Analitika.at.ua. Нетрудно жить под фамилией Петров, но трудно сделать ее брендом. Режиссеру, художнику и аниматору Александру Петрову это удалось. Он член Союза кинематографистов России, член Международной ассоциации аниматоров АСИФА, член Американской киноакадемии, академик Академии художеств, а также лауреат двух Государственных премий, обладатель премии американской киноакадемии “Оскар”, российской премии “Ника” и награжден призами и дипломами целого ряда российских и международных кинофестивалей. Свою страничку в биографии прославленного мультипликатора имеет и Армения. Есть веская причина его приезда — это 70-летие армянского анимационного кино. Александру Петрову только-только перевалило за пятьдесят. Он родился в селе Пречистое Ярославской области. Кто знал, что деревенский мальчик станет когда-то первым обладателем “Оскара” на постсоветском пространстве?! В 1976 году он окончил Ярославское художественное училище, а через пять лет — художественный факультет ВГИКа (мастерская Ивана Иванова-Вано, нашего соотечественника). После ВГИКа неожиданно для всех оставил столицу и отправился... в Армению, не забыв прихватить свою семью. Так в 1981 году на киностудии “Арменфильм” появился художник-постановщик анимационных фильмов Александр Петров. Истинная причина переезда крылась в болезни сына Димы, который просто жизненно нуждался в большем количество солнечных лучей. Конечно, Александр ни о чем не жалеет, даже более того — рад, что удалось пожить в Армении, поездить по ней. И пусть он проработал на студии чуть больше года, его имя вписано в историю “Арменфильма”, а бывшие коллеги с улыбкой вспоминают время, когда вместе делали мульты. Сначала он как режиссер снял “Корову” и “Сон смешного человека”. Его третий фильм — “Русалка” — красивая и печальная сказка, стала номинантом на “Оскара”. Александр говорит, что это один из любимейших его фильмов и что ему постоянно снится один и тот же сон: он доделывает “Русалку”, дописывает конец мультфильма. Три года Петров жил и работал в Монреале, где снимал картину “Старик и море”, первый анимационный фильм для кинотеатров большого формата IMAX. Благодаря этому шедевру автор стал известен всему миру, он получил “Оскара”, несмотря на то что главного героя “списал” со своего тестя. Главной особенностью творчества мультипликатора является техника “ожившей живописи”. В отличие от большинства аниматоров он работает не с прозрачным пластиком, а на стекле. О своей технике Александр говорит: “Я рисую свои фильмы на белом матовом стекле. Краску наношу прозрачным слоем (или несколькими слоями), причем не кистью, а пальцами”. Предлагаем блиц-интервью с аниматором-оскароносцем.
— Александр, вы некогда работали на “Арменфильме”. Как сейчас складываются отношения с армянской анимацией?
— Отношения, можно сказать, не складываются, так как я покинул Армению 26 лет назад. Могу лишь говорить о моих армянских друзьях и коллегах, с которыми мы поддерживаем связь, но беда в том, что редко видимся. Проходит большой период времени между нашими встречами, но, несмотря на это, мы друг друга помним, любим, радуемся успехам, следим за творчеством. И встреча на фестивале это подтверждает. Мы чувствуем себя вновь теми ребятами, которые работали здесь, и кажется, этих прошедших лет и вовсе не было.
— Как вы жили в Армении?
— Чудесно! В Армении я работал, жил, радовался и грустил. И даже сейчас здесь я чувствую себя как дома. Мои друзья мне об этом тоже напоминают (смеется). Буду откровенен, я не могу сказать, что Армения — моя вторая родина, но это мой дом. Ощущение комфорта, любви, тепла, которое я получаю здесь, очень важно и дорого для меня. Армения всегда меня зовет, и мне хочется сюда возвращаться вновь и вновь.
— Ереван изменился, на ваш взгляд?
— Конечно, во многом изменился. Он стал стройнее, наряднее, разнообразнее. В чем-то он стал похож на европейские города с их глянцем, что, с одной стороны, радует, с другой — огорчает. Моя душа ищет национальный колорит. Я не вижу родные мне улицы и нахожу какие-то новые. Но это ощущение человека немолодого. А вот молодым наверняка жить здесь приятнее, легче, интереснее. И так должно быть. Просто мне немножко грустно. Хотя, выехав из города, я увидел и узнал мою родную Армению с любимыми горами, камнями в зеленом лишайнике, с моими ущельями, моими лесами... Вот это вечно!
— Есть ли места, которые вы вспоминаете чаще, чем другие?
— Безусловно! Именно туда мы первым делом и поехали вместе с женой и друзьями. Это великолепный монастырь XII-XIII вв. на краю ущелья — Сагмосаванк, ставший для меня символом Армении, ее культуры и истории. Здесь я чувствую полет души. В минуты грусти, где бы я ни был, всегда вспоминаю Сагмосаванк. И становится теплее.
Беседовала Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН
НВ |