Analitika.at.ua. Реакция на Московскую декларацию
Газета "Айоц ашхар" опубликовала декларацию Республики Армения, Азербайджанской Республики и Российской Федерации. В соответствии с Декларацияй, президенты трех республик, "встретившись по приглашению президента Российской Федерации 2 ноября 2008 г. в Москве и проведя в конструктивной атмосфере предметное и содержательное обсуждение состояния и перспектив урегулирования нагорно-карабахского конфликта политическими средствами, путем продолжения прямых переговоров между Арменией и Азербайджаном при посредничестве России, США и Франции как сопредседателей Минской группы ОБСЕ:
1. заявляют, что будут способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и обеспечению стабильности и безопасности в регионе путем политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе принципов и норм международного права и принятых на их базе решений и документов, что создаст благоприятные условия для экономического развития и всестороннего сотрудничества в регионе;
2. подтверждают важное значение продолжения сопредседателями Минской группы ОБСЕ посреднических усилий с учетом их встречи со сторонами 29 ноября 2007 г. в Мадриде и последующих дискуссий в целях дальнейшей разработки основных принципов политического урегулирования;
3. соглашаются, что достижение мирного урегулирования должно сопровождаться юридически обязывающими международными гарантиями всех его аспектов и этапов;
4. отмечают, что президенты Азербайджана и Армении договорились продолжать работу, в том числе в ходе дальнейших контактов на высшем уровне, над согласованием политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта и поручили своим министрам иностранных дел активизировать дальнейшие шаги в переговорном процессе во взаимодействии с сопредседателями Минской группы ОБСЕ;
5. считают важным поощрять создание условий для реализации мер по укреплению доверия в контексте усилий по урегулированию". Газета "168 Жам" пишет: "Таким образом, 2 ноября Россия, хотя бы на этом этапе смогла "нейтрализовать" Западную инициативу урегулирования Карабахского конфликта, которая в настоящее время выражается в "турецком посредничестве". Какие на самом деле последствия будет иметь для Армении такой поворот - трудно сказать. Однако все это вовсе не означает, что Турция откажется от своего намерения быть посредником или, как называет это армянская сторона, "помогать". Не случайно, что, практически одновременно с сообщением Кремля, турецкие власти заявили о предстоящей в Хельсинки встрече министров ИД Армении и Азербайджана".
Лидер Марксистской партии, член Армянского Национального конгресса Давид Акопян заявил, что Россия, которую он воспринимает как стратегического союзника Армении, "вынудив президентов Армении и Азербайджана подписать 2 ноября декларацию, показала, что она так же взбесилась, как Запад, и тоже ведет политику двойных стандартов". Акопян отметил, что президент России находится под влиянием нефтяных интересов своей свиты и растаптывает интересы России. По мнению Акопяна, если Россия желает оказать воздействие на Азербайджан, то она может сделать это, используя Гюлистанский договор, провозгласив Карабах своим субъектом, против чего армянский народ выступать не станет. А соблазнять Азербайджан семью районами, как считает Акопян, - совершеннейший идиотизм. Комментируя факт переименования в площадь России площади Мясникяна, где произошли события 1-2 марта, Акопян отметил, что это попытка властей Армении поскулить перед Россией, которая выносит Армению как жертву на свой дипломатический алтарь. ("Лрагир").
Широкий международный резонанс, который вызвала подписанная 2 ноября трехсторонняя декларация, свидетельствует о том, что Карабахская проблема стала предметом глобального противостояния. Реакция представителей российских и американских дипломатических кругов показывает, что у них, по сути дела, нет каких-либо разногласий в вопросе выбора принципов урегулирования проблемы. Просто в российском МИД считают, что дело не в самом конфликте, а в его урегулировании при посредничестве Москвы. В остальных вопросах державы сходятся во мнении: Карабахский конфликт должен быть урегулирован на основе трех принципов - "неприменения силы, территориальной целостности и права наций на самоопределение". Причем интересно то, что в последнем заявлении американского посла в Армении право наций на самоопределение стоит на первом месте. Выходит, что сегодня, как и раньше, с точки зрения международного права для сильных мира сего никаких "табу" нет. ("Айоц ашхар").
"Состоявшуюся 2 ноября в Москве трехстороннюю встречу, и процесс урегулирования карабахской проблемы следует рассматривать в контексте региональных развитий, заявил бывший консул, руководитель аналитического центра "Анунк" Рубен Акопян. Он подчеркнул, что Россия намерена развивать свой "грузинский" успех в Карабахе. По словам Акопяна, Армения так и не сделала соответствующих выводов из этого столкновения, поскольку главным уроком грузинских событий является не то, что вопросы не решаются силовым путем, а то, что Россия продемонстрировала готовность достигать своих целей любой ценой. Акопян отметил, что если интересы России будут требовать ее молчаливого согласия на какой-то конфликт, то Москва не преминет это сделать. Московская встреча была инициативой исключительно Москвы. По словам политолога, тем самым Россия начинает новый этап карабахского урегулирования, в ходе которого она шаг за шагом попытается восстановить свое прежнее влияние в регионе. По словам Акопяна, Россия пытается соблазнить Азербайджан, который по своим энергетическим ресурсам является важнейшим государством, и соблазнить Карабахом. Он считает, что власти Армении вступили в игру в ожидании выгод, однако, в моменты, когда интересы Турции и России совпадают, Армении, по мнению Акопяна, искать нечего. По его словам, в истории было немало случаев, когда после подписания договора о мире начиналась война. "Так что, Армении пора прекратить, прячась за спину России, угрожать Азербайджану пальчиком", отметил Акопян. По словам политолога, не стоит забывать, что Россия может руководствоваться не вековой дружбой с Арменией, а своими извечными интересами. "Россия может нас и не защитить, или немного "запоздать"".
По мнению газеты "Айоц ашхар", российская дипломатия, вдохновитель и главный инициатор подписания декларации, пришла к следующим предварительным выводам:
а) как бы этого ни хотелось, на данном этапе окончательное урегулирование Карабахской проблемы невозможно;
б) если оставить урегулирование конфликта сопредседателям Минской группы ОБСЕ, то Москва может утратить тактическое преимущество, которого добилась после последних событий в регионе;
в) поэтому пока нужно сохранить формат Минской группы, но при этом играть в ней роль "первой скрипки";
г) благодаря этому Россия станет гарантом политического решения Карабахской проблемы и тем самым лишит Запад возможности выполнять миротворческие функции. В контексте глобальных и региональных процессов и обусловленных ими стратегических и тактических приоритетов Московская декларация является переходным документом, как для непосредственных сторон конфликта, так и для посредников. Трехсторонняя декларация, считает газета, открывает перед Москвой новые "стартовые возможности". "В ближайшие месяцы она продолжит работу по укреплению своих военно-политических позиций в регионе путем ускорения процесса карабахского урегулирования. Причем активные действия Москвы имеют строгие "временные рамки", поскольку перспектива победы демократов на выборах в США и смены власти в этой стране позволит российской стороне месяца три-четыре действовать свободно".
По мнению главы армянской делегации в ПАСЕ Давида Арутюняна, в трехсторонней декларации, подписанной 2 ноября в Москве, зафиксировано стремление урегулировать конфликт мирным путем. Как отметил Арутюнян, после осетинских событий все поняли, что война не является лучшим методом урегулирования конфликтов и может завести в тупик, выбраться из которого будет еще сложнее. Подписанная декларация свидетельствует, что мы вступаем в логический этап, при котором обе стороны готовы уступить и выиграть одновременно. При этом Давид Арутюнян отметил, что без согласия Карабаха решение невозможно. ("Лрагир").
Газета "Аравот" пишет: "В настоящий момент отсутствие норм для нас означает следующее: если в карабахском вопросе в роли посредника продолжают оставаться сопредседатели Минской группы ОБСЕ (в которой есть разнополярные интерпретаторы "международного права"), то этот вопрос вновь удастся "заморозить" на неопределенное время. Если же вопросом будет заниматься только Россия (точнее - Медведев), то вопрос может разрешиться в ближайшее время - наподобие "Дейтона", когда США разделили Югославию по своему усмотрению. То есть, "хозяин" (в данном случае - Россия) скажет: "Молчать! Смирно! Вас никто не спрашивает!" Думается, именно это сказал президент России Сержу Саргсяну и Ильхаму Алиеву. Почему Медведев получил такую возможность, ясно всем: американцы заняты президентскими выборами и финансовым кризисом, и, независимо от исхода выборов, они как минимум пол года не в состоянии будут заниматься вопросом Карабаха. Так что, теоретически, есть возможность поставить их перед свершившимся фактом".
Газета "Еркир": "После подписания Московской декларации Ильхам Алиев немедленно отправился в Анкару, рассказать о том, чего хотели русские, что не отражено ни в одном из пунктов Декларации. Серж Саргсян отправился в Париж, затем - в Брюссель. Не с той же ли целью?". По мнению газеты - скорее всего, да. "Чего хочет Россия?.. Хочет восстановить свое поколебленное влияние в Закавказье. И поскольку из Армении Россия не отлучалась ни в прямом смысле слова, ни в смысле рычагов влияния, то речь идет, в основном, об Азербайджане".
Газета "Чоррорд ишханутюн": "Чисто по-человечески, сегодняшнюю растерянность Сержа Саргсяна можно понять. За что бы он ни взялся, на него со всех сторон нападают и бьют по голове. Пытается подписать документ по урегулированию Карабахского конфликта, и получает удары и со стороны Кочаряна, и со стороны дашнаков, и властей Карабаха, и оппозиции. Причина, действительно, в недостаточной легитимности Саргсяна. И не важно, какие переговоры он ведет вокруг урегулирования проблемы Карабаха. Не важно, какие мероприятия он осуществляет в рамках борьбы с коррупцией, какие абсурдные шаги предпринимает для использования потенциала диаспоры и прочее. Дело в том, что Серж Саргсян не имеет на все это права".
"Кризис дипломатического этапа в процессе урегулирования проблемы Арцаха, который мы ожидаем в январе-феврале, даст оппозиции новый шанс поднять на ноги общественность. А кризис, я думаю, обязательно назреет после московских событий, и мы даже будем иметь дело с импичментом президента и новыми президентскими выборами. Вот почему я считаю, что объявленный Левоном Тер-Петросяном временный тайм-аут в тактическом плане был правильным шагом", сказал в беседе с газетой "Аравот" председатель Марксистской партии Давид Акопян.
На вопросы "А1+" отвечает первый президент Армении Левон Тер-Петросян
Господин президент, в Вашем выступлении 17-го октября Вы обещали, что будете информировать общественность о ходе переговорного процесса по урегулированию Карабахского конфликта. Можно ли считать декларацию, подписанную президентами России, Армении и Азербайджана 2-го ноября, очередным этапом этого процесса?
Во-первых, я не забыл своего обещания. Более того, чтобы не быть голословным, считаю не лишним напомнить соответствующий отрывок из своего выступления: "В ближайшие месяцы нас ожидают важнейшие события, связанные с судьбой Карабаха и армянской государственности, которые, на данном этапе, отводят внутриполитические вопросы на второй план. Мы внимательнейшим образом будем следить за развитием событий, оценивать адекватность действий властей Армении требованиям ситуации, будем все время информировать общественность о состоянии хода Карабахского урегулирования и будем стараться либо предотвратить, либо свести к минимуму угрозы интересам армянской стороны". Что касается Вашего вопроса, то несомненно, что московскую декларацию следует рассматривать как один из важнейших этапов переговорного процесса.
Есть мнение, что эта декларация носит формальный характер и лишена конкретного содержания...
Подобное ошибочное впечатление может сложиться лишь у тех, кто не знаком с нюансами процесса урегулирования Карабахского конфликта. Однако для экспертов декларация очень красноречива, поскольку в ней уточнены ряд принципиальных и конкретных положений. Надо учесть, что этот документ является всего лишь верхушкой айсберга, и под ним находится значительно более подробный протокол, о содержании которого нетрудно догадаться.
Какие именно принципиальные моменты Вы имеете в виду?
Во-первых, первый же пункт декларации содержит тревожную формулировку, согласно которой "Карабахский конфликт будет урегулирован на основе принципов и норм международного права, а также принятых в их рамках решений и документов". Беспокоит не столько дипломатическая тонкость, касающаяся "принципов и норм международного права", сколько упоминание о "принятых в их рамках решениях и документах". Под последними, безусловно, по требованию Азербайджана, подразумеваются резолюция 62/243 Генеральной ассамблеи ООН и резолюция 1614 ПАСЕ, в которых признается территориальная целостность Азербайджана и требуется безусловный вывод армянских войск из приграничных Карабаху азербайджанских территорий. Во 2-м пункте московской декларации четко указано, что в основе процесса урегулирования лежит предложение сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сделанное в Мадриде 29 ноября 2007 года. Поскольку я подробно представил содержание этого предложения в своем выступлении 17-го октября, то не считаю нужным вновь затрагивать эту тему. Напомню только, что идея Мадридского предложения заключается в сочетании двух принципов международного права - принципа территориальной целостности и принципа самоопределения наций. В-третьих, предисловие и четвертый пункт декларации, в которых говорится о необходимости решения Карабахской проблемы путем прямых переговоров между Азербайджаном и Арменией, фактически определяют новый формат сторон конфликта. Таким образом, декларация окончательно хоронит решение Будапештского саммита ОБСЕ 1994 года, которым Нагорно-Карабахская Республика была признана третьей и полноправной стороной конфликта. А это означает, что Карабах не будет играть никакой роли в процессе дальнейших, определяющих его собственную судьбу переговоров. В-четвертых, самым важным итогом московской декларации следует считать то, что определенные новым форматом две конфликтующие стороны - Армения и Азербайджан, - подписав этот документ, официально дали согласие на Мадридское предложение, что является беспрецедентным событием для всего процесса урегулирования Карабахского конфликта. Дело в том, что три предыдущие официальные предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ, т.е. варианты "Пакетный", "Поэтапный" и "Единое государство" не удостоились единодушного одобрения конфликтующих сторон и потому были сняты с повестки. "Пакетный" и "Поэтапный" отверг Карабах, а "Единое государство" - Азербайджан. Подписанная же Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым Московская декларация ознаменовала начало заключительного этапа урегулирования Карабахского конфликта.
Вы, случайно, не упустили ки-уэстский вариант?
Ки-уэстский вариант не был официальным предложением сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Во всех случаях, этот вариант также не был принят одной из сторон, в данном случае - Азербайджаном.
Как Вы считает, не противоречит ли инициатива России высказанной Вами мысли о том, что в урегулировании Карабахского конфликта решающую роль сыграет Запад?
Никоим образом. Московская встреча хоть и является поворотной, тем не менее, она - лишь начало процесса урегулирования. Сейчас этот процесс продолжается в Европе, а закончится, по всей вероятности, в декабре, в Соединенных Штатах Америки. То есть, несмотря на то, что честь инициировать урегулирование, на первый взгляд, выпала России, тем не менее, заключительную точку в нем поставит Запад. Как Саргсян, так и Алиев приняли участие в московской встрече, если и не принудительно, то с нескрываемым неудовольствием, и они, все равно, хоть и из различных соображений, но в конце концов предпочтут посредничество Запада.
В таком случае какая же роль отведена Минской группе ОБСЕ, необходимость продолжения деятельности которой подчеркнута в декларации?
Чем больше подчеркивается необходимость продолжения деятельности Минской группе ОБСЕ, чем больше комплиментов звучит в ее адрес, тем сильнее становятся подозрения о разногласиях внутри группы. Минская группа, в целом, будучи полезным инструментом, является всего лишь ширмой, обеспечивающей дипломатическое приличие целям, преследуемым странами-посредниками. ("А1+").
Армения-Турция
Документы архивов Османской империи ясно свидетельствуют о намерении правительства Турции полностью уничтожить христианское население Анатолии. Такое мнение выразил АрмИнфо турецкий историк, профессор университета "Кларк" Танер Акчам. "Недавно я издал в Турции еще одну книгу под названием "Армянский вопрос решен: политика по отношению к армянам в годы Первой Мировой войны", материалы этого труда основаны на документах Османской империи", сообщил он. По словам историка, главный тезис книги - доступные для изучения документы Османской империи, хранящиеся в Османском архиве и Стамбуле, ясно свидетельствуют о том, что в ходе Первой Мировой войны, партия Единения и Прогресса развивала и применяла планы, ставившие целью полное уничтожение армянского народа. "Рассказывая об этом, я опровергаю распространенные в научном мире утверждения о том, что материалы из архива Османской империи противоречат архивам Германии, Австро-Венгрии, Америки и других стран, и что материалы архивов этих стран представляют разноречивую информацию. Такое представление неверно - по сути, никакого противоречия между этими материалами нет. Данные архивов этих стран дополняют друг друга и объясняют одно и то же историческое явление с разных точек зрения. В то время главной целью Османского правительства было уничтожение христианского населения в Анатолии, и документы архивов Османской империи ясно свидетельствуют об этом", резюмировал Акчам.
Как сообщает газета "Азг", 28 октября турецкая служба Би-Би-Си на своем официальном сайте разместила интервью министра ИД Армении Эдварда Налбандяна, главной темой которого были армяно-турецкие отношения. Центральные турецкие газеты, во главе с "Заман", также коснулись интервью, подчеркнув проявленный министром ИД РА по этому поводу оптимизм. Оценки в общей сложности положительные. Однако это не помешало некоторым турецким газетам, в частности, - провластной "Ени шафаг", указать: "Однако Налбандян не сказал, что они отказываются от утверждений о геноциде". Отреагировал на интервью министра ИД РА и главный советник премьер-министра Турции по внешнеполитическим вопросам Ахмед Давутоглу. Согласно нью-йоркскому сайту "Turkishny.com", Давутоглу сказал: "Мы стремимся максимально улучшить отношения с Арменией. Мы хотим, чтобы хорошие отношения сложились с армянской диаспорой - будь она в Париже или другой точке мира. У нас есть общее культурное наследие. Мы должны быть готовы рассматривать и нелегкие проблемы. Визит в Армению президента Турции Абдуллы Гюля - благоприятный повод, и его надо использовать". Давутоглу выразил надежду, что армянская диаспора окажет поддержку в деле улучшения армяно-турецких отношений.
Парадоксально, что в 21 веке можно столкнуться с ситуацией, подобно той, что между Арменией и Турцией до сих пор нет дипломатических отношений. Об этом заявил в беседе с АрмИнфо посол Франции в Армении Серж Смессов. По его словам, Франция, председательствующая ныне в ЕС, поощряет диалог между Арменией и Турцией и инициативы, связанные с налаживанием контактов между сторонами. "Франция присоединилась к другим странам, выразившим свое удовлетворение тем, что президент Армении принял решение пригласить своего турецкого коллегу в Ереван, а также тем, что Абдулла Гюль принял это приглашение. Сейчас мы надеемся, что начавшийся диалог будет иметь продолжение", отметил Смессов. Он отметил, что считает "ненормальной" ситуацию, при которой до сих пор не установлены дипломатические отношения между Арменией и Турцией. По его мнению, Армения делает все, что может, для налаживания отношений с Турцией. Оценивая усилия Турции в данном вопросе, французский дипломат нашел, что для Турции было политически непросто решиться на такой шаг и согласиться, чтоб ее президент приехал в Армению. "Тем не менее, если Гюль пошел на этот шаг, это значит, что для этого у него были серьезные причины. Посмотрим, как будет развиваться ситуация в будущем, и мы, несомненно, будем поддерживать этот диалог", резюмировал Смессов.
По мнению директора Института востоковедения Национальной академии наук РА, турколога Рубена Сафрастяна, Турция делает крупные политические ставки и, согласившись на диалог с Арменией, стремится получить большие возможности быть вовлеченной в переговорный процесс по карабахскому вопросу. С другой стороны, Турция старается усилить свое влияние в южнокавказском регионе, где с августа существенно укрепилась роль России. По словам турколога, Турция проявила активность в карабахском вопросе после того, как переговорный процесс попыталась форсировать Россия. "Интересно, что Турция довольно холодно и в то же время с ревностью относится к продвижению России в регионе", отметил Сафрастян. ("Ноян Тапан").
Во время встречи с армянской диаспорой Москвы, официальный Ереван, в лице Сержа Саргсяна, пригласив президента Турции в Ереван посмотреть вместе игру сборных двух стран по футболу, заложил первый камень в фундамент размещения Турции на Южном Кавказе. И, несмотря на то, что инициатива была проявлена армянской стороной, турецкая сторона прибыла в Ереван со своей политической повесткой - ситуация на Южном Кавказе и его дальнейшая судьба, урегулирование Карабахского конфликта, обсуждение "Платформы безопасности и стабильности на Кавказе". Такая политическая инициатива Турции не только смяла факт армянской инициативы, но и растоптала первые ростки геополитических амбиций Еревана. ("Азг").
По мнению газеты "Айоц ашхар", после русско-грузинского военного столкновения Армения и ее руководство практически не имели возможности избежать большой региональной игры и начала двусторонних армяно-турецких контактов. "Не присоединившись к шагам своего союзника против Грузии и, одновременно, очутившись в сложной геополитической ситуации, Армения не могла отклонить призывы начать диалог с Турцией". Следовательно, вся проблема в том, что наша дипломатия оказалась недостаточно готовой к тому, чтобы воспротивиться "добрососедскому спектаклю" Турции, заключает газета.
Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что в статье "Турецкое равновесие", размещенной в российском издании "ГазетаСНГ", сообщается, что в конце октября или начале ноября президент Турции Абдулла Гюль отправится в Москву, где вместе с российским руководством обсудит вопрос создания "Платформы безопасности и стабильности на Кавказе". В связи с этим, передает "Айкакан жаманак", российское издание отмечает, что позиции возможных членов создающейся структуры - Турции, Азербайджана, Армении, Грузии и России - не совпадают. Так, пишет газета, об Азербайджане говорится, что "Баку небезосновательно рассматривает эту структуру как возможность решить в свою пользу Карабахский конфликт". Касательно позиции Армении - что "официальный Ереван имеет свои расчеты, которые связаны с укреплением своих позиций во внешнем мире и в своей стране". И потому, пребывая в неопределенности, Армения пока не отказывается и скрупулезно подсчитывает плюсы и минусы, пишет "ГазетаСНГ".
Посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыдж заявил, что "Турция откроет границу с Арменией после того, как та выведет свои войска из оккупированных территорий Азербайджана". Комментируя заявление президента РА Сержа Саргсяна о том, что открытие турецко-армянской границы может оказать позитивное воздействие на процесс урегулирования Карабахской проблемы, Кылыдж подчеркнул: "Армения не имеет права выдвигать какие-либо требования в этом вопросе. Турция поддерживала и будет поддерживать территориальную целостность Азербайджана". Вместе с тем турецкий дипломат отметил, что "если Армения намерена установить нормальные отношения с соседними странами, она в первую очередь должна пересмотреть свою захватническую политику и вывести войска из оккупированных территорий Азербайджана". ("Айоц ашхар").
|