Вторник, 23.04.2024, 19:45
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Октябрь » 27 » Тегеран в преддверии энергетического согласия с западом
Тегеран в преддверии энергетического согласия с западом
13:45

Analitika.at.ua. Хоть происходящие вокруг Грузии события, похоже, отодвинули на второй план один из важнейших международных вопросов последних лет – иранский, однако есть серьезные основания полагать, что в ближайшее время мы вновь услышим об Иране. Однако на этот раз приоритетной будет не ядерная программа исламской республики и не проходящие между Вашингтоном и Тегераном переговоры по Ираку. Определенные признаки свидетельствуют о том, что сегодня Иран находится на пути достижения стратегической энергетической договоренности с Западом, а события вокруг Грузии всего лишь ускорили этот процесс.

 

В этом смысле главный результат начавшихся во второй половине 2007г. американо-иранских переговоров и продолжающихся на сегодня договоренностей ожидается именно в энергетической сфере.

Ситуативный анализ

 

В течение последних недель в прессе появились заслуживающие внимания публикации о военно-политическом противостоянии Израиль-Иран. 26 сентября британская газета «The Guardian» писала, что 14 мая 2008г. в связи с провозглашением 60-й годовщины независимости Израиля находящийся в Иерусалиме президент США сообщил официальному Тель-Авиву, что Вашингтон не поддержит еврейское государств в случае его нападения на Иран. Согласно газете, Буш-младший также отметил, что не изменит своей позиции до завершения срока своих полномочий – января 2009г.

 

5 октября израильская газета «Haaretz» писала, что посетивший регион министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер призвал Тель-Авив воздержаться от военной акции против Ирана. А на следующий день, 6 октября, израильская телекомпания «Channel-10», со ссылкой на анонимные дипломатические источники, обнародовала информацию, согласно которой Соединенные Штаты заявили Израилю, что не позволят ему напасть на Иран, поскольку таким образом под угрозой окажутся действующие в Ираке и Афганистане американские войсковые соединения.

 

Вышесказанное заслуживает внимания не столько в плане конкретных событий или заявлений, столько тем, что в Вашингтоне и Европе решили внести поправки в проводимую в отношении Ирана информационную политику. Не случайно, что после грузино-российской войны Запад почти не озвучивает угрожающих заявлений в адрес Ирана, как это было за последние годы. Между тем, примечательно, что эти изменения происходят в условиях отсутствия каких-либо существенных сдвигов в основном вопросе – Иранской ядерной программе1. Следовательно, возникает вопрос: в чем же причина?

 

Следующее важное обстоятельство, на которое следует обратить внимание, – развития, происходящие в Ираке, Афганистане и Пакистане.

 

Ирак. 28 августа премьер-министр Ирака Нури Аль-Малики заявил, что достигнута принципиальная договоренность с Вашингтоном, согласно которой до июня 2009г. ударные части дислоцированных в Ираке американских вооруженных сил должны быть выведены из городов, а до 2011г. американские войска должны окончательно покинуть Ирак. В тот же день стало известно, что действующая в Ираке и пользующаяся поддержкой Ирана 60-тысячная «армия Махди» прекращает свою деятельность, а движение реорганизуется в культурно-религиозный союз2. Немного спустя, 4 сентября, правительство Ирака заявило, что закрывает действующие на его территории и оппозиционные администрации Тегерана лагеря иранской организации «Моджахеддин-э Халк».

 

Афганистан. 30 сентября стало известно, что президент Афганистана Хамид Карзай имел телефонный разговор с лидером движения «Талибан» муллой Омаром, во время которого призвал его присоединиться к афганскому правительству и прекратить гражданскую войну. В тот же день стало также известно, что при покровительстве Великобритании и Саудовской Аравии в Мекке проходили тайные переговоры между правительством Афганистана и представителями движения «Талибан» – фактически, по формированию коалиционного правительства. 2 октября премьер-министр Канады Стефан Харпер заявил, что НАТО не может навечно оставаться в Афганистане. Харпер также пообещал до 2011 г. вывести из Афганистана 2.500-тысячное канадское войсковое соединение. В тот же день «The Times» писала, что посол Великобритании в Афганистане Шерард Каупер-Коулз выразил свое несогласие в связи с присутствием в этой стране западных коалиционных сил и сказал, что кампания, проводимая против движения «Талибан», будет провалена, и наилучшим выходом из сложившейся ситуации будет приход к власти в Кабуле тирана. Спустя три дня, 5 октября, в интервью «The Sunday Times» командующий британскими войсками в Афганистане Марк Карлтон-Смит заявил, что войну против «Талибана» выиграть невозможно. Наконец, 9 октября министр обороны США Роберт Гейтс выступил с заявлением, что официальный Вашингтон положительно отреагирует на возможное соглашение с «Талибаном», если оно приведет к завершению войны в Афганистане.

 

Пакистан. Хоть и принято считать, что в высшем командовании вооруженных сил в Пакистане сидят люди президента Первеза Мушарафа, часть из которых он назначил еще в 2007г., однако неожиданно для многих 18 августа с.г. Мушараф заявил о своей отставке. На состоявшихся 6 сентября президентских выборах победу одержал муж бывшего премьер-министра Пакистана Беназир Бхуто Асиф Али Зардари. Смена власти в Пакистане была также ознаменована резким ростом внутренней нестабильности, показателем которого нужно считать имевшие место в сентябре на афгано-пакистанской границе столкновения между американскими и пакистанскими вооруженными силами, а также резкая активизация деятельности исламистских террористов в стране3.

