Среда, 27.11.2024, 06:58
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Ноябрь » 1 » Старые принципы и новые факторы
Старые принципы и новые факторы
14:02

Analitika.at.ua. Завтра в Москве состоится встреча президентов Армении, России и Азербайджана. В повестке – нагорно-карабахское урегулирование

 

Решение карабахской проблемы возможно, если Азербайджан признает право народа Нагорного Карабаха на самоопределение, если у Карабаха будет сухопутная граница с Арменией и если международные организации и державы гарантируют безопасность народа Нагорного Карабаха. Об этом заявил президент Армении Серж Саркисян в интервью первому каналу армянского телевидения.

 

Президент также отметил, что считает полезными активные общественные обсуждения по этому вопросу, и выразил уверенность, что "мы еще вступим в период намного более активных общественных обсуждений". "Обсуждения всегда полезны, но в их основе должен лежать лишь один интерес - интерес армянского народа. Мы слишком многим пожертвовали ради урегулирования нагорно-карабахского конфликта, чтобы закрывать глаза или не замечать фактов спекуляции в этом вопросе. Мы решаем судьбоносный вопрос, важную историческую задачу. И если кто-то в процессе решения этой исторической задачи пытается найти какой-то другой интерес, это по меньшей мере безнравственно", - подчеркнул Серж Саркисян.

 

Отметим, что президент еще раз подчеркнул те основные постулаты, на которых основана позиция армянской стороны в ходе переговорного процесса. Никаких изменений тут нет, да в принципе и не могло быть. Напомним, что еще в 2001 году после переговоров в Ки-Уэсте все фракции Национального Собрания по итогам парламентских обсуждений приняли заявление, в котором также были зафиксированы упомянутые принципы урегулирования. 

 

Президент также коснулся вопроса спекуляций в этом вопросе. Тут уместно вспомнить достаточно странную позицию, которую в этом вопросе заняла армянская радикальная оппозиция. С одной стороны, оппозиционная пресса изобилует публикациями о некоем американо-турецком сговоре, о готовящемся предательстве армянских национальных интересов властями, с другой стороны, предупреждая о тех же "опасностях", Левон Тер-Петросян заявляет о прекращении массовых акций протеста, чтобы "не мешать процессу"... Какому процессу? "Предательства национальных интересов" по Тер-Петросяну и оппозиционной прессе? Как-то не срастается... Либо "предательство" - не предательство, либо Тер-Петросяну оно выгодно... Других вариантов нет.

 

Заметим, что Серж Саркисян также коснулся инициативы российского президента Дмитрия Медведева о трехсторонней встрече президентов Азербайджана, Армении и России. Серж Саркисян подчеркнул естественность подобной инициативы в контексте сопредседательства России в Минской группе ОБСЕ. К этому можно добавить, что упомянутая инициатива Медведева далеко не первый случай, когда Кремль делает попытку приблизить к урегулированию стороны конфликта. Можно вспомнить посреднические усилия России, когда в мае 1994 года в Бишкеке Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом было подписано соглашение о прекращении огня. Можно вспомнить посреднические усилия Владимира Путина: после одной из таких трехсторонних встреч в Астане в широко обсуждаемый общественностью сторон конфликта обиход вошла тема так называемого отложенного референдума. Так что в этом контексте инициатива Медведева действительно не является чем-то из ряда вон выходящим. Можно также отметить, что с этим согласны и другие сопредседатели мирного процесса. Так, французский сопредседатель Бернар Фасье в одном из своих последних комментариев назвал "интересной" инициативу российского президента.

 

Другое дело, что в нынешней ситуации некую особую интригу инициативе Медведева придает обострившееся российско-американское соперничество - прежде всего на Кавказе после августовской войны. Конечно, этот фактор актуален и не может никак не отразиться на процессе урегулирования. С этой точки зрения имеет полное право на жизнь версия о том, что Москва пробует упрочить свое влияние в регионе через продвижение мирного урегулирования между Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом. При определенных раскладах такое продвижение выгодно Москве и в контексте процессов вокруг Абхазии и Южной Осетии. По-видимому, именно этими факторами и объясняется определенная настороженность и сдержанность известных своими амбициями и непомерным самомнением армянских экспертов при оценках нынешней ситуации вокруг процесса урегулирования.

 

Но представляется, что даже с учетом вышеприведенных новых факторов, имеющих бесспорное влияние на переговорный процесс, сопредседатели Минской группы достаточно реалистичны и прекрасно понимают, что карабахское урегулирование - явно не тот процесс, где возможны искусственные, не согласованные с основными игроками в регионе решения.

 

Эксперты не исключают, что при посредничестве президента России Серж Саркисян и Ильхам Алиев по итогам переговоров в Москве могут преодолеть разногласия и вплотную приблизиться к моменту подписания между сторонами конфликта некоего документа (рамочного соглашения) об основных принципах мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Документа, основанного на так называемых Мадридских принципах, который был представлен сторонам конфликта в ноябре 2007 года.

 

Другое дело, что выход на подписание такого документа будет только началом нового этапа урегулирования конфликта: что бы ни подписали президенты Алиев и Саркисян, эти подписи еще должны получить "добро", причем не только в Ереване и Баку, но прежде всего в Степанакерте. И это веское, окончательное "добро" должны дать народы трех стран: этот этап тоже займет определенное время, поскольку трудно предполагать однозначные подходы при определении позиций политических сил и общественности в столь судьбоносном вопросе.

 

И только после завершения процесса согласования основных принципов урегулирования уже на уровне широкой общественности двух стран можно будет приступать к постепенной реализации возможных соглашений. Именно этот последний этап, этап реализации заключенных соглашений станет самым сложным для правительств и народов трех стран. Только при наличии большой политической воли руководителей Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха, только при искреннем желании и посредничестве стран -сопредседателей при реализации договоренностей можно рассчитывать, что мирный процесс не останется на бумаге, все-таки сдвинется с мертвой точки и в некоем достаточно неопределенном пока будущем дойдет до своего логичного завершения.

 

Рубен МАРГАРЯН

"Голос Армении"

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 732
Календарь новостей
«  Ноябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru