Analitika.at.ua. Представляем статью
грузинского обозревателя Бесика Пипия о проекте строительства автомагистрали
Ереван-Батуми через армянский регион Самцхе-Джавахк
Президенты Грузии Михаил Саакашвили и Армении Серж Саргсян
договорились построить новую автомагистраль, которая свяжет два государства по
маршруту: Ереван – Гюмри – Ахалкалак – Ахалцхa – Батуми. Глава армянского
государства заявил, что новая дорога очень важна для Армении, так как сократит
протяженность пути из Еревана к Черному морю с 700 км до 450 км. Если сегодня из
Еревана автомобиль доезжает до Батуми за 10-12 часов, то по новой дороге время
сократится до 5-6 часов.
Лидер оппозиционной Лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили заявил, что
строительство этой дороги может вызвать потерю еще одной части Грузии –
Самцхе-Джавахка, где компактно проживает армянская диаспора. «Саакашвили
пытается построить в Грузии новый Рокский тоннель (соединяющий Южную Осетию с
Россией) и создать условия для сепаратизма еще в одном регионе страны, - заявил
Шалва Нателашвили. - Строительство нового «Рокского тоннеля» в нашей стране
обязательно в недалеком будущем взорвет комплексный и страшный сепаратизм».
В минувший понедельник по инициативе РИА Новости состоялся
видеомост между Тбилиси и Ереваном. Грузинские и армянские политологи обсуждали
итоги недавнего визита президента Армении Сержа Саргсяна на берега Куры. По
просьбе автора этих строк вот как прокомментировали участники видеомоста
ситуацию вокруг строительства новой автомагистрали из Армении в Грузии.
Александр Маркаров, эксперт,
заместитель проректора Ереванского государственного университета: «Рокский
тоннель нельзя винить в том, что произошло в августе в Грузии. Может быть,
проблемы вызывают люди, которые не строят тоннели, мосты и дороги».
Сосо Цискаришвили, политолог эксперт
по экономическим вопросам: «Когда мы говорим о Рокском тоннеле-2, конечно, мы
подразумеваем не Армению. Рокский тоннель для нас - не дырка в скале, а это
образ той опасности, которая настигла Грузию. Когда мы говорим об опасениях, мы
предполагаем, что российские войска вышли с территории Грузии, и их огромное
количество расположилось под нашим боком в Гюмри. Офицеры и солдаты спят и
видят, как они по прекрасной дороге возвращаются в Грузию.
Если проект строительства этой дороги созрел в умах армянских и грузинских
политиков, экономистов, надо давать зеленую дорогу таким начинаниям. Но у нас
есть уже печальный опыт и соответственно основания для опасений, что этот
проект является еще одной так называемой домашней заготовкой товарища Путина,
который с нынешней весны много чем грозил Грузии и обещания перевыполнил. Никто
не может гарантировать, что по этой дороге когда-либо не двинутся российские
войска. О строительстве новых автомагистралей, мостов и тоннелей можно будет
говорить тогда, когда регион станет цивилизованным, а государствами будут
управлять избранные народом правители».
Ван Байбурт, советник президента
Грузии: «Сама дорога существует, просто она пришла в негодность и требует капитального
ремонта. Что касается опасений, что из Гюмри по новой дороге могут двинуться
русские танки в Самцхе-Джавахк, нелогичны. Потому что танкам не нужны автобаны,
они грязи не боятся и передвигаются по бездорожью».
Александр Искандерян, политолог, директор
Института Кавказа: «Я не согласен с тезисом, что причиной югоосетинской
проблемы является Рокский тоннель, а абхазской проблемой - наличие дороги из
Абхазии в Россию. От тоннелей не бывает конфликтов. В карабахском конфликте не
было аналога Рокского тоннеля, да и вообще не было дороги, соединяющей нагорный
Карабах с Арменией. Дорога – Лачинский коридор – появилась после возникновения
конфликта. В тоже время имеется масса всяких дорог между Россией и северным
Казахстаном, где живут русские, но конфликты не возникали. Так же как и
Квемо-Картли, населенный азербайджанцами, не поднимает восстаний, имея массу
дорог с Азербайджаном.
Не могу согласиться с мнением, что конфликты можно урегулировать абсолютной
изоляцией. То есть, чтобы армяне в Джавахке не безобразничали, нужно вокруг них
выстроить стену. Эта дорога нужна Армении - бизнесменам для доставки грузов,
туристам, и, конечно, этими дорогами оживятся районы, через которые будет
проходить магистраль. И вообще, считаю, чем будет больше дорог, тем всем лучше.
Во время августовских событий была перекрыта российскими войсками единственная
дорога, соединяющая восток и запад Грузии. Если была еще одно дорога, гражданам
было бы намного легче».
Нико Орвелашвили, политолог, эксперт
по экономическим вопросам: «Если бы у нас была вторая магистраль, третья,
десятая, что стоило российским бомбардировщикам вывести их строя? То есть сооружение
запасных путей – это не повод в спешном порядке сооружать магистраль. Если
сегодня посмотреть со стороны на Грузию, у наблюдателя появится впечатление,
что у этой страны сегодня две наиважнейшие проблемы: демонтаж памятника Сталину
и строительство дороги Ереван – Батуми. Имеется масса других первоочередных
проблем, в их числе предоставление крыши над головой десяткам тысяч беженцам из
Южной Осетии.
Что касается конкретно опасений, высказанных Шалвой Нателашвили, то и я
придерживаюсь подобного мнения. Мне приходилось бывать в Самцхе-Джавахке,
общаться с проживающими там людьми, которые в довольно агрессивной форме
требовали автономию. А до следующего шага – требований независимости рукой
подать. Сегодня наше грузинское правительство проваливает проекты один за
другим, и чтобы избавиться от народного гнева, может легко перенаправить
народное недовольство в другое русло, которое часто оказываются этническими
конфликтами.
Новую автомагистраль не построишь на деньги, оставшиеся в конце года в бюджете.
Это масштабный проект и нужны необходимые обоснования, очень сомневаюсь, что
они существуют. Дороги не только оживляют местности, но и несут
дополнительные негативные нагрузки: терроризм, наркотрафик. Словом, подобные
проекты должны планироваться тщательно, да и законодательство грузинское
требует, чтобы по каждому проекту проводилась комплексная экспертиза. А так,
как говорят русские, не бывает: пальцем ткнул в небо и попал в точку».
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.