сооружений общего пользования, то есть внеконфессиональных.
В 1778 году, уже после русско-турецкой войны, над процветающей армянской колонией разразилась гроза ужасной силы. Императрица Екатерина II, желая прижать турок в остроконкурентной борьбе, а также стремясь разорить крымского хана и сделать его финансово зависимым от России, затеяла широкомасштабное переселение крымских армян и греков — главных налогоплательщиков хана. Так, в Азовскую губернию попали почти 13 тысяч армян. (Это они-то и основали в 1780 году Новый Нахичеван.) После присоединения Крыма к России в 1783 году армяне потянулись обратно к насиженным местам. Привилегии, данные им в конце XVIII века, катализировали их возвращение. В итоге в конце XIX — начале ХХ вв. армян Крыма стало 20 тысяч. Имена армянских купцов, заводчиков, промышленников, землевладельцев, домовладельцев были у всех на устах. Достаточно сказать, что в торговых гильдиях Симферополя в 1895-м было 70 армянских купцов, а в конце века в гильдиях всего Крыма их число достигло 523 — почти 11% от общего числа.
В первые советские годы армянство Крыма пережило все российские катаклизмы, а со второй половины 30-х годов — стресс, как и все остальные армянские общины России. В 1944-м армян Крыма объявили неблагонадежными и вместе с татарами и греками депортировали за Урал и в Среднюю Азию. В “гулаг” отправили более 8500 армян, было много потерь. В 1955-м их личные права были восстановлены, однако без права возвращения и какой-либо компенсации. Возвращаться они стали в 1980-х годах. Только в 1990-91 гг. их права были полностью восстановлены. Сегодня в Крыму проживают около 22 тысяч армян — граждан Украины. Общинная жизнь достаточно интенсивна и разнообразна, связи с Арменией крепнут и развиваются, прежде всего культурные.
Культурные традиции армянского Крыма глубоки и весьма вещественны. Они были в прямой зависимости от экономической и политической ситуации и переживали взлеты и кризис. В Крыму существовало множество армянских школ, в основном при церквах и монастырях. Среди них особой славой пользовалась Халибян варжаран, основанная Габриелом Айвазовским, братом художника.
В Крыму сложилась великолепная школа миниатюры, только в Матенадаране есть около 300 рукописей, созданных в тамошних скрипториях. Развивалась литература, некоторые области науки, особенно медицина. Армянские эскулапы так преуспели, что стали главными лечащими врачами татарских ханов. Слава об армянских зодчих и строителях гремела по всему полуострову. Именно армяне окружили Кафу второй мощной крепостной стеной (XIV-XV вв.). В 1316 году они провели водопровод в Кафу. Традицию продолжил Ованес Айвазовский, тоже проведший в Феодосию водопровод. Многие памятники сохранились. В этом году после реставрации был открыт известный монастырь Сурб Ншан (снимок слева).
Крым дал национальной культуре многих выдающихся людей, многие из них известны далеко за пределами армянского космоса. Достаточно отметить художников Айвазовского и Магдесяна, композиторов Спендиарова и Кара-Мурзу, скрипача Налбандяна. Вот только легкий контур армянского Крыма.
Пираты крымских степей
Споры о том, чей Крым, ведутся со времен Османской империи. И в наши дни, несмотря на международные договоры, они периодически вспыхивают с новой силой. Каждый русский знает, что Севастополь — это город воинской славы, что крымская земля обильно полита русской кровью, а передача Крыма Украине в 1954 году — досадное недоразумение. Украинец только ухмыльнется на это в усы и добрым словом помянет Хрущева, а также Ельцина, который, подписав договор с Украиной, утвердил Крым под жовто-блакитным флагом.
И только хитрые крымские татары тихонько посмеиваются, слушая эти пустые разговоры. Они-то знают: по декларации курултая татар Крыма от 28 июня 1991 года вся крымская земля, ее недра, а также омывающие полуостров моря вместе с рыбой и полезными ископаемыми шельфа принадлежат им и только им! И правом на самоопределение на территории полуострова обладает только крымско-татарский народ, а не украинцы и тем более не русские.
Пока час освобождения не пробил, крымские татары занялись прямо противоположной освобождению деятельностью. А именно: самозахватом крымских земель. По дороге из Симферополя в Бахчисарай по обеим сторонам дороги можно наблюдать мрачное зрелище: ряды серых каменных будок, уходящих за горизонт. Ни окон, ни дверей. Размер как раз под волкодава. Это татары так столбят захваченную землю. Будки на первый взгляд хлипкие. А попробуй пригнать бульдозер для законного, между прочим, сноса. Дежурный моментально оповестит группу немедленного реагирования, и несколько десятков крепких парней с дубинами уже через 15 минут окажутся на пути тяжелой техники.
— Нам не жалко земли для лиц, пострадавших от сталинского террора, — уверяет депутат Верховной рады Крыма Олег Родивилов. — Но что происходит на самом деле? Эти самозахваченные участки крымские татары оформляют в собственность. Получают дотацию от государства на обустройство. Затем продают землю. И снова захватывают. Это прямо конвейер. А деньги идут в меджлис на “освободительную борьбу”. Кстати, постановлением ВС Крыма от 8 октября 1992 года меджлис и “Организация крымско-татарского национального движения” признаны антиконституционными. Но они ничего, прекрасно себя чувствуют при попустительстве центральной власти...
Самую большую в Крыму мечеть — Соборную меджлис решил строить тоже излюбленным методом самозахвата. Это несмотря на то что место под мечеть было выделено горсоветом в двух километрах от трассы Симферополь — Ялта. Но туда надо вести дорогу, электричество. Обустраивать стоянки. И строительный камень разгрузили прямо у обочины главной трассы Крыма. Если здесь возведут мечеть (а все к этому идет), то трасса окажется перекрытой. Особенно в дни мусульманских праздников. Строительство хорошо защищено лозунгами и обращениями на украинском, которые развешаны тут и там: “Пан президент, вы — гарант Конституции Украины! Остановите грубое нарушение крымской властью прав граждан Украины, исповедующих ислам!”
До Великой Отечественной войны в Крыму проживало 24 процента татар. В 1944 году по постановлению ГКО их всех депортировали в Среднюю Азию. За что? Сталин не смог простить крымско-татарскому народу, что на оккупированной фашистами территории из добровольцев были созданы соединения СС.
Конечно, народ не должен отвечать за действия нескольких тысяч предателей. Преступление Сталина перед татарами не меркнет, даже если отдельные представители народа участвовали в карательных операциях. Однако немцы решительно осудили фашизм. А вот татарские лидеры промолчали... Как объяснить, что в Бахчисарае в прошлом году рядом с усыпальницей первых крымских ханов был перезахоронен привезенный из Германии прах Эдиге Кырымала — активного пособника фашистов в годы оккупации и национального героя крымско-татарского народа? Никто не забыт, ничто не забыто?
А Киев смотрит на все это сквозь пальцы. Крымские татары — это “стабилизирующий” фактор, который сдерживает дрейф полуострова к российским берегам.
— Недавно принятая в России программа по возвращению соотечественников — это подкоп под русских в Крыму! — считает председатель исполкома русской общины Крыма Олег Слюсаренко. — Если отсюда русские уедут, то Крым будет безвозвратно потерян для России. Татары так и заявляют: мы выдавим вас отсюда, как пасту из тюбика.
Однако волна татарских репатриантов пошла на убыль. Те, кто хотел переехать из Средней Азии, уже сделали это. Процентный состав татарского населения в Крыму после бурного роста 90-х вот уже второй год стабилизировался — 13%. Дошло до того, что в Крым под видом татар потянулись... узбеки. Уже зафиксировано 2 тысячи самозванцев, которые по примеру татар тоже строят будочки и ждут “узаконения” (украинский канцелярский термин, означающий легализацию самозахвата). Татары борются с самозванцами. Но тоже пока безуспешно.
Что нужно крымскому татарину
“Меджлис находится в уютном двухэтажном особнячке, — пишет корреспондент журнала “Власть”. — Я был здесь в 2004 году, когда брал интервью у бессменного председателя этого органа Мустафы Джемилева. С тех пор сделали евроремонт. Поставили новую мебель, компьютеры... Самого Джемилева не было. Он улетел в Турцию на переговоры. Пришлось разыскивать Ремзи Ильясова — депутата и руководителя фракции “Курултай-Рух”.
Ремзи оказался очень симпатичным мужчиной. Но за улыбкой, за голубыми глазами чувствовалось коварство янычар.
— Крымско-татарскому народу нужно две вещи: общее признание татарского языка, татарской культуры и соответствующая законодательная база, чтобы нас наконец признали равноправным народом в Крыму. Нужен закон о восстановлении наших прав! — сообщил мне депутат.
То, что не удалось “Власти”, удалось бакинскому “Зеркалу”, которому Мустафа Джемилев дал эксклюзивное интервью. Корреспондент долго расспрашивает бывшего диссидента о крымской ситуации, Косово, Южной Осетии и Абхазии и т.д. Под самый конец задает коренной вопрос — какими, мол, кажутся Джемилеву попытки Баку урегулировать карабахский конфликт. Вот мнение диссидента-миротворца: “Ну, мне так кажется, что выход решения вопросов территориальной целостности только один — это военный путь. Просто мирными переговорами вернуть Карабах нереально. Азербайджан должен усиливаться, причем речь идет не только о милитаризации, но и о построении государства на демократических принципах”.
...Недавно крымско-татарская общественная организация “Милли Фирка” обнародовала обращение к руководству России с призывом “защитить коренной и другие малочисленные этносы Крыма от непрекращающегося геноцида со стороны националистически настроенных официальных властей Украины”. Как отмечается в обращении, адресованном президенту России Дмитрию Медведеву и главе правительства Владимиру Путину, “Милли Фирка” вынуждена апеллировать к ним, поскольку исчерпала “все возможные средства защиты на Украине”. В обращении, подписанном и переданном в генконсульство России в Симферополе лидером “Милли Фирка” Васви Абдураимовым, отмечается, что “мы крайне рассчитываем и надеемся на вашу поддержку и конкретные инициативы по пресечению геноцида малых народов на Украине”. Так-то...
Позитив и негатив
О крымских страстях корр. “Власти” говорят политические деятели Украины.
Леонид ЖУНЬКО, постоянный представитель президента Украины в Крыму:
— После конфликта в Грузии многие заговорили о том, что следующим будет Крым.
— Это говорит только тот, кто совершенно не знает ситуации. Чтобы о чем-то говорить, надо разбираться в предмете. Когда ты толком не знаешь, где находится Крым, и понятия не имеешь, что здесь происходит, можно наговорить всяких глупостей. А крымчане потом удивляются, о чем вообще идет речь — о Крыме или о Марсе? Здесь течет нормальная жизнь, просто со своими особенностями.
— Лидеры пророссийских организаций в Крыму говорят, что и украинские власти немало делают для нагнетания напряженности. Разве это способствует позитиву? Вы как представитель президента доносите эти мысли до Киева?
— Конечно же, надо искать баланс. Нельзя опускаться и до точки зрения пророссийских сил, которые говорят, что они носители русского языка и украинский им не нужен. Причем говорят об этом те люди, которые находятся во власти и состоят на службе государства под названием Украина. Госслужащий не может так поступать. По закону он обязан знать государственный язык. А они не только не знают, но и не хотят знать. Тогда надо определиться: или ты госслужащий и соблюдаешь закон, или ты политик и ведешь свою борьбу. Разговор о том, что в Крыму не дают учить русский — это искажение действительности. Здесь 93% русских школ и лишь 6% — украинских. Ущемления не существует. Как и кто сегодня может лишить русских права учить свой язык?
Василий ВОЛГА, лидер Союза левых сил Украины
— С вашей точки зрения, возможно ли в Крыму повторение недавних событий в Южной Осетии?
— Это исключено. Нужно учесть одну вещь: когда Михаил Саакашвили начал агрессию против Южной Осетии, уровень его легитимности был невероятно высок. Граждане Грузии дали ему карт-бланш. Его поддерживало огромное количество людей. Уровень легитимности нынешнего президента Украины колеблется между 3% и 5%. Трудно найти украинца, у которого фамилия Ющенко не сидела бы в печенках. В этих условиях силовой вариант в Крыму, введение войск с целью ликвидации крымской автономии будет встречено колоссальным протестным движением.
Всенародная вражда
Украинские власти и политики, рьяно отстаивающие государственные интересы, особой активностью в Крыму пока не отличаются.
Если прогуляться по улицам Симферополя, можно заметить, что украинизация Крыма пока идет не слишком успешно. Люди на улицах говорят исключительно по-русски. В газетных киосках непросто отыскать издания на украинском языке: помимо местных русскоязычных газет здесь торгуют “Комсомольской правдой” и “Аргументами и фактами”. В кинотеатре “Спартак”, расположенном на главной прогулочной улице, Пушкинской, идет российский фильм “Гитлер капут!” с припиской: “на русском языке”. При этом в соседнем с кинотеатром дворике на стене красуется огромная свастика, а на стене напротив — поясняющая надпись на русском языке: “Смерть хачам!” Аналогичных надписей про хохлов в Крыму найти невозможно.
* * *
Сложный расклад, ничего не скажешь. Не до конца понятный и предсказуемый. А что армяне Крыма? Скорее всего им ничего не угрожает, хотя, конечно, надписи типа “смерть хачам” не очень-то поднимают настроение. Главное, чтобы общинной жизни и культурной автономии ничто не угрожало, чтобы в большом споре не забыли и о своих армянах, об армянских памятниках — культурном достоянии всего Крыма. Будем надеяться.
По материалам российской прессы
Подготовил Карэн МИКАЭЛЯН
"НВ" |