Основным форматом урегулирования нагорно-карабахского
конфликта продолжает оставаться Минская группа ОБСЕ, сказал журналистам посол
Франции в Армении Серж Смессов. "В процессе урегулирования
нагорно-карабахского конфликта действует Минская группа ОБСЕ, которая остается
в центре усилий по разрешению противостояния. Но если другие страны будут
действовать в направлении разрешения конфликта, то можно будет выразить
удовлетворение этим", сказал посол, комментируя возможность содействия
Турции в урегулировании конфликта. По словам Смессова, позиция Армении
заключается в одобрении любой подобной инициативы, лишь бы не происходила
подмена МГ ОБСЕ и не создавалась новая структура по урегулированию конфликта.
Посол считает, что если страны будут содействовать в урегулировании конфликта
дополнительно или параллельно с МГ ОБСЕ, то такие попытки будут
приветствоваться. "Но не должно предприниматься попыток заменить МГ
ОБСЕ", подчеркнул он. ("Панорама").
Существуют две обнадеживающие предпосылки для возобновления
миротворческого процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта:
последние шаги Азербайджана к сближению с Россией и изменение подхода Турции к
событиям в регионе, пишет ведущий эксперт российского Центра геополитических
экспертиз Александр Кузнецов. По его мнению, индикатором первой предпосылки
стало знаковое событие - визит в Азербайджан вице-президента США Ричарда Чейни
в середине сентября сего года, а точнее то, как принимали в Баку высокого
американского гостя. "Чейни прилетел в Азербайджан для того, чтобы
заручиться поддержкой этой республики для сколачивания на постсоветском
пространстве широкой антироссийской коалиции по следам грузинских событий.
Осведомленные источники отметили, что в аэропорту Баку среди встречавших
высокого американского гостя не было президента Алиева. Факт немаловажный для
тех, кто знаком с особенностями дипломатического протокола и с традициями
гостеприимства на Кавказе. Кроме того Алиев лично знает Чейни со времен своего
руководства Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) и уже
поэтому его отсутствие было знаковым. Американский вице-президент был принят
азербайджанским лидером только поздно вечером. В ходе беседы Чейни убеждал
Ильхама Алиева бороться с российским "реваншизмом", в частности,
путем поддержки американского плана транзита среднеазиатской нефти через Кавказ
по трубопроводу "Набукко". Азербайджанский президент недвусмысленно
дал понять собеседнику, что не собирается вступать в спор с Москвой. Более
того, позднее Алиев предложил России в целях диверсификации своего нефтяного
экспорта направлять часть азербайджанской нефти по маршруту Баку-Новороссийск,
чем поставил под сомнение экономическую эффективность существующего
трубопровода Баку-Джейхан, построенного при активном американском
лоббировании", пишет российский эксперт. Второй предпосылкой возможности
добиться прогресса в карабахском урегулировании, пишет Кузнецов, является
изменение позиции Турции, которая стала более реалистичной и конструктивной.
Показателем этого стали "исторический" визит турецкого президента
Абдуллы Гюля в Ереван 6 сентября сего года. "В этих условиях имело бы
смысл подумать об изменении формата Минской группы по урегулированию
карабахского кризиса, показавшего свою неэффективность, и ввести туда вместо
представителей США и Евросоюза делегатов от Турции и Ирана", считает
эксперт. "Процесс урегулирования застарелого карабахского конфликта будет,
несомненно, труден. Было бы иллюзией полагать, что проблемы, накапливавшиеся в течение
двадцати лет, можно разрешить за несколько месяцев, но решать их все равно
нужно... Ясно одно. Если Россия сможет выступить в роли конструктивного
миротворца, она не только отметет обвинения в "попытках восстановления
советской империи", но и наберет очки на пространстве СНГ", пишет
Кузнецов. (Геополитика.ru).
"Соединенные Штаты должны внимательно отнестись к тем
заявлениям, которые делаются в Вашингтоне. Говорится, в основном, о том, что
есть вопрос о территориальной целостности, принцип территориальной целостности,
который должен уважаться", заявил министр иностранных дел Армении Эдвард
Налбандян в своем интервью Би-Би-Си. "А были еще сделаны заявления, в
частности, послом Соединенных Штатов в Армении и другими представителями
официального Вашингтона о том, что есть три принципа: это принцип не
использования силы, принцип территориальной целостности и самоопределения. Это,
фактически, три принципа, которые лежат в основе Заключительного акта
Хельсинки. И они же лежат в основе Мадридских принципов урегулирования
нагорно-карабахского конфликта", отметил глава внешнеполитического
ведомства Армении. "Что же касается Минской группы, то, я думаю, этот
формат оправдал себя, он поддерживается международным сообществом, и мы думаем
продолжать переговоры именно в рамках Минской Группы ОБСЕ и при помощи
сопредседателей Минской Группы ОБСЕ. Придумывать другие форматы нет
необходимости, поскольку, как я сказал, формат Минской Группы - действующий
формат и эффективный", - заявил Налбандян.
Представители стран-посредников Минской группы ОБСЕ проводят
политику несправедливого решения карабахской проблемы, открыто преследуя цель
поставить на службу собственным интересам проблему урегулирования. Такое
заявление сделал на пресс-конференции 28 октября председатель Партии "Рамкавар-Азатакан"
Армении Арутюн Аракелян. По его словам, становиться в позу судей по отношению к
судьбе армянского народа у ответственных лиц внешнеполитических департаментов и
России, и США, и европейских стран стало привычкой. "Последние без стыда заявляют,
что решение карабахской проблемы не имеет ничего общего с международным правом
на самоопределение как в случае с Косово, Абхазией или Осетией", - заявил
Аракелян, добавив, что Россия, США и Европа в своей внешней политике применяют
двойные стандарты. "Представляющие Минскую группу ОБСЕ страны начали
соревноваться за благосклонность Азербайджана", отметил Арутюнян. По его
мнению по указанному сценарию действовали посетивший Армению в последние дни
президент России Дмитрий Медведев, министры транспорта, иностранных дел и
обороны этой страны, представитель Генерального секретаря НАТО Роберт Симмонс,
заместитель госсекретаря США Дэниел Фрид. По мнению Аракеляна, учитывая
сложившуюся ситуацию, необходимо, чтобы Армения прекратила свое участие в
переговорном процессе, осуществляемом Минской группой ОБСЕ. По его словам,
необходимо также, чтобы правительство Армении официально обратилось в Гаагский
международный суд с иском против азербайджанского правительства по обвинению в
этнических чистках, резне и грабежах армянского населения в Баку, Сумгаите,
Кировабаде и других населенных пунктах в 1988 - 1994 годах. По словам
Аракеляна, в сложившейся ситуации армянской стороне нужно выиграть время, а эту
возможность может предоставить судебный процесс. ("Ноян Тапан").
Накануне московской встречи
Согласно предварительной договоренности, передает
"Арменпресс", 2 ноября в Москве состоится встреча президента Армении
Сержа Саркисяна с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым при участии
президента России Дмитрия Медведева. В повестке переговоров вопросы
урегулирования проблемы Нагорного Карабаха.
Переговоры в Москве по урегулированию нагорно-карабахскому
конфликту пройдут в формате '3+3'. Об этом бакинскому агентству
"Тренд" сообщил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью
Брайза. Согласно источнику, эта встреча президентов Азербайджана, Армении и
России, намеченная на 2 ноября, пройдет при участии Сопредседателей Минской
группы ОБСЕ от России, Франции и США. Сопредседатели прибудут в Москву по
приглашению президента РФ Дмитрия Медведева, по инициативе которого пройдет
двусторонняя встреча лидеров Азербайджана и Армении. Сегодня в Москве проходит
встреча глав МИД трех стран.
31 октября в Москве состоялась встреча глав МИД Армении,
Азербайджана и России. Выступив 30 октября на пресс-конференции в Ереване,
глава МИД Армении Эдвард Налбандян, отметил, что она призвана подготовить
встречу президентов трех стран 2 ноября в Москве. Как передает ИА REGNUM,
Налбандян также сообщил, что после встречи глав МИД будет организована встреча
с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Налбандян отметил, что Армения
поддерживает инициативу Медведева (встреча президентов Армении и Азербайджана в
Москве) и верит, что это будет способствовать эффективному продолжению процесса
переговоров.
В ходе пресс-конференции Эдвард Налбандян констатировал, что
процесс карабахского урегулирования проходит в рамках Минской группы ОБСЕ при
содействии сопредседателей и на основе "мадридских принципов". По его
словам, Армения считает важным и приветствует инициативу президента РФ Дмитрия
Медведева как новый импульс к переговорному процессу, надеясь, что это откроет
новые возможности к решению карабахской проблемы путем активизации переговоров.
Любой конфликт, по его словам, должен решаться на компромиссной основе.
"Есть логика решения конфликтов, логика решения карабахской проблемы, в
рамках которой проделана довольно большая работа и накоплен большой
посреднический опыт", сказал Налбандян. ("Арменпресс").
"Переговоры по урегулированию конфликта вокруг Нагорного
Карабаха развиваются в направлении достижения конкретных результатов. У армян
истощаются возможности для маневра". Об этом, комментируя предстоящую 2
ноября в Москве встречу президентов Азербайджана, Армении и России, сказал
ANS-PRESS азербайджанский политолог Мубариз Ахмедоглу. По его словам, в
последнее время Армения избегает, удаляется от России. Мнение России Армения
уже не считает авторитетным. По мнению Ахмедоглу, Россия прекрасно понимает
это. Он считает что Москва однозначно решила урегулировать все конфликты на
Южном Кавказе и "приструнить Армению". "Россия вполне может это
сделать для достижения стабильности и безопасности в регионе". Политолог
отметил, что участие в предстоящей встрече президента России Медведева в нынешней
ситуации на руку Азербайджану. "Вообще, процессы, протекающие в последнее
время, развиваются в пользу Азербайджана. В проводимой в последнее время
политике России в направлении урегулирования конфликта вокруг Нагорного
Карабаха открыто чувствуется поддержка справедливой позиции Азербайджана".
Другой азербайджанский политолог Асим Моллазаде считает, на предстоящей 2
ноября в Москве встрече президентов, Армения как всегда, будет вводить в
заблуждение международное сообщество. По его мнению, Армения не готова к подписанию
серьезного соглашения. "Не думаю, что участие президента Медведева во
встрече может что-то изменить или привести к положительным результатам".
Политолог Расим Агаев считает, что пока рано ожидать перелома, серьезного
результата от предстоящей встречи. Но предстоящие переговоры при посредничестве
президента России - новый путь в направлении урегулирования конфликта,
порождающий определенные надежды. "По моему мнению, пока нельзя ожидать
сколь- нибудь значительного поворота в данном процессе. К серьезным компромиссам
абсолютно не готово общество ни в Армении, ни в Азербайджане. Этот конфликт
может быть урегулирован лишь на основе компромиссов. Потому что политикам не
хотелось бы ставить под удар свою судьбу". По мнению политолога, на
встрече трех президентов в Москве будут обсуждаться пределы, в рамках которых
стороны могут пойти на компромиссы в процессе урегулирования конфликта:
"Армении следует отказаться от своей деструктивной позиции. Если это
случится, то тогда вполне возможно решение проблемы. Т.е. возможно достижение
соглашения по определенному этапу - Армения может безоговорочно оставить
оккупированные территории, получив взамен возобновление определенных связей.
Сюда также входит вопрос статуса Нагорного Карабаха, отложенный пока на
отдаленное будущее. Президенты могут приблизиться к соглашениям подобного типа.
Однако мне кажется, что при нынешнем темпе переговоров для достижения какого -
либо результата потребуется немало времени..." (ANS-PRESS).
Президент России пригласил руководителей Армении и Азербайджана
на уикэнд в Москву, что рассматривается многими наблюдателями в качестве
важного шага к возможности установления мира и стабильности и развития
сотрудничества в регионе, пишет электронное издание ArmeniaNow. Карабах не
будет представлен за столом переговоров в Москве - его интересы будет защищать
уроженец маленькой самопровозглашенной республики Серж Саркисян. "Мы можем
прийти к соглашению, если Азербайджан проявит политическую волю..., вместо
того, чтобы предпринимать мешающие этому процессу шаги в различных
международных организациях", заявил перед поездкой в Москву на
пресс-конференции в Ереване министр ИД Армении Эдвард Налбандян. Налбандян
сообщил также, что в случае достижения президентами соглашения в вопросе
урегулирования Карабахского конфликта, общественность узнает об этом и оно
станет предметом широкого обсуждения не только в Армении, но и в Нагорном
Карабахе. Инициатива Медведева может также быть сигналом в контексте лидерства
в процессе урегулирования. Более десяти лет США и Европа ведут сложные
переговоры с враждующими государствами, пытаясь достичь соглашения и
предотвратить дальнейшую эскалацию противостояния. Роль России стала предметом
определенных спекуляций начиная с 2001 года, когда благодаря ее усилиям
провалилось Ки-Уестское соглашение. Политолог и специалист по вопросам
безопасности Ричард Гирагосян считает московский саммит "значительным
продвижением, последствия которого могут оказать весьма существенное влияние на
дальнейший процесс урегулирования. Московский саммит - первая инициатива России
после августовского российско-грузинского противостояния - свидетельствует не
только об усилении позиций Москвы в регионе, но и отражает более широкую
стратегическую линии России в связи с последними инициативами Турции,
направленными на восстановление ее позиций в качестве региональной
державы". "В этом контексте заметно также настойчивое стремление
России заверить Запад в том, что несмотря на напряженные взаимоотношения с
Грузией и признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии, РФ может быть
"полезным" партнером в вопросе Нагорного Карабаха - последнего
"замороженного конфликта" в регионе". Аналитик предупреждает
также, что инициатива Медведева - далеко не проявление альтруизма. "Для
России это нечто большее, нежели просто попытка придать своей дипломатии более
положительное лицо, - говорит Гирагосян, добавляя, что последнее предложение о
размещении на спорных территориях российских миротворцев - "шаг, который
не только укрепит рычаги Москвы, но также и таит в себе угрозу дальнейшего
усиления позиций России как главного игрока в регионе". Эксперт по
проблемам Южного Кавказа Виктор Якубян считает, что "переговоры в Москве
пройдут на фоне активизации патриотических сил Армении". По прогнозам
эксперта, если Саркисян согласился на форсирование московских переговоров и
одобрил план вывода армянских сил из пояса безопасности вокруг Нагорного
Карабаха, это приведет к полной трансформации внутриполитического поля Армении
и формированию нового оппозиционного фронта.
На переговорах по карабахскому урегулированию наступает
решающий этап. В регионе нарастает напряженность, и Россия пытается подтолкнуть
лидеров Армении и Азербайджана к мирному соглашению с целью восстановления
своего авторитета. Об этом, передает бакинская "Зеркало", в интервью
Радио "Голос Америки" заявила Программный директор Международной
кризисной группы Сабина Фрейзер. На вопрос, на чьей стороне будет Россия, если
возобновятся военные действия, Фрейзер ответила, что Россия выступает в
качестве гаранта безопасности Армении. "В случае возникновения нового
противостояния Россия окажется в сложном положении. Правда, и у Азербайджана
есть свои союзники. Но думаю, что создание на Кавказе второго очага конфликта
было бы плохо, поэтому все будут думать только о мирном урегулировании. Если не
использовать нынешнюю благоприятную ситуацию, Пражский процесс может полностью
остановиться. Возобновить его будет трудно, поэтому необходимы усилия всех
сторон", сказала Фрейзер. По ее мнению, Азербайджан "не должен
хвастаться своим военным бюджетом", ибо и Армения экономически развивается
и повышает военные расходы. Вместе с тем Армения не должна думать, что время
работает на нее и что де-факто независимость Нагорного Карабаха само собой
превратится в реальность. По ее мнению, усиление международного внимания к
карабахской проблеме также является редким шансом, и такой возможности может
больше не быть.
Россия готова выступить гарантом урегулирования
нагорно-карабахского конфликта в случае достижения компромисса между Арменией и
Азербайджаном. Об этом сообщил источник в Кремле. "Россия была бы готова
поддержать тот вариант решения проблемы, который устроит все вовлеченные
стороны, а в случае достижения компромиссной договоренности - выступить
гарантом урегулирования", сказал он. "Принципиальная позиция России в
нагорно-карабахском урегулировании заключается в том, чтобы не навязывать
участникам конфликта каких-либо рецептов извне, исходя из того, что главная
ответственность за окончательный выбор должна лежать на самих азербайджанцах и
армянах", отметил источник. Он добавил, что, по мнению российской стороны,
"жизнеспособным будет такое решение проблемы, которое позволит вернуть
стабильность и спокойствие в Закавказье, а в постконфликтный период поможет
сохранить исторически сложившийся там баланс сил". "Предстоящие
переговоры призваны сыграть важную роль в укреплении региональной стабильности
и безопасности, особенно в свете недавнего кризиса на Кавказе, подтвердить
приверженность сторон конфликта к достижению урегулирования мирными политическими
средствами", сказал источник. По его мнению, поддержание прямого
регулярного армяно-азербайджанского диалога на высшем уровне приобретает в
связи с этим ключевое значение. (Day.az).
Оценки, мнения, позиции
"Как и всегда, Азербайджан категорично опровергает все
противоречащие территориальной целостности страны предложения. Не может быть и
речи о признании независимости Нагорного Карабаха. Так как эта территория
является неотъемлемой частью Азербайджана и проживающие там армяне - граждане
Азербайджана". Об этом, пишет бакинская "525-я газета", заявил
министр ИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Касаясь вопроса изменения формата
переговоров по урегулированию конфликта, министр заявил, что в настоящее время
в этом необходимости нет. Комментируя мнение официального Еревана и
официального Степанакерта о необходимости участия Нагорного Карабаха в процессе
переговоров в качестве стороны, Мамедьяров сказал, что в этом вопросе, в первую
очередь, за основу берутся документы, принятые в ОБСЕ: "В этих документах
в качестве конфликтующих сторон указаны Армения и Азербайджан. А что касается
армянских и азербайджанских общин, то в свое время они участвовали в
переговорах. Но затем руководство Армении решило, что их общины могут вести
переговоры только от своего имени. С таким заявлением выступал экс-президент
Армении Роберт Кочарян. Поэтому, не думаю, что этот формат будет изменен в
ближайшее время и не вижу в этом смысла. Потому, что мы ведем переговоры с
Арменией, а ОБСЕ ведет наблюдательную миссию". По словам Мамедъярова, официальный
Баку уважает принцип самоопределения судьбы народов, но данный принцип не может
быть отнесен к Нагорному Карабаху: "В первую очередь принят принцип
самоопределения судьбы Азербайджана. Так как, являясь членом ООН, границы нашей
страны признаны в полной форме. С другой стороны, самоопределение не означает,
что можно изменить территориальную целостность силой и принуждением. Если
посмотреть на международные юридические принципы, мы увидем, что принцип
территориальной целостости стоит на более высоком уровне. Что касается
армянской и азербайджанской общин, то конечно, я неоднократно говорил, что
проживающие в Карабахе армяне - граждане Азербайджана. К сожалению,
азербайджанское население вынужденно было переселено из Карабаха. Потому, наша
официальная позиция состоит в том, что, в первую очередь, население
Азербайджана должно быть возвращено в Нагорный Карабах. После этого должны быть
созданы нормальные условия для экономического, социального развития".
Мамедъяров сказал, что после этого возможно рассмотрение вопроса статуса:
"Например, мы говорим, что Карабаху можно дать такой же статус, как
Татарстану. То есть, Нагорный Карабах может получить наивысший статус в рамках
территориальной целостности Азербайджана".
По мнению газеты "Айоц ашхар", в ближайшее время
активность в Карабахском вопросе будет проявлять только Россия, а вот формат
Минской группы какое-то время будет законсервирован. Касаясь инициированных
российской стороной переговоров президентов трех стран, газета пишет, что если
они будут соответствовать букве и духу выработанных Минской группой принципов,
то позиция Армении не изменится. "Но если процесс выйдет за рамки
действующего переговорного формата, то найти какое-либо решение без
непосредственного участия НКР будет невозможно". Дело в том, пишет газета,
что соглашение о перемирии (май 1994
г.) подписал и командующий Армией обороны НКР. Кроме
того, состоявшийся в том же году Будапештский саммит ОБСЕ признал НКР стороной
переговоров. А значит, инициатива России как страны, входящей в состав Минской
группы, - одно, а желание заменить формат МГ и найти решение
армяно-азербайджанской проблемы в одиночку - совсем другое. В случае выполнения
Россией самостоятельной посреднической миссии неизбежно придется вернуться к
протоколу, подписанному Арменией, Нагорным Карабахом и Азербайджаном в 1994 г. в Бишкеке при
посредничестве Москвы, - единственному достижению в переговорном
процессе".
На вопросы российской газеты "Накануне" отвечает руководитель
Центра геополитических экспертиз Александр Дугин
2 ноября состоится встреча трехсторонняя встреча президентов
по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Каких можно ожидать на ней
шагов и, прежде всего, от какой страны?
Сейчас надо ставить вопрос об исключении из переговоров о
Нагорном Карабахе американской стороны по формату Минской группы, поскольку США
совершенно неконструктивно ведут себя в отношении постсоветского пространства и
только усугубляют проблемы. Также в настоящее время выстраивается новая модель
отношений Турции и Азербайджаном, она выглядит гораздо более перспективной, чем
раньше. Нельзя, чтобы решение нагорно-карабахского кризиса удовлетворяло в
значительной степени азербайджанскую сторону, потому что до определенного
времени Россия так или иначе стратегически поддерживала Армению. Армяне с нами
заключили стратегическое партнерство, а Азербайджан тяготел к ГУАМу. После
кризиса в Грузии ситуация несколько изменилась, Алиев занял конструктивную
позицию в отношении России и не стал поддерживать грузинскую сторону, это
накладывает определенный положительный отпечаток и на решение карабахской
проблемы.
Может ли для Москвы
стоять вопрос о признании Карабаха?
Сейчас это неактуально. Гораздо важнее наладить
стратегическое партнерство с Турцией и Азербайджаном. Если говорить с точки
зрения конкретных геополитических интересов, России в региональном масштабе для
того, чтобы дать отпор атлантической стратегии, необходима как минимум
стратегическая нейтральность Турции и альянс с Азербайджаном больше, чем что бы
то ни было. Из стратегического альянса с Арменией мы "выжали" все,
более того, стратегическое положение Армении таково, что больше, чем есть, оно
России дать не может, в то время как от Азербайджана и Турции сейчас зависит
очень и очень многое. Таким образом, признание Карабаха - максимально
неблагоприятная ситуация, хотя, конечно, Россия заинтересована в статус-кво и
сохранении наших баз на этой территории. Вместе с тем, надо обратить внимание
на то, что у России, насколько мне известно, есть еще один проект о введении
российских войск в Карабах, о выведении оттуда армянских вооруженных сил и
начале нового этапа урегулирования.
Что может предложить
Медведев сторонам?
Важно понимать, что границы, о которых мы говорим - это
некие условности, которые скоропалительно, без каких-либо исторических
оснований, без всякого учета этнических факторов были признаны в качестве
догматов международного права. Естественно, это породило бесконечное количество
противоречий, в том числе, и карабахскую проблему. Я убежден, что всякое
присоединение этой территории к Азербайджану - нереально. Да, административно
она была под контролем Азербайджана, но армяне жили там испокон веков. В
урегулировании этого статуса у армян есть определенные переговорные позиции, но
самый главный план будет заключаться в том, чтобы устранить из этого
переговорного процесса США как абсолютно деструктивную, умственно
неполноценную, аморальную силу, которая осложняет ситуацию, куда бы она ни
пришла и еще создает предпосылки для новых конфликтов. Есть план у Медведева,
есть отдельные, конкретные разработки, но самый главный смысл - устранить
влияние США в этой зоне.
Президент Армении Серж
Саркисян предлагал признать право народа Карабаха на самоопределение. Как бы Вы
его прокомментировали?
Решение проблемы можно организовать в виде какого-то
обоснованного компромисса. Сейчас "народ Карабаха" живет как в
Карабахе, так и вне Карабаха. Десятки, сотни тысяч беженцев из Карабаха - это
тоже народ Карабаха. Поэтому признание независимости Карабаха едва ли следует
ожидать. Что касается волеизъявления народа Карабаха, то, я думаю, многие уже
знают, что в международной политике есть такое понятие как "двойной
стандарт". Им нельзя пользоваться в одиночку. У нас тоже есть свои
предпочтения. Если это что-то будет соответствовать нашим интересам и ценностям,
то мы примем то или иное решение. В таких случаях все зависит от фактора силы,
от того, какая политическая система действует у потенциальных сепаратистских
регионов, как они выстраивают свою модель с федеральным центром, есть ли у них
внешние покровители и многое другое. То есть сам фактор волеизъявления народа в
некоторых случаях работает, в некоторых случаях - нет.
Как Вы считаете, какое
влияние оказал на карабахскую проблему конфликт в Южной Осетии?
Напрямую никакого влияния не было оказано, просто теперь все
стало понятно. США признают независимость Косово, но не признают независимость
Южной Осетии и Абхазии, потому что им это выгодно. Россия долго колебалась,
чтобы занять такую асимметричную позицию, но можно было ее принять без тысяч
погибших мирных жителей Цхинвала. Остается только выяснить, признание Нагорного
Карабаха кому выгодно и геополитическим интересам кого оно соответствуют. Можно
сказать, что сейчас вопрос Карабаха для нас стратегически нейтрален. Некоторое
время назад чаша весов склонялась в сторону армянской стороны, а Азербайджан
тяготел к ГУАМу, русофобской фронде с Ющенко и Саакашвили. После августа
ситуация существенно поменялась и чаша весов склоняется в сторону Баку.
Микроподвижки произошли, и понимания проблемы прибавилось. Между тем, армянская
сторона начинает все больше "заигрывать" с США, при Саркисяне
появились в ряде случаев жестко-атлантические позиции, чего не было при
Кочаряне. Америка там работает и пытается "оторвать" Армению от
России. Как ни странно, это сейчас нам выгодно, потому что тем самым они
развязывают нам руки для существенного улучшения отношений с Азербайджаном и
Турцией. ("Накануне", с сокращениями).
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.