Analitika.at.ua. Во дворце культуры
им.Шарля Азнавура в Ванадзоре 10-12 октября проходила выставка "Лори
продэкспо-2008". Организовали ее ТПП РА совместно с Лорийской палатой и
региональным Центром развития и содействия предпринимательству. В выставке
приняло участие более 40 предприятий и организаций области, представляющих
химическую и горнорудную промышленность, легкую и пищевую отрасли, сферу услуг,
производство стройматериалов и другие. Среди них - такие крупнейшие предприятия
области, как Ванадзорский химический и Ахталинский горнообогатительный
комбинаты, филиалы крупнейших банков.
Открывая выставку, президент ТПП РА Мартин Саркисян и
руководитель областной палаты Самвел Наджарян подчеркнули исключительную
важность подобных мероприятий в регионах. В экспресс-интервью "ДЭ"
М.Саркисян в качестве одного из главных достижений отметил, что проводимая в
третий раз выставка "Лори продэкспо" уже обрела традиционность и
сегодня является одним из важных событий в экономической жизни области. А
марзпет Лорийской области Арам Кочарян подчеркнул, что две предыдущие выставки
были достаточно продуктивными в плане установления контактов и заключения новых
договоров и выразил надежду, что и нынешняя "Лори продэкспо" окажется
не менее результативной. Вместе с тем он отметил, что были и организационные
упущения, и он далек от мысли считать выставку образцом проведения подобных
мероприятий. "Но мы делаем лишь первые шаги. Главное - у нас есть
потенциал", - сказал А.Кочарян.
То, что недоработки были, и организаторам выставки
действительно есть над чем работать, выяснилось сразу: не было ни
пресс-релизов, ни буклетов с реквизитами участников выставки. Кстати, такая же
ситуация была и на прошлогодней выставке. Член правления областной ТПП
Маргарита Соломонян объяснила это тем, что у большинства местных
предпринимателей отсутствует культура ведения бизнеса, нет осознания важности
участия в выставках. Сведения о себе многие экспоненты представили буквально в
последний день. Вот организаторы и не успели напечатать буклеты к открытию
выставки. А уменьшение числа участников нынешней выставки (42 предприятия и
организации против прошлогодних 46) М.Соломонян прокомментировала следующим
образом: "Думаю, что здесь сыграло роль совпадение сроков проведения
выставки с выборами в местные муниципальные органы. Некоторые руководители
предприятий и организаций участвуют в избирательном процессе. Действовать на
два фронта они не смогли и предпочли пожертвовать участием в выставке".
Другой негатив, по мнению М.Соломонян, заключается в том,
что на выставке очень плохо представлен бизнес, работающий в городах и селах
марза (более 90% экспонентов - предприятия и организации из Ванадзора). Для
привлечения других к участию в "Лори продэкспо" необходимо было выезжать
в районы, встречаться с людьми, объяснять им необходимость и преимущества
участия в выставке. Конечно, все это делалось, но до обидного мало - на
большее, как объяснила М.Соломонян, у областной торговой палаты просто нет
средств. Не помогли и существенные скидки на аренду стендов, предоставленные
иногородним участникам с тем, чтобы как-то компенсировать их транспортные
расходы.
Но несмотря на вышеотмеченные проблемы, можно
констатировать, что выставка "Лори продэкспо" состоялась. Об этом
свидетельствовал неподдельный интерес многочисленных посетителей, ванадзорцев и
гостей города, с удовольствием не только разглядывавших, но и приобретавших
выставленные экспонаты. Так было и у стенда компании "Сартон",
специализирующейся на пошиве мужской, женской и детской верхней одежды.
Красивые и нарядные куртки, плащи, рубашки, брюки, платья - все изделия очень
высокого качества. Уже полтора года "Сартон" сотрудничает с одной из
итальянских фирм и большую часть своей продукции поставляет в эту страну.
Итальянцы присылают ткани и фурнитуру, а ванадзорские мастерицы по их моделям и
лекалам шьют одежду.
- Довольны ли итальянцы вашей работой? - спрашиваю заместителя
директора ООО "Сартон" Сержика Гаспаряна.
- В месяц мы шьем для них 10-12 тысяч единиц изделий, своевременно
выполняем заказы. И если за полтора года ни разу не было нареканий, значит,
итальянцы качеством работы довольны. Более того, они не прочь увеличить объемы
заказов, но, к сожалению, выполнять их мы пока не готовы. И дело не в
отсутствии мощностей, их как раз хватает - могли бы увеличить объемы почти в
два раза. Проблема в нехватке квалифицированных мастериц. Сегодня у нас
работают 150 швей, мы готовы принять на работу еще 100 работниц. Дали
объявления о приеме, зарплаты у нас неплохие, но что-то желающих прийти к нам
нет. В советские годы в Ванадзоре действовало профтехучилище, готовившее
швей-мотористок, и проблем с подготовкой кадров не было. Сегодня нам самим
приходится заниматься обучением ремеслу: создали небольшую
учебно-производственную базу, набрали около 30 молодых женщин, но чтобы ученицы
набрались опыта и мастерства, нужен как минимум год.
- Где еще реализуете свою продукцию?
- Очень небольшая часть идет на местный рынок, основной же
объем - в Италию. О других заказчиках пока не помышляем. Вот через год-два,
когда подготовим молодых мастериц, можно подумать и об увеличении объемов.
Мой несколько провокационный вопрос, чем полезна выставка
компании и так ли уж важно участие в ней, у начальника производства ООО
"Ванполимэд" Гагика Акопяна вызвал недоумение: "Конечно, важно.
Мы и в прошлом году были участниками "Лори продэкспо". Тогда, кстати,
нам удалось получить несколько новых заказов, пусть небольших. На таких
выставках люди больше узнают о нашей продукции, видят ее, что называется,
воочию".
ООО "Ванполимэд" - правонаследник ванадзорского
завода "Полимерклей", созданного несколько десятилетий назад и
работавшего в составе одноименного научно-производственного объединения.
Сегодня предприятие занимается разработкой и производством специальных красок,
лаков, грунтов, клеев, жидких прокладок и другой продукции, применяемой в
различных сферах. Например, водоэмульсионные краски используются для окраски
фасадов зданий и сооружений, устойчивые лаки и краски нужны для дорожной
разметки, гидроизоляционные покрытия - для плоской кровли. Одной из новинок
является специальное покрытие для теннисных кортов и других спортплощадок,
обеспечивающее необходимую мягкость и упругость. В день компания выпускает 3-5
тонн продукции, хотя производственные мощности позволяют производить на порядок
больше. "Были бы заказчики, - говорит Г.Акопян, - могли бы развернуться
вовсю. Основными нашими потребителями являются отечественные предприятия и
организации. Очень незначительная часть продукции идет в Россию, это чисто символические
поставки. Вот если бы нам удалось выйти на внешние рынки..."
Находить новых партнеров и рынки сбыта региональным
производителям могут помочь выставки, устраиваемые в марзах. Но нужно, чтобы
они организовывались не раз в год, а гораздо чаще, чтобы на них приглашались
представители зарубежных компаний и организаций. С этим согласен заместитель
директора ACBA-CREDIT AGRICOLE банка Арсен Петросян. Не случайно банк все эти
годы является одним из главных спонсоров выставки.
- Наше участие в выставке и ее спонсорство отнюдь не вызвано
необходимостью пропагандировать деятельность банка, - говорит он - Мы считаем
своим долгом помогать проведению в регионах мероприятий, призванных
содействовать развитию экономики марзов.
- В последнее время действующие в стране банки обратились лицом к
регионам, многие из них стали открывать свои филиалы в городах и райцентрах. И
этот процесс идет по нарастающей.
- Процесс, о котором Вы говорите, для нашего банка, можно
сказать, идет в обратном направлении. Если другие банки из столицы постепенно
выходят в марзы, то мы свою деятельность начинали как раз с марзов, и совсем
недавно пришли в Ереван. В 1996
г. начинали как ACBA-проект в рамках программы ТАСИС,
создавали в сельских районах объединения, призванные предоставлять сельчанам
кредитные услуги. В Лорийском марзе работаем уже 10 лет. Кроме Ванадзора, банк
имеет свои филиалы во всех райцентрах области. Что касается "Лори
продэкспо", то мы намерены и в будущем спонсировать эту выставку, и наша
деятельность в этой сфере будет носить постоянный характер.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.