Analitika.at.ua. Две американские организации, занимающиеся вопросами
торговых связей США с Арменией и Турцией, выступили с заявлением, всемерно
приветствуя армяно-турецкий диалог и призывая к открытию границы. Руководство
Американской торговой палаты в Армении и Американского бизнес-форума в Турции в
совместном заявлении выразили решительную поддержку усилиям лидеров обеих стран
"по нормализации отношений, что, по их мнению, будет способствовать
установлению мира, укреплению безопасности и стабильности, экономическому
развитию и налаживанию сотрудничества в регионе в целом".
Дифирамбы "беспрецедентным усилиям" президентов
обеих стран раздаются чуть ли не каждый день и со всех сторон. С севера и юга,
из Европы и США продолжают петь осанну мужественному поступку Гюля, смело
решившемуся на приезд в Ереван, и на все лады превозносят инициативу Турции по
созданию "Платформы безопасности и стабильности". Анкара за последние
месяцы превратилась в самое миролюбивое, самое толерантное и самое
конструктивное государство региона, в "голубя мира" с оливковой
ветвью в клюве, несущего добро, мир и процветание всем странам, в том числе –
Армении, которой Турция, похоже, готова простить "обиды" и милостиво
пригласить в "платформу".
Между тем НИКТО до сих пор не видел ни концепции, ни
принципов, ни хотя бы рабочих разработок, на основе которых Турция намерена
строить свою "платформу", - по той простой причине, что ничего, кроме
довольно тривиального названия, миру пока что не представлено. Зато миру
представлено главное препятствие, мешающее реализации несуществующей платформы:
неуступчивость Армении в вопросе Карабаха. Отсюда, естественно, вытекает
главное условие ее претворения в жизнь: урегулирование конфликта исключительно
на основе интересов Азербайджана. Иначе Баку капризно топнет ножкой и скажет
платформе "фи!", и тут уже миролюбивая Анкара, конечно же, горестно
всплеснет руками и поделать ничего не сможет. А вот Ереван надо уговорить – и с
этой целью Гюль, скрепя сердце и мужественно терпя оскорбления и ругань в свой
адрес от братского азербайджанского народа, отправляется в Армению.
Если вспомнить, какие ожидания витали в воздухе относительно
главного предмета разговора накануне "исторического визита", то
окажется, что в реальности все оказалось намного проще и примитивнее:
во-первых, Турции нужен был сам факт поездки, во-вторых, речь шла не об
открытии границы, не о признании Геноцида, не о региональной безопасности и не
о налаживании экономических и любых других контактов. Нет, речь шла все о том
же: об удовлетворении непомерных территориальных аппетитов Баку и его претензий
на армянские земли. Следовательно, главная задача Гюля заключалась в том, чтобы
попробовать убедить президента Армении согласиться на урегулирование конфликта
на условиях Азербайджана. То есть в качестве первого шага вывести карабахские
войска из освобожденных территорий и дать добро на возвращение беженцев. После
чего, кстати, Баку вполне может согласиться на проведение некоего виртуального
референдума по определению статуса Нагорного Карабаха лет этак через 10-15.
Вот, собственно, и вся "платформа"!
Дабы создать впечатление собственной объективности и
заинтересованности в нормализации отношений с Арменией, Турция для приличия
пару недель после визита промуссировала тему открытия железнодорожного
сообщения Карс-Гюмри (а руководство Российской железной дороги в лице ЮКЖД
немедленно объявило о намерении отремонтировать ее армянский отрезок),
запустила утку о собственном отказе от участия в проекте Баку – Тбилиси – Карс.
Этот мыльный пузырь лопнул очень быстро – сегодня об этом никто уже не говорит.
Зато Турция оказалась в мировых лидерах по миролюбию,
заслужила похвалу Европы и Америки, быстренько наладила тесные отношения с
Россией, добилась вожделенной цели – стала непостоянным членом Совета
Безопасности ООН. А заодно и полностью загладила "вину" в глазах
младших братьев, ибо о скорейшем урегулировании Карабахского конфликта на
условиях, устраивающих Азербайджан, не говорит сегодня разве что ленивый. И о
выводе войск с освобожденных армянских территорий, и возвращении азербайджанских
беженцев говорят как о само собой разумеющихся уже достигнутых договоренностях.
Вернемся, однако, к пресловутой "платформе".
Действительно, международному сообществу о турецкой инициативе известно всего
лишь два, если можно так выразиться, составных элемента. А именно: намерение
решить Карабахский конфликт в ущерб интересам армянского народа и еще тот факт,
что участниками платформы могут быть три признанных государства Южного Кавказа
плюс Россия и Турция (разговоры об участии Европы и США в данном случае
несущественны). Вот, собственно, и все – и на основании этих двух крайне
субъективных, крайне опасных и крайне несостоятельных принципов Турция – не без
помощи Армении - провозглашается региональным лидером и автором громкой
"мирной инициативы".
Между тем именно армянской стороне следует ясно, четко и
недвусмысленно заявить следующее. Во-первых, урегулирование Карабахского
вопроса на условиях Азербайджана неизбежно чревато не миром, а новой войной,
поскольку отнюдь не решает конфликт, а всего лишь удовлетворяет территориальные
аппетиты Азербайджана и Турции на ДАННОМ ЭТАПЕ и возбуждает их НА БЛИЖАЙШЕЕ
БУДУЩЕЕ. Во-вторых, на Южном Кавказе кроме трех признанных существуют и вполне
состоявшиеся непризнанные республики, к тому же здесь проживают не только азербайджанцы,
армяне и грузины (плюс турки и русские), а множество "малых"
автохтонных народов, чья история и культура именно на этой территории во многих
случаях идет куда дальше в глубину веков, нежели титульных народов данной
страны. О каком мире и стабильности, о каком развитии и безопасности может идти
речь без учета интересов и участия этих государств и этих народов? Это выглядит
тем более странно на фоне того, что Россия, внешне активно лоббирующая
инициативу Турции, признала независимость Южной Осетии и Абхазии, однако даже
не заикается об их вовлечении в "платформу". Быть может, не пришло
еще время? А для чего тогда время пришло – для очередного передела региона за
счет армянских интересов?
Наконец, третье. При всей прагматичности и практичности современной
политики нельзя бесповоротно сбрасывать со счетов ее исторические и
нравственные аспекты. Тем более что они могут иметь решающее значение для
будущего не только региона, но и мира в целом. Речь – о совершенном Турцией 93
года назад Геноциде, через который невозможно переступить и который невозможно
игнорировать в своем стремлении к лучшему будущему. И прежде чем строить из
себя "голубя мира", Анкаре не мешало бы признать совершенное
злодеяние и первой же строкой Платформы громко заявить, что геноцид должен быть
признан всеми участниками соглашения неприемлемым, недопустимым и безусловно
осуждаемым инструментом разрешения любых конфликтов. Только при этом условии
Армения и армянский народ во всем мире могут позволить себе начать верить и
доверять Турции и попробовать вместе строить общее региональное будущее.
Но это возможно только при одном условии: если Турция
действительно стремится к миру и процветанию для всех без исключения народов
региона. Пока что в этом приходится очень серьезно сомневаться, ибо сегодняшняя
ситуация доказывает одно: именно и только интересами Армении региональные
державы собираются расплачиваться как за мир, так за войну.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.