 

Заслуживает внимания то обстоятельство, что по меньшей мере в двух из представленных трех стран (все они граничат с Ираном) осуществляемые Соединенными Штатами изменения будут малоэффективны, либо будут невозможны без сотрудничества с Тегераном. Велика вероятность, что мы имеем дело с достаточно многоохватной американо-иранской договоренностью. Однако опять же возникает вышеупомянутый вопрос: если мы не видим существенных сдвигов в иранском ядерном вопросе, то договоренность по какому вопросу может удовлетворить обе стороны?

 

Наконец, развития в самой энергетической сфере. С 4 по 5 октября в Тегеране проходило довольно представительское совещание по вопросам экспорта природного газа из Ирана. Совещание привлекло внимание по той причине, что его спонсировали французский и австрийский нефтегазовые гиганты «Total» и «OMV».

 

Несмотря на то, что принятый в 1996г. Конгрессом США общеизвестный акт («Iran–Libya Sanctions Act», «ILSA») не ввел санкций для тех компаний, которые сделают в иранскую энергетическую сферу более чем $20-миллионные инвестиции, однако, независимо от вышеупомянутого совещания, в прошлом году появились заметные признаки набирающего обороты сотрудничества в энергетической сфере между западными компаниями и Ираном.

 

8 июля с.г. спикер иранского парламента Али Лариджани на встрече с руководством иранского «Торгового совета» заявил, что готовится законопроект, который облегчит иностранные инвестиции в стране. А 30 июля стало известно, что Германский федеральный комитет по контролю экономики и экспорта («BAFA») дал добро на то, чтобы германская компания «Steiner-Prematechnik-Gastec» за $155 млн основала на юге Ирана технические мощности, необходимые для экспорта жидкого газа («LNG»). Хотя, по словам германской стороны, они не нарушают «ILSA», поскольку оборудование собирается в Германии и только потом экспортируется в Иран, однако эта сделка была сигналом к тому, что Берлин намерен углубить сотрудничество с Ираном в газовой сфере.

 

В русле этой же логики нужно рассматривать также процесс по достижению азербайджано-иранских и турецко-иранских договоренностей в нефтегазовой сфере. Известно, что в результате грузино-российской войны с 25 августа Азербайджан ежедневно экспортирует через Иран около 200 тыс. баррелей нефти на международный рынок. 24 сентября в интервью «The Financial Times» вице-президент азербайджанской государственной нефтяной компании Эльгар Насимов заверил, что Баку будет продолжать экспортировать нефть на международный рынок по территории Ирана. Безусловно, в связи с тем, что в результате грузино-российской войны проходящие по территории Грузии нефтепроводы стали незащищенными и работали с перебоями, в Баку были вынуждены выбрать наряду с российским и иранское направлением – для экспорта накопляемой нефти. Однако логична точка зрения, что подобные шаги официального Баку нашли поддержку, в том числе, у действующих в Азербайджане западных компаний.

 

Кстати, можно выделить тот же вариант в контексте проходящих турецко-иранских переговоров. Известно, что в прошлом году Анкара и Тегеран достигли предварительного соглашения по проекту стоимостью около $3.5 млрд, предусматривающему ежегодно экспортировать из иранской газовой скважины «Южный Парс» около 27 млрд м3 газа в Турцию, а оттуда – в Европу4. Вряд ли без предварительного согласования с европейскими странами (зависящими от импорта газа) для Турции имело бы смысл заключать такие масштабные договоренности с Ираном.

Выводы

 

Заслуживает внимания заявление Кондолизы Райс (5-6 сентября находившейся в Ливии) о том, что Иран и Северная Корея должны последовать примеру Триполи и в обмен на отказ от своих ядерных программ наладить тесное сотрудничество с Западом. Известно, что после нормализации отношений с Западом Ливия подписала серьезные договоры с рядом западных компаний по эксплуатации своих запасов нефти и природного газа.

 

Разумеется, маловероятно, что Ирану «светит» тот же вариант. Несмотря на богатые энергетические запасы, Иран является одной из тех немногих стран, внешнюю политику которых определяет не энергетический фактор. Вместе с этим мы, пожалуй, должны пождать появления серьезных договоренностей Иран-Запад в энергетической сфере. Причин на то две:

довольно активный процесс достижения американо-иранских договоренностей в настоящее время, по всей видимости, не оказывает существенного влияния на иранскую ядерную программу, которую в Иране продолжают рассматривать как первостепенное средство по обеспечению собственной безопасности. Следовательно, единственной сферой, способной обслужить будущую договоренность между Вашингтоном и Ираном, является энергетика.

грузино-российская война ускорила этот процесс. Если раньше альтернативой России рассматривалось направление энергетических потоков Южный Кавказ-Каспий-Центральная Азия, то после грузинских событий единственным вариантом является Иран.

 

1. Лучшее свидетельство тому – новая, пятая по счету резолюция по Ирану, принятая 27 сентября с.г. Советом безопасности ООН. Резолюция, призывая Тегеран прекратить обогащение урана и ввести ограничения в ракетную программу, никаких новых санкций в отношении исламской республики не ввела.

 

2. Это заявление сделал командующий «армии Махди», один из влиятельных шиитских деятелей Ирака Моктада аль-Садр, который, согласно американским источникам, обосновался в Тегеране.

 

3. 22 сентября с.г. в результате взрыва гостиницы «Marriott» в столице Пакистана Исламабаде погибли более 50 человек, по меньшей мере 200 человек были ранены.

 

4. Переговоры продолжаются, и 8 октября министр энергетики Турции Хилми Гюлер заявил, что как только текст договора будет готов, он отправится в Тегеран на его подписание.

 

Саргис Арутюнян

Noravank.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 750
Календарь новостей
«  Октябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru