Analitika.at.ua. Смерть всесоюзного и всенародного любимца Муслима Магомаева огорчила всех его поклонников. Оказалось, его не забыли, хотя он покинул сцену очень давно и, очевидно, вовремя. Едва ли не все доступные нам российские телеканалы, радио и пресса несколько дней передавали записи его концертов, печать реагировала в свою очередь.
О Муслиме Магомаеве пишут, в частности, как об эталоне эстрадного артиста, и, конечно, не ошибаются. Он действительно был звездой в абсолютном смысле этого слова. Пишут и говорят обо всем, что касается артиста. О голосе, о репертуаре, об авторах и т.д. Правда, не о всех авторах. Выборочно. Так, совершенно стараются не упоминать имя Арно Бабаджаняна, одного из тех композиторов, чьи песни и принесли эстрадную славу Муслиму Магомаеву...
Свежий пример. В еженедельнике “Власть” некий Борис Барабанов опубликовал статью о Магомаеве под рубрикой “Потеря”. Он подробно расписывает путь артиста к Олимпу, пересыпая текст фамилиями и названиями исполненных им произведений. Но упомянуть о Бабаджаняне ему, очевидно, западло. Цитата: “Муслим Магомаев спел первые советские твисты — “Королева красоты” и “Лучший город земли”, — и твисты перестали считать капиталистической заразой. Муслим Магомаев спел самый ресторанный советский шлягер “Свадьба” — ресторанные шлягеры прописались на эстраде...” Такое ощущение, что артист пел песни неизвестных авторов. Но ведь и любому советскому — и не только советскому — обывателю известен их автор — Арно Бабаджанян. Тонкий политтехнолог Барабанов, впрочем, дает осечку. “Обучаясь на вокальном отделении музучилища, он брал уроки у знаменитой в Баку преподавательницы консерватории Сусанны Микаэлян...” Барабанову да и редакции этот позорный прокол определенно зачтется. Смешно сказать, но он не единственный. “В 1962 году Магомаев выступил на фестивале азербайджанского искусства в Кремле. Исполнил “Бухенвальдский набат” Вано Мурадели и арию Фигаро”, — пишет Барабанов, прокалываясь еще раз. Вано-то Мурадели — это ведь Ованес Мурадян. Если так пойдет и дальше, не сносить бойкому автору головы.
Тогда, когда Муслим Магомаев чуть ли не ежедневно появлялся на экранах и звучал по радио, все знали, чьи хиты он поет. Прежде всего Арно Бабаджаняна, с которым они дружили и сотрудничали много лет. Это именно благодаря его песням “при всех восторгах оперной публики молодой артист ясно понимал, что его место — эстрада”, пишет “Власть”.
Всезнающий интернет выдал подробные данные о песенном творчестве композитора и певца. Из упомянутых в списке 101 песни Бабаджаняна Магомаев исполнял 37, в основном популярнейших хитов, кстати, весьма обоюдовыгодных. Именно песни кормили — и как кормили — автора и исполнителя. Многие из них писались специально для Магомаева. Опять же интернет выдал такую картину о песнях, спетых Магомаевым. Их 242. Кроме бабаджаняновских там есть еще 14 песен других композиторов-армян. Бабаджанян — самый-самый, за ним как автор идет Оскар Фельцман — двадцать песен. Из азербайджанцев Магомаев пел 14 песен сладкозвучного Полада Бюль Бюль-оглы и еще восьми авторов рангом пониже. Весьма скромное обращение к отечественным бюльбюлям можно объяснить разве только не слишком их сладкоголосьем. Что касается частоты звучания вживую и в эфире, то об этом лучше промолчать. Бабаджанян здесь был явный чемпион. Напомним также, что слова к песням Арно в основном писали такие выдающиеся поэты, как Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Н.Добронравов, Г.Регистан.
Почему сегодня все это так усердно замалчивается российскими масс-медиа, можно объяснить только лишь чрезвычайно трусливой деликатностью авторов. Как бы не обидеть азербайджанских поклонников певца, вообще культурную элиту. Мало ли... Ведь получается, что популярнейшего певца раскрутил в первую очередь армянский композитор и друг Арно Бабаджанян, что первая жена Муслима была армянка, что голос ставила Сусанна Микаэлян. Ужасная картина. И это при том что Магомаев признавался в своем лезгинском происхождении. Сложный пасьянс, скажем прямо. Российским журналистам есть чего бояться. Гораздо безопасней забыть Арно Бабаджаняна.
* * *
Когда в 2006 году отмечалось 85-летие Арно Бабаджаняна, организаторы московского концерта пригласили и Муслима Магомаева с тайной надеждой, что он исполнит одну из тех самых песен, которые были написаны им для него. Певец вежливо отказался. А потом добавил, что очень хочет, что это его долг, но в Баку его не поймут. В Баку точно бы не поняли, но вот почему очевидные вещи непонятны в великой и независимой России? Что за такой страусиный политес?
Карэн МИКАЭЛЯН
НВ |