Analitika.at.ua. Вчера впервые за 14 лет после установления режима прекращения огня в зоне карабахского конфликта, был подписан документ подтверждающий приверженность Армении и Азербайджана к политическому урегулированию проблемы. Инициатором подписания документа, как и 14 лет назад выступила Российская Федерация.
Сейчас попробуем проанализировать плюсы и минусы декларации для Армении.
Отрицательным моментом можно считать отсутствие упоминания о Нагорном Карабахе в качестве стороны конфликта, ведь в 1994 году подпись представителя Карабаха была под документом о прекращении огня. Хотя тогда условия и философия переговорного процесса были совершенно другими и руководство Армении не представляло интересы народа Нагорного Карабаха.
С другой стороны, по итогам трехсторонней встречи президентов Армении, Азербайджана и России была подписана декларация, в которой стороны фактически заявили о продолжении переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ.
Это – первый положительный момент, фиксирующий незыблемость Минской группы и продолжение переговоров именно в этом формате, если отложить в сторону беспрецедентность самого факта подписания такого документа.
Документальная констатация наличия мадридских предложений сопредседателей и продолжение переговоров именно на их основе, является вторым принципиальным моментом, так как на протяжении многих месяцев о наличии последних, в противовес Азербайджану, твердила Армения.
Московская декларация также закрепляет, что политическое урегулирование не имеет альтернативы и оно возможно на основе принципов и норм международного права. Очевидно, что такой формулировкой еще раз подтверждается отсутствие у принципа территориальной целостности абсолютной доминанты над другими основополагающими принципами, что, в свою очередь, однозначно указывает на несостоятельность заявлений руководства Азербайджана, тщетно стоящего свою переговорную позицию только исключительно вокруг этого принципа.
Другой уникальный момент: констатация необходимости международных гарантий и юридически обязывающих договоренностей переговорного процесса.
Еще один важный пункт документа, решение о поощрении мер по укреплению доверия. Это, как представляется, не является данью дипломатическому языку и стилю, который употребим в международных документах. Философия данного подпункта намного глубока и ориентирована на практическое воплощение. Она подразумевает, по крайней мере, необходимость отхода Азербайджаном от политики ортодоксальной и тотальной антиармянской пропаганды. Той самой пропаганды, которая подпитывалась также тем, что на протяжении последних 14 лет о переговорном процессе общественность узнавала лишь из перманентных заявлений сопредседателей Минской группы, недостоверных утечек информации, а также взаимоисключающих заявлений сторон конфликта.
Но вернемся к декларации, в которой впервые отмечен вопрос об экономическом развитии и всестороннем сотрудничестве в регионе.
Как бы то ни было, Московская декларация стала новой вехой в истории карабахского урегулирования, и в этом, как и в установлении перемирия 14 лет назад, ключевую роль сыграла Россия.
Отдел политики Hayinfo |