Четверг, 25.04.2024, 00:43
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Октябрь » 21 » Большая армянская мечта Америки
Большая армянская мечта Америки
11:21
В списке самых богатых людей мира по версии журнала Forbes фамилия этого человека занимает 41 строчку. А возле нее – примечание: «Fortune: self made» («Человек, делавший себя и свое состояние сам»). И вряд ли кто-либо из указанного списка заслуживает того звания больше, чем Кирк Керкорян.

 

Его родители прибыли в Америку не на знаменитом «Мэйфлауэре», и у него никогда не было влиятельных родственников. Кирк Керкорян (Kirk Kerkorian) родился во Фресно (Калифорния) в 1917 г. последним из четырех детей в семье бедных армянских эмигрантов. Английский язык он учил на улице во время Великой депрессии и в первый раз принес в семью деньги в возрасте 9 лет. Жизнь заставляла браться за любую случайную работу – от разносчика газет до мойщика машин. Зарабатывая всего 40 центов в час неквалифицированным чернорабочим в Metro Goldwyn Mayer (MGM), он и представить не мог, что в будущем станет владельцем этой гигантской кинокомпании: «Если вы предоставлены самому себе, то входите в жизнь очень рано. Вы получаете импульс, который стимулирует вас сильнее, чем любое наследство». Оставив после восьми классов школу, Кирк подался в любительский бокс. И достиг в этом занятии немалого успеха, став местным чемпионом в полусреднем весе. Но максимальный гонорар за бой составлял всего четыре доллара. Приходилось подрабатывать. Однажды некий Тед О’Флаэрти, которому он клал камин, предложил Кирку прокатиться на его двухместном самолете. И Керкорян буквально «заболел» авиацией.

Молодой Кирк уже тогда хорошо усвоил американскую пословицу: «Закон – это телеграфный столб. Его нельзя перепрыгнуть, но можно обойти». И уговорил лос-анджелесского служащего системы школьного образования подделать свидетельство, позволявшее получить права на управление самолетом. После этого отправился на ранчо «Счастливое дно» в летную школу Флоренс Барнс по прозвищу Панчо. Но десяти тысяч долларов на обучение у него не было, и он предложил Флоренс оплатить учебу работой на ранчо. После шести месяцев дойки коров и уроков пилотажа Кирк наконец-то получил не только вожделенные права, но и место инструктора летной школы.

А затем началась Вторая мировая война, и Керкорян подрядился перегонять канадские бомбардировщики Mosquito в Шотландию. Поверьте, это было более опасное занятие, чем перегонять «тачки» из Германии в дикие девяностые. Из четырех рейсов лишь один заканчивался благополучно. Но и платили по тем временам по-царски – $10 тысяч за рейс. Маршрут с дозаправкой в Исландии грозил самолетам обледенением. Прямой же путь через Атлантику таил другую угрозу: дальность полета составляла 1400 миль, а от берегов Канады до Шотландии было около 2200 миль. Для того чтобы благополучно добраться, нужно было поймать попутный воздушный поток, называемый Исландской волной. Выжить в таких условиях можно было лишь благодаря чистому везению. За два с половиной года Кирк перегнал 33 бомбардировщика и при этом не только остался жив, но и скопил свой стартовый капитал, чтобы купить собственный одномоторный самолет для чартерных рейсов. И тут Его Величество Случай вновь круто изменил его судьбу. В июле 1945 г. Кирк впервые оказался в Лас-Вегасе, игорной столице США, и увлекся азартными играми в казино. Проигрывая порой по $50-80 тысяч за ночь, Керкорян тем не менее в накладе не остался и даже прикупил небольшую чартерную авиакомпанию Los Angeles Air Service. Со временем он понял, что лучший способ гарантированно выиграть у игорного заведения – стать его владельцем. Продав в 1968 г. авиакомпанию за $104 млн., он покупает участок земли в 60 акров вдоль центральной улицы Города Греха всего за $960 тыс. А затем выгодно продает его под строительство Caesars Ра1асе, предварительно заработав $4 млн. на аренде отдельных участков. Эту сделку журнал Fortune назвал одной из самых выгодных земельных операций в истории Лас-Вегаса. На вырученные деньги Кирк тут же прикупает 82 акра земли и приступает к строительству своего первого мегаотеля. Следуюшей стала крупнейшая на то время гостиница International.

Но не все у Керкоряна шло так гладко, как может показаться со стороны. Чтобы расплатиться с долгами после строительства, ему приходится уступить половину отеля корпорации Hilton. А когда и это оказалось недостаточным, Кирк, не колеблясь, закладывает свой дом в Лас-Вегасе, яхту и самолет. Это так, штрихи к портрету настоящего борца за денежные знаки, всегда готового поставить на кон все, что у него имеется. Но самым большим его проектом стало строительство в 1973 г. MGM Grand Hotel, самого настоящего «города развлечений»: 5045 номеров на 30 этажах. Назвал он его так в честь фильма Grand Hotel, снятого киностудией MGM в 1932 г. Дело в том, что наряду с участием в игорном бизнесе Кирк в 1969 г. скупает акции кинокомпании MGM (Metro Goldwyn Mayer). Позднее к ней добавились United Artists, Columbia Pictures и 20th Century Fox.

Игры Кирка в «кино» напоминают водевиль. Например, Metro Goldwyn Mayer Керкорян приобретал трижды и столько же раз продавал, и самое интересное – каждый раз с прибылью для себя! Просто по Ильфу и Петрову: «Паниковский всех вас продаст, купит и снова продаст. Но уже дороже». В конце концов это ему надоело. И уже окончательно «сплавив» в 2005 г. MGM компании Sony, Кирк глубоко задумался о том, что же делать дальше. Жизнь проходит (в июне ему стукнуло 88 лет), и хочется заняться чем-то посерьезнее.

Еще во времена беспокойной юности, работая мойщиком автомобилей, Киркорян открыл свой бизнес, покупая разбитые машины и собирая из нескольких таких одну, способную к передвижению. На каждом отреставрированном авто он зарабатывал от $5 до $10.

Разумеется, сейчас за такие деньги Кирк даже не чихнул бы. Но к автобизнесу он присматривался давно: еще в 1980 г. прикупил акций корпорации Chrysler, став в одночасье ее самым крупным акционером. Керкоряна всегда отличала одна черта: он не просто вкладывал деньги, но и соразмерно вложенной сумме пытался влиять на процесс принятия решений. Не будучи услышанным руководством, в 1995 г. Кирк на пару с бывшим председателем Chrysler, знаменитым Ли Якоккой пытается выкупить всю компанию. Но многообещающий дуэт не смог собрать необходимой суммы. Однако это не смутило неугомонного армянина – Кирк пробивается в совет директоров компании. Именно под давлением Керкоряна в 1990-х годах произошло слияние Chrysler с немецким Daimler-Benz. В день подписания сделки Кирк сразу заработал $660 млн. Но почему-то остался недоволен, предъявив впоследствии руководству Daimler Chrysler иск еще на $1 млрд. И вот Кирк начинает свое второе наступление на автобизнес. Для начала он скупил почти 10% акций General Motors, став самым крупным ее совладельцем, и протащил в совет директоров своего человека – Джерома Йорка. А затем предложил идею объединения трех мировых автогигантов: GM с японско-французским концерном Nissan-Renault. В случае создания такого альянса с его конвейера сходил бы каждый четвертый автомобиль в мире, совокупный объем производства составил бы 15 млн. машин, а прибыль достигла бы $326 млрд. в год. Причем Nissan-Renault был согласен начать переговоры. Но что-то не понравилось руководству GM, посчитавшему, что концерн способен самостоятельно преодолеть кризис. В итоге переговоры были сорваны.

Раздосадованный Керкорян продал свой пакет акций, а General Motors до сих пор не может решить своих проблем. Но Кирк не сдается. Теперь он предлагает $4,5 млрд. за Chrysler, чтобы добиться осуществления своей идеи – объединить Renault-Nissan если не с GM, то хотя бы с Chrysler. Однако воротилы автобизнеса не любят, когда американцы в первом поколении, поднявшиеся из нищеты, суют нос в их дела. И Chrysler «отошел» к Cerberus Capital Management.

 

Вы думаете, что 90-летний Кирк успокоился и ушел на пенсию? Ошибаетесь. В июне нынешнего года возглавляемая им инвестиционная компания Tracinda приобрела к уже имеющимся 100 миллионам еще 20 миллионов акций Ford Motor Company, доведя размер своего пакета до 5,6% всех акций. Семья Ford, владеющая всего 3% акций, надеялась, что «орел Лас-Вегаса» ограничится простым инвестированием. Не тут-то было! Для того и покупали дополнительные акции, чтобы продавить решение о продаже Volvo и Mercury. Хотя как раз против этого и возражает «семья», представляющая собой уже пятое поколение потомков основателя американской автоиндустрии. Впрочем, публично Кирк поддержал существующий план вывода компании из кризиса, который составил президент Ford Алан Маллели. Пока поддержал...

«Акула бизнеса»? «Хищник»? Только странный немного, с принципами. Как пишет все тот же Forbes, «Керкорян никогда не наживается за счет мелких держателей акций, и если вы вкладываете капитал в Керкоряна, вы имеете те же преимущества, что и он». Недоверчивые американские банки готовы выдавать ему многомиллионные кредиты (о, ужас!) без всякого обеспечения, под честное слово. Сам же Кирк выразился на этот счет следующим образом: «Я просто не пытаюсь обглодать кость дочиста. Не жду, пока цены достигнут максимума. Ведь они имеют привычку неожиданно падать. Я делаю свой ход уже тогда, когда прибыль кажется мне справедливой».

При всей своей деловой хватке Керкорян – человек не публичный, практически никогда не дает интервью и не посещает светских вечеринок. И для миллиардера он до неприличия скромен: частенько его можно было видеть в общей очереди за билетами на премьеру собственной кинопродукции. Благодарные за оказываемую им помощь армяне несколько раз пытались назвать его именем бульвар в Ереване, и каждый раз получали вежливый, но твердый отказ. «Мои дела сами говорят за себя», – отвечает в таких случаях Кирк.

Многие считают, что ему просто фантастически везет. Не будем спорить. Заметим лишь, что тому, кто ничего не делает, не повезет никогда. Много ли надо от жизни человеку, которому  перевалило за девяносто? «Было время, когда моей целью были 100 000 долларов. Затем я думал, что достигну всего, если сделаю миллион долларов. Теперь вопрос уже не в деньгах».

Именно в потрясающей работоспособности этого человека, замешанной на сложившемся еще со времен боксерской юности бойцовском характере, и кроется секрет его феноменального успеха.

 

Интересные факты

 

          Личное состояние Кирка Керкоряна, по оценке Forbes, составляет $18 млрд.

          Инвестиционная компания Кирка Керкоряна Tracinda Corporation названа так в честь двух его дочерей от второго брака – Трейси и Линды. Из комбинации этих же имен состоит и название американо-армянского благотворительного фонда Lincy.

          В фильме «Одинадцать друзей Оушена», снятом в 2001 г., действие разворачивается в принадлежащем Кирку Керкоряну казино «Белладжио». Владелец разрешил на съемках отключать фонтаны, закрывать главное фойе, гостевую, парковку и ботанические сады.

          За исключительные заслуги общенационального характера и деятельность, направленную на обустройство и процветание Армении, Кирк Керкорян удостоен звания национального героя Армении.

          Пожертвованные Керкоряном в 2003 г. на развитие культуры в Армении $200 млн. составляли на тот момент половину госбюджета этой республики.

 

Дмитрий РОМАНЕНКО

"Motor News"

Категория: Библиотека | Просмотров: 1544
Календарь новостей
«  Октябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru