Среда, 24.04.2024, 10:37
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Октябрь » 16 » Кто финансирует страх?
Кто финансирует страх?
00:03

Analitika.at.ua. Представляем статью грузинского обозревателя Бесика Пипия о проекте строительства автомагистрали Ереван-Батуми через армянский регион Самцхе-Джавахк

 

Президенты Грузии Михаил Саакашвили и Армении Серж Саргсян договорились построить новую автомагистраль, которая свяжет два государства по маршруту: Ереван – Гюмри – Ахалкалак – Ахалцхa – Батуми. Глава армянского государства заявил, что новая дорога очень важна для Армении, так как сократит протяженность пути из Еревана к Черному морю с 700 км до 450 км. Если сегодня из Еревана автомобиль доезжает до Батуми за 10-12 часов, то по новой дороге время сократится до 5-6 часов.


Лидер оппозиционной Лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили заявил, что строительство этой дороги может вызвать потерю еще одной части Грузии – Самцхе-Джавахка, где компактно проживает армянская диаспора. «Саакашвили пытается построить в Грузии новый Рокский тоннель (соединяющий Южную Осетию с Россией) и создать условия для сепаратизма еще в одном регионе страны, - заявил Шалва Нателашвили. - Строительство нового «Рокского тоннеля» в нашей стране обязательно в недалеком будущем взорвет комплексный и страшный сепаратизм».

 

В минувший понедельник по инициативе РИА Новости состоялся видеомост между Тбилиси и Ереваном. Грузинские и армянские политологи обсуждали итоги недавнего визита президента Армении Сержа Саргсяна на берега Куры. По просьбе автора этих строк вот как прокомментировали участники видеомоста ситуацию вокруг строительства новой автомагистрали из Армении в Грузии.


Александр Маркаров, эксперт, заместитель проректора Ереванского государственного университета: «Рокский тоннель нельзя винить в том, что произошло в августе в Грузии. Может быть, проблемы вызывают люди, которые не строят тоннели, мосты и дороги».


Сосо Цискаришвили, политолог эксперт по экономическим вопросам: «Когда мы говорим о Рокском тоннеле-2, конечно, мы подразумеваем не Армению. Рокский тоннель для нас - не дырка в скале, а это образ той опасности, которая настигла Грузию. Когда мы говорим об опасениях, мы предполагаем, что российские войска вышли с территории Грузии, и их огромное количество расположилось под нашим боком в Гюмри. Офицеры и солдаты спят и видят, как они по прекрасной дороге возвращаются в Грузию.


Если проект строительства этой дороги созрел в умах армянских и грузинских политиков, экономистов, надо давать зеленую дорогу таким начинаниям. Но у нас есть уже печальный опыт и соответственно основания для опасений, что этот проект является еще одной так называемой домашней заготовкой товарища Путина, который с нынешней весны много чем грозил Грузии и обещания перевыполнил. Никто не может гарантировать, что по этой дороге когда-либо не двинутся российские войска. О строительстве новых автомагистралей, мостов и тоннелей можно будет говорить тогда, когда регион станет цивилизованным, а государствами будут управлять избранные народом правители».


Ван Байбурт, советник президента Грузии: «Сама дорога существует, просто она пришла в негодность и требует капитального ремонта. Что касается опасений, что из Гюмри по новой дороге могут двинуться русские танки в Самцхе-Джавахк, нелогичны. Потому что танкам не нужны автобаны, они грязи не боятся и передвигаются по бездорожью».


Александр Искандерян, политолог, директор Института Кавказа: «Я не согласен с тезисом, что причиной югоосетинской проблемы является Рокский тоннель, а абхазской проблемой - наличие дороги из Абхазии в Россию. От тоннелей не бывает конфликтов. В карабахском конфликте не было аналога Рокского тоннеля, да и вообще не было дороги, соединяющей нагорный Карабах с Арменией. Дорога – Лачинский коридор – появилась после возникновения конфликта. В тоже время имеется масса всяких дорог между Россией и северным Казахстаном, где живут русские, но конфликты не возникали. Так же как и Квемо-Картли, населенный азербайджанцами, не поднимает восстаний, имея массу дорог с Азербайджаном.


Не могу согласиться с мнением, что конфликты можно урегулировать абсолютной изоляцией. То есть, чтобы армяне в Джавахке не безобразничали, нужно вокруг них выстроить стену. Эта дорога нужна Армении - бизнесменам для доставки грузов, туристам, и, конечно, этими дорогами оживятся районы, через которые будет проходить магистраль. И вообще, считаю, чем будет больше дорог, тем всем лучше. Во время августовских событий была перекрыта российскими войсками единственная дорога, соединяющая восток и запад Грузии. Если была еще одно дорога, гражданам было бы намного легче».


Нико Орвелашвили, политолог, эксперт по экономическим вопросам: «Если бы у нас была вторая магистраль, третья, десятая, что стоило российским бомбардировщикам вывести их строя? То есть сооружение запасных путей – это не повод в спешном порядке сооружать магистраль. Если сегодня посмотреть со стороны на Грузию, у наблюдателя появится впечатление, что у этой страны сегодня две наиважнейшие проблемы: демонтаж памятника Сталину и строительство дороги Ереван – Батуми. Имеется масса других первоочередных проблем, в их числе предоставление крыши над головой десяткам тысяч беженцам из Южной Осетии.


Что касается конкретно опасений, высказанных Шалвой Нателашвили, то и я придерживаюсь подобного мнения. Мне приходилось бывать в Самцхе-Джавахке, общаться с проживающими там людьми, которые в довольно агрессивной форме требовали автономию. А до следующего шага – требований независимости рукой подать. Сегодня наше грузинское правительство проваливает проекты один за другим, и чтобы избавиться от народного гнева, может легко перенаправить народное недовольство в другое русло, которое часто оказываются этническими конфликтами.


Новую автомагистраль не построишь на деньги, оставшиеся в конце года в бюджете. Это масштабный проект и нужны необходимые обоснования, очень сомневаюсь, что они  существуют. Дороги не только оживляют местности, но и несут дополнительные негативные нагрузки: терроризм, наркотрафик. Словом, подобные проекты должны планироваться тщательно, да и законодательство грузинское требует, чтобы по каждому проекту проводилась комплексная экспертиза. А так, как говорят русские, не бывает: пальцем ткнул в небо и попал в точку».

 

Бесик Пипия, обозреватель РИА Новости (Тбилиси)

ИЦ BAGIN

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 778
Календарь новостей
«  Октябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru