Среда, 28.07.2021, 09:07
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Октябрь » 25 » Экономика Армении и глобальный кризис
Экономика Армении и глобальный кризис
10:21

Analitika.at.ua. Известный российский экономист, руководитель программы “Доктор бизнес-менеджмента”, академик Российской Академии наук Абел Аганбегян и председатель Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) Радик Ванунц в рамках деятельности ВШКУ, носящей имя А.Аганбегяна, организовали в Ереване серию “круглых столов”, посвященных проблемам современной экономики. Первый “круглый стол” был посвящен последствиям мирового финансового кризиса, в том числе на экономику Армении.

По мнению А.Аганбегяна, для Армении, не так сильно интегрированной в мировую финансовую систему, эти последствия будут не столь трагичными, как для России. Но происходящее в мире оказывает противоречивое влияние на армянскую экономику. Так, резкое сокращение цен на нефть при правильной политике должно привести к значительному - примерно в два раза - снижению цен на бензин. “Как обстоит дело в Армении, я не знаю, но в принципе, снижение цен на нефть на мировом рынке дает возможность очень серьезно снизить здесь цены на бензоколонках”, - заметил он.

Российский экономист также затруднился сказать, какое воздействие на Армению окажет изменение соотношения валют - евро и доллара, поскольку это зависит от потоков импорта и экспорта. Однако однозначно можно сказать, что Армения будет испытывать трудности, в первую очередь, с привлечением инвестиций, поскольку получить кредит с мирового рынка если и можно, то “под тяжелые условия”, отметил А.Аганбегян. Кроме того, в период кризиса резко сокращается благотворительность, ожидается сокращение денежных переводов в Армению из-за рубежа. “Все это приводит к некоторому усилению внутренней инфляции, что в условиях кризиса обесценивает сбережения. Это ухудшает банковские условия”, - сказал он. Еще одним негативным влиянием на Армению глобального финансового кризиса станет сокращение туризма. В 2007г. Армению посетило 510 тысяч туристов, которые привезли с собой $450 млн. Эта цифра, по-видимому, сейчас будет падать.

“В целом последствия для Армении не такие страшные, как, скажем, для России. Но в Армении нет “подушки безопасности”, поэтому придется решать эти вопросы с колес”, - заметил А.Аганбегян. Кризис вообще время нехорошее, но вместе с тем это период очищения, избавления от слабостей и сохранения сильного, поэтому после кризиса обычно наблюдаются оживление и подъем. Правда, по мнению специалистов, после нынешнего кризиса вряд ли стоит ожидать такого подъема, какой наблюдался после финансового кризиса 1998г. По прогнозам экспертов, этот кризис будет затяжным - он выдохнется не ранее середины 2009г., выход из него - мучительным, а за ним, вероятнее всего, последует стагнация, что, по словам Аганбегяна, даже хуже самого кризиса. Это смутное время, когда ситуация не ухудшается, но и не улучшается, сказал он. Однако как все сложится в реальности, никто не может предсказать. “Мы, к сожалению, мало что понимаем в динамике мировой экономики и каждый раз убеждаемся в своих слабых знаниях этих закономерностей и тенденций”, - отметил А.Аганбегян.

Отвечая на вопросы участников “круглого стола”, А.Аганбегян указал на недопустимость укрепления армянского драма. За последние годы драм вырос по отношению к доллару в 1,9 раза. Так по отношению к доллару не выросла ни одна валюта мира, кроме Армении. Высокий драм, по мнению экономиста, ведет к тому, что экспорт из Армении становится невыгодным, что, в свою очередь, привело к разорению ряда отраслей. В частности, отметил он, Армения могла быть одним из мировых центров по огранке алмазов и производству бриллиантов и ювелирных изделий. В Армению пришли гранды мирового бизнеса, в том числе Лев Леваев, который построил здесь изумительный завод. Предприятия были построены также крупнейшими индийскими и голландскими фирмами. Однако, когда драм стал укрепляться, прибыль от обработки алмазов исчезла, производство стало убыточным, и, в частности, Леваев бросил завод со всем оборудованием и созданную им мини-биржу бриллиантов и перевел свой бизнес в Шанхай, где валюта слабая, и сейчас его бизнес там процветает.

Укрепление драма, по словам академика, привело к тому, что в Армении стало невыгодным замещение импорта и развитие местного производства.

А без развития собственного производства ни одна страна не будет себя хорошо чувствовать, подчеркнул он. Дальнейшее развитие ситуации зависит от политики Центробанка Армении, заметил А.Аганбегян. “Сейчас, слава Богу, драм больше не укрепляется, он стабилизировался, но, по нашему мнению, национальная валюта явно переоценена по отношению к тому, что должно быть для Армении”, - сказал он.

Говоря об армяно-российской экономической кооперации, академик отметил, что Армения обладает определенными уникальными вещами, на основе которых может быть налажено взаимовыгодное разделение труда. В частности, Армения относится к числу немногих стран, способных выпускать бриллианты “экселент”, чего Россия делать не может. Россия не может также производить каучук, который производится на армянском “Наирите”. В России пробовали построить такой завод в Иркутской области, но он взорвался. Так что, Армения - единственная в мире страна, которая производит такой каучук, который до зарезу нужен России. Это единственный вид каучука, который восприимчив к смазочным материалам, не портится от них, держит высокие температуры, очень нужен для авиации, для длинных ремней автомобиля.

Еревану и Москве также следовало бы более активно заняться вопросами задействования предприятий, переданных в собственность России. “Российская собственность в Армении пока не дает серьезной прибыли. Многие предприятия пока плохо работают, а некоторые, в частности, ЗАО “Марс” - просто бездействуют”, - отметил А.Аганбегян. По его словам, в свое время обсуждался вопрос производства на заводе “Марс” компактных радиостанций с огромными возможностями - с устойчивой связью, противодействием возможным помехам, способных улавливать наличие мин на пути. Эти радиостанции нужны российской армии в десятках тысяч штук, для всех передвижных средств. В России нет завода, который мог бы от начала до конца производить такие радиостанции, и “Марс” является единственным заводом на территории СНГ, который мог бы наладить их выпуск от “А” до “Я”. По словам А.Аганбегяна, переговоры с руководителями военной промышленности России и армянским руководством не сдвинули дело с мертвой точки в силу ряда причин, в том числе бюрократических. Между тем, после войны с Грузией военспецы признали, что отсутствие современной радиосвязи было главной слабостью российской армии. Командиры вынуждены были общаться между собой по мобильным телефонам, которые работали от грузинской подстанции, их пеленговали и потом обстреливали, что привело к довольно большим потерям.

Крайне важным академик считает сотрудничество России и Армении в сфере энергетики. Армения может стать региональным лидером по электроэнергетике, иметь существенный избыток электроэнергии и экспортировать ее в соседние страны. В том числе благодаря АЭС, наличию газа с двух сторон, очень выгодных современных парогазовых установок, которые потребляют газа на один киловатт-час вдвое меньше, чем нынешние армянские станции. В Армении еще есть нетронутые гидроресурсы и большой резерв малой гидроэнергетики, страна Армения может быть здесь очень существенным лидером. А это очень большие деньги.

Менее оптимистично А.Аганбегян высказался о возможной экономической эффективности железной дороги Армения - Иран. В ходе подготовки по просьбе Президента Армении доклада об инвестиционной политике страны, российский экономист специально рассматривал этот вопрос и сделал кое-какие расчеты. “Дорогу, на которую потребуется $1-2 млрд, можно построить, однако масштаб перевозок по ней очень маленький, и она себя не окупает. Поэтому, на наш взгляд, нужно улучшить автомобильную дорогу, прорыть там несколько тоннелей, купить нормальный автотранспорт. Это будет намного дешевле”, - сказал он. Правда, тут же заметил: “Я не рассматривал этот проект со стратегической точки зрения”. Если в этом плане дорога нужна, то нужно строить стратегические транспортные пути. “В конце концов, они себя когда-то окупают, где-то через несколько десятилетий оказываются крайне важными и полезными”, - заключил А.Аганбегян.


Гаянэ МОВСЕСЯН

RA.am

Категория: Экономика | Просмотров: 912
Календарь новостей
«  Октябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru