Analitika.at.ua. Информационно-аналитический портал HAYINFO обратился к Заместителю директора Института Кавказа, руководителю отдела политических исследований господину Сергею Минасяну с просьбой ответить на ряд вопросов, относящихся к динамике наблюдаемых подвижек в армяно-турецких взаимоотношениях
– Какую роль может сыграть Россия в нормализации армяно-турецких отношений?
– На данном этапе создается довольно уникальная ситуация, когда Москва можно сказать впервые пытается не мешать налаживанию армяно-турецких отношений, а даже выступает в качестве некоего ко-спонсора их налаживания. Это, конечно же, не свидетельствует о том, что у некоторых кругов в российской политчисекой элите отсутствуют признаки ревности и беспокойства по поводу перспектив нормализации взаимоотношений Еревана и Анкары, то в тоже время вполне показывает, что Россия наконец то пытается сыграть «свою игру» в армяно-турецких взаимоотношениях.
– Какими соображениями (политическими или экономическими) обусловлена такая позиция России?
– В первую очередь именно политическим соображениями, а скорее даже – геополитическими. Россия после «пятидневной войны» августа 2008 г. внезапно для самой себя начала играть важную роль в регионе, и у нее даже появилась надежда занять политическое поле на Южном Кавказе взамен США и отчасти европейских стран. Насколько это получится у Москвы – это уже другой вопрос, но то, что именно эти геополитические соображения двигают российскую политику в ее «турецкой инициативе» – это факт.
– Как скажется возможное урегулирование армяно-турецких отношений на взаимоотношения Турции с Азербайджаном, в том числе и в контексте участия этих стран в энергетических?
– Турецкие официальные лица на самом высоком уровне, вплоть до главы МИД неоднократно заявляли, что готовы рассматривать Армению в качестве альтернативного коридора для коммуникационных и энергетических проектов из Каспия, но и одновременно с этим увязывали с проблемой разрешения карабахского конфликта, в тех терминах и при таких условиях, которые более приемлемы для Азербайджана. Но мы также видели, какую нервную реакцию еще в конце августа вызывали в Баку и среди широких кругов азербайджанской политической элиты даже сами слухи о реальности визита А.Гюля в Ереван. Очевидно, что у Турции имеются свои национальные интересы, и не всегда они идентичны интересам Азербайджана, в том числе в вопросах взаимоотношения с Ереваном и роли и места Армении в регионе.
– Реакция Анкары на инициированный Президентом Армении шаг к нормализации отношений – это знак готовности Турции к внутренней трансформации, или же желание имитации своего соответствия европейским стандартам?
– И то, и другое, хотя соотношение того, что на данный момент является более приоритетным для Анкары – трансформация или имитация - зависит в том числе и от внутриполитической конъюнктуры в Турции. |