Analitika.at.ua. Патрику Деведжяну предложена новая должность, способная стать политическим трамплином
Лидер правящей во Франции партии “Союз в поддержку народного движения” наш соотечественник Патрик Деведжян (на снимке) в ближайшее время может быть назначен министром юстиции. Как сообщает сетевой ресурс “Панармениан”, об этом заявил госсекретарь правительства по вопросам отношений с парламентом Роджер Каручи, который кстати, тоже является этническим армянином. Другие источники пока не подтверждают намерение президента вернуть Деведжяна в состав правительства. Но то, что министр юстиции Рашида Дати действительно вынуждена будет сдать свой портфель, уже не вызывает ни у кого сомнений. Если президент сделает Деведжяна ее преемником, он фактически станет третьим человеком в государстве. Совмещая два столь высоких поста, наш соотечественник будет обладать влиянием, сопоставимым лишь с влиянием премьер-министра. И не будет ничего удивительного, если в случае успеха голлистов на предстоящих парламентских выборах формирование следующего правительства глава государства доверит именно Патрику Деведжяну.
Ясно, что Деведжян не стал бы соглашаться на пост министра, если бы ради этого необходимо было отказаться от должности генерального секретаря правящей партии. Функции министра и лидера партии вполне можно совмещать. По крайней мере Николя Саркоза, будучи министром внутренних дел, легко совмещал эту роль с постом генсека. А вот обязанности губернатора крупнейшего во Франции округа О-де-Сен Деведжяну, видимо, все-таки придется сложить. Кстати, его предшественником на этом посту опять же был Саркози. Бросается в глаза — Деведжян идет буквально по стопам президента, занимая все те должности, с которых Саркози шел вверх по служебной лестнице. С таких должностей есть только два пути — либо в кресло президента, либо на пенсию. Пост генсека правящей партии справедливо считается своеобразным политическим трамплином. Достаточно перечислить имена политиков, занимавших эту должность в течение последних лет. Это президент Николя Саркози, президент Жак Ширак, премьер-министр Ален Жюпе. Как знать, может, и вправду новый французский лидер желает видеть Деведжяна своим преемником. Для этого у 64-летнего армянина есть достаточный опыт и публичного политика, и государственного управленца. Саркози ценит его и всецело доверяет. Их отношения не изменились даже после того, как Деведжян отказался поддержать кандидатуру сына президента на выборах главы одного из региональных отделений правящей партии. 21-летний Жан Саркози вопреки отсутствию поддержки со стороны партийного лидера сумел даже занять пост секретаря фракции в законодательном органе округа О-де-Сен. Папа юного политика, восхищенный успехами сына, на Деведжяна не в обиде.
Министерский портфель для Патрика Деведжяна вовсе не смысл всей жизни. Ведь он уже дважды был членом правительства. В кабинете Жана Пьера Раффарена он занимал пост министра промышленности и торговли. По некоторым сведениям, в июне 2006-го премьер Доменик де Вильпен предложил Деведжяну портфель министра транспорта, но тот отказался, так как не видел для себя перспектив в команде человека, политическое будущее которого представлялось весьма сомнительным. Расчет оказался верным — уход в команду Саркози был дальновидным шагом. Последний оценил профессионализм своего советника настолько высоко, что ради сохранения его в команде решился доверить ему пост третьего человека в стране. Кадровая политика нового президента сразу же вызвала беспокойство в Анкаре. Впрочем, турки боялись еще худшего. По сведениям турецкой прессы, Деведжяна прочили в министры иностранных дел. Такая перспектива была бы для Анкары крайне нежелательной, о чем поспешили предупредить парижских правителей провластные турецкие газеты. Нет сомнений в том, что турецкая дипломатия не ограничилась лишь сигналами, отправленными посредством СМИ. История знает немало случаев, когда карьера наших соотечественников страдала именно из-за подстрекательства турок и азербайджанцев, недовольных этническим происхождением кандидата на конкретный дипломатический пост. Вспомним хотя бы Эдварда Джереджяна, назначенного в конце 80-х послом США в СССР и отозванного в Вашингтон из-за активных демаршей со стороны правительства Советского Азербайджана. Доверив армянину внешнюю политику страны, президент дал бы формальный повод упрекнуть Париж в небеспристрастности в качестве посредника в урегулировании карабахского конфликта. Видимо, Саркози и сам задумался о том, что будет не совсем красиво, если внешнеполитические ведомства двух из трех государств — сопредседателей Минской группы будут возглавлять этнические армяне. (Как известно, настоящая фамилия министра иностранных дел России Сергея Лаврова — Калантаров.)
Источники влиятельной парижской газеты “Фигаро” утверждали, что Саркози еще в 2006-м обсуждал со своими советниками возможность назначения Деведжяна министром юстиции. Это выглядело вполне реальным, если иметь в виду блестящую юридическую карьеру успешного адвоката Джереджяна, его безупречную работу на посту советника главы МВД, а также то, что он уже имел опыт работы министром-делегатом по вопросам гражданских свобод. Но незадолго до инаугурации в прессу просочились сведения, согласно которым Деведжян отказался от министерского поста и решил баллотироваться на должность главы генерального совета муниципального округа О-де-Сен, от которого он, кстати, пять раз (!) избирался депутатом Национального собрания. (В этом округе находится и город Энтони, мэром которого Деведжян избирался в 1976-м, 1983-м, 1989-м, 1995-м и 2001-м годах.) Казалась бы, ну чем могла привлечь успешного политика карьера муниципального чиновника? Но дело в том, что речь шла не об обычной префектуре. Округ О-де-Сен считается самым богатым если не во всей Европе, то по крайней мере во Франции. Его бюджет в десятки раз больше государственного бюджета Армении и равен бюджетам Бельгии, Голландии и Люксембурга вместе взятым. То, что Деведжян готов был отдать предпочтение выборной должности, можно считать подтверждением его растущих политических амбиций. Он хотел быть самостоятельным политиком, а не игроком в чужой команде. Пусть даже это команда единомышленника и друга.
Некоторые политологи полагают, что в мае 2007-го, протежируя надежного человека на пост генсека правящей партии, Саркози стремился заручиться гарантией того, что в 2013-м году лидер “Союза в поддержку народного движения” не станет ему конкурентом во время внутрипартийного отбора кандидата в президенты. Но сегодня трудно прогнозировать степень самостоятельности Деведжяна в случае, если в 2011-м возглавляемая им партия одержит убедительную победу на парламентских выборах. Совмещая две такие важные должности, как министр юстиции и генсек партии, Патрик Деведжян становится еще более серьезным конкурентом главе государства. У него есть одно важное преимущество, которого нет у других возможных кандидатов. Это 400 тысяч голосов этнических армян, которые механически приплюсуются к электорату правящей партии, если кандидатом будет выдвинут именно он.
Биография Патрика Деведжяна весьма интересна. Родился он 26 августа 1944-го года в городе Фонтенбло. Его отец в 1915-м бежал из Турции, спасаясь от геноцида. Юный Патрик учился сначала в армянском лицее в Севре, затем в парижском лицее Кондорсе. Высшее образование получил на факультете права и в отделении политических наук Второго университета Парижа. В 1970-м его приняли в коллегию адвокатов. Был личным адвокатом президента Жака Ширака. В 1971 году вступил в возглавляемую Шираком партию “Союз в поддержку народного движения”. На последних президентских выборах был доверенным лицом Николя Саркози. Но для нас, армян, важнее всего понять, будет ли Патрик Деведжян последователен в решении вопросов, представляющих интерес для армянской общины Франции и армянства в целом. До сих пор он ни разу не давал поводов усомниться в том, что он истинный патриот не только своей французской родины, но и преданный сын армянского народа. Деведжян в свое время сделал немало для того, чтобы пресечь негативные последствия сомнительных акций АСАЛА. В качестве адвоката защищая в суде террористов, он не только добивался для них относительно мягких приговоров. Главной его целью было доказать французской общественности, что суда достойна прежде всего турецкая идеология отрицания геноцида, заставившая отчаянных армянских парней взяться за оружие. Деведжян, будучи депутатом, немало сделал для принятия Национальным собранием закона о геноциде армян. Его выступление стало решающим и при обсуждении в парламенте закона об уголовном преследовании за отрицание геноцида, который предстоит утвердить Сенату. Именно под влиянием Деведжяна будущий президент Саркози предъявил Турции требование из трех пунктов, при выполнении которых он готов препятствовать принятию закона о криминализации отрицания геноцида. Условия были следующие: открытие армяно-турецкой границы, согласие на предложение президента Кочаряна о создании межправительственной комиссии, отмена 301-й статьи уголовного кодекса. Анкарой эти требования были отвергнуты.
Деведжян многими воспринимается в качестве своеобразного моста между Ереваном и Парижем. При этом замечу, что французский политик ни разу не был в Армении и почему-то не воспользовался шансом побывать на родине предков в составе делегации, сопровождавшей президента Ширака во время его официального визита в Ереван. Но во время визитов в Париж официальных делегаций из Армении встреча с Деведжяном обязательно значится в программе отдельным пунктом. Говорят, генсека правящей партии и министра иностранных дел Армении связывают весьма дружеские личные отношения, которые сложились еще в бытность Эдварда Налбандяна послом во Франции. В последний раз они встречались в Париже 24-го апреля. Ясно, что в случае утверждения Деведжяна министром юстиции парижская администрация станет для Еревана еще более удобным партнером, а французские армяне, воодушевленные доверием к своему соотечественнику, будут с той же преданностью служить как Франции, так и своей исторической родине.
Артем ЕРКАНЯН
НВ |