Analitika.at.ua. Инициированная президентом Армении Сержом Саркисяном «футбольная дипломатия» конечно же явилась знаковой не только в истории армяно-турецких отношений, но и в региональном масштабе, даже на фоне конфликта в Южной Осетии.
В мощном потоке сообщений информагентств из закавказского региона, информация о возможном потеплении армяно-турецких отношений со стороны международного сообщества была воспринята не только с приветствием, но и с определенной надеждой на решение одного из самых основных проблем в регионе, находящемся на стыке пересечения не только географических, но всего комплекса интересов Востока и Запада.
членом Политики Европейского соседства (читай Армения), что, в свою очередь, является грубым нарушением всех международных правил и норм (в том числе и Карского договора 1921 г.).
Начиная с конца 90-х годов прошлого века года Соединенные Штаты упорно пытались уговорить Турцию пойти на перемены в отношениях с Арменией. Однако все попытки Вашингтона наладить армяно-турецкие отношения с треском провалились, даже несмотря на серию двусторонних встреч тогдашних глав внешнеполитических ведомств двух стран Вардана Осканяна и Абдуллы Гюля.
после начала переговоров турки станут более сговорчивыми. В итоге, из-за этой «европейской доверчивости» позиция Анкары не только не изменилась, но и стала намного жестче.
За несколько дней до того, как мир отметил 90-летие Геноцида, из Анкары в Ереван поступило историческое письмо от Премьера-министра Турции Реджеба Таипа Эрдогана, в котором предлагалось создать комиссию историков для расследования событий 1915 г. Причем письмо дошло до Еревана позже, чем до Вашингтона, где оно было распространено в Конгрессе в качестве доказательства решимости Турции наладить диалог.
Ответ президента Армении, как известно не заставил себя ждать. В нем содержался призыв нормализовать отношения, а вместо комиссии историков Роберт Кочарян предложил создать межправительственную комиссию, уполномоченную рассмотреть весь комплекс двусторонних вопросов. Обмен письмами также не принес ощутимого результата, разве что инициировал серию переговоров в Швейцарии между армянскими и турецкими дипломатами.
Армянская «футбольная дипломатия» на фоне трансформации геополитического расклада в регионе стала светом в конце тоннеля, которая выгодна всем странам кроме одной – Азербайджана. Политическое руководство Турции кажется осознало, мощная региональная страна начиная с 1991 г. фактически стала заложницей однобокости своей политики, мотивируемой всего лишь пока не выявленной в отличии исторической общностью с Азербайджаном.
Однако, как свидетельствует анализ динамики последних развитий, перелом в психологии и ментальности наблюдается не только в Турции. Интересно, что даже ряд стран, которым по оценкам некоторых экспертов, выгодно наличие закрытой армяно-турецкой границы, и те вплотную занялись благородным делом улучшения армяно-турецких отношений.
В пользу этой свидетельствуют несколько факторов:
Турция выдвинув, в принципе, утопистскую инициативу создания платформы сотрудничества и безопасности на Кавказе, и пригласив также Армению принять участие в этой программе, фактически подала заявку на проведении более прагматичной и не основанной на стереотипах политики;
управляющая армянской железной дорогой стопроцентная дочка РЖД “Южно-кавказские железные дороги” со спешкой отремонтировали приграничный участок, а по сообщениям турецких СМИ с турецкой стороны также ведутся ремонтные работы
из-за натянутых российско-грузинских отношений и неопределенности дальнейшего развития ситуации в Грузии, Армения вновь может оказаться в плотном кольце с единственным дорогостоящим выходом в Иран. В случае открытия железнодорожного сообщения между Арменией и Турцией, Россия опосредованно получает возможность контролировать “гуманитарную” помощь для Грузию.
Лишь остается наедятся, что на этот раз прошлое не повториться и турецкое руководство найдет в себе силы проявить политическую волю начать установления добрососедских отношений с Арменией, что во многом увеличит возможность достижения прогресса и в карабахском урегулировании.
Отдел политики HAYINFO |