Analitika.at.ua. Выставку в “Армпродэкспо-2008” в правительственном здании на Мелик-Адамяна, 1 вчера посетил президент, отметив своим визитом важность развития агросектора для Армении. Общее впечатление — Армения, поставив перед собой эту задачу, в состоянии максимально сократить зависимость по основному набору потребляемой в стране сельхозпродукции и увеличить экспорт. Но путь в это светлое завтра лежит через самые современные технологии, и в современном понимании агросектор является уже не символом отсталости, как нас учили когда-то, а именно высокого развития.
Выставка начинается со стенда, представляющего новое удобрение — “цеокарбофос”, безнитратное азотно-фосфорное удобрение. Тем, кто не знает: белая полоска внутри помидоров связана не со спецификой сорта, а с избытком нитратов. После того как импортные сорта томатов стали вытеснять местные, а удобрения стали вносить в почву по вдохновению, видимо, следует начать требовать у продавцов разрезать овощ. Как заявляют представители фирмы “Парарт”, их комплексное азотно-фосфорное удобрение с активированными цеолитами — путь к безопасности и благополучию. Цеолиты, связывая полезные вещества, способствуют их долгому удержанию в почве. Второй организующий агробизнес момент — финансы. Из кредитующих агробизнес банков был представлен “ACBA-CREDIT AGRICOLE” с развитой сетью провинциальных филиалов, с минимальным, во много раз меньше одного процента, невозвратом кредитов. Это хорошо говорит о банке, но еще лучше — о его клиентах, которые вместе практически лишили рисков сферу кредитования. Третье обстоятельство — контроль продукции. В Армении постепенно разворачивается выращивание органических продуктов без применения химикатов. В развитых странах эта ниша интенсивно развивается, превосходя по прибыльности нишу обычного земледелия. В Москве есть уже крупные торговые центры органического питания, надо полагать, скоро появятся и у нас. Потребность созрела вчера — людям нужно быть уверенными, что купленная ими еда вреда не принесет.
После обхода всей экспозиции президент дал блиц-интервью, отметив, что впечатление от выставки у него хорошее, но двойственное: “Видя и радуясь качеству нашего продукта, задаешься вопросом — почему столь качественный продукт так мало известен в мире? Задача государства состоит в том, чтобы помочь производителю реализовать свой товар на различных рынках мира. Я говорил с переработчиками в Араратском марзе, и мы договорились, что на стадии выращивания и сбора урожая и государство, и переработчик должны быть на стороне производителя — крестьянина. На стадии же реализации государство должно помогать переработчику. Мы должны создать свои новые бренды. Так же как в мире известны коньяк и абрикос, так же должны быть известны армянские соленья, сыры и другие наши вкусности”.
Арен ВАРДАПЕТЯН
НВ |