Главная » 2008»Ноябрь»15 » Грузия обязана предоставить автономию армянам и азербайджанцам?
Грузия обязана предоставить автономию армянам и азербайджанцам?
00:10
Analitika.at.ua. 31 октября в Анкаре состоялся круглый стол на тему «Новая
архитектура безопасности на Южном Кавказе после 8 августа 2008г.»,
организованный фондом «Институт евразийских исследований». В работе круглого
стола принимали участие делегаты, приглашенные изРоссии, Армении, Грузии, Азербайджана,
Абхазии, Южной Осетии, Турции, которые высказали свои подходы и мнения по
проблеме. В круглом столе участвовал и выступил член Совета армянских
общественных организаций Самцхе-Джавахка Хачатур Степанян. Ниже приводим полный
текст выступления Х. Степаняна.
Несколько аспектов новой архитектуры безопасности на Южном Кавказе
Война, начавшаяся 8 августа 2008г. в Южной Осетии, серьезно
изменила геополитическую ситуацию на Южном Кавказе. Если попытаться одним
предложением представить эту ситуацию, то можно сказать так: «Невероятное стало
вероятным, а вероятное – невероятным». К примеру, невероятным можно было
считать то, что Россия так быстро и резко пойдет на признание независимости
Южной Осетии и Абхазии. С другой стороны, если до войны вероятным считалось
членство Грузии в Северо-атлантическом блоке, то теперь это весьма невероятно.
Это последнее обстоятельство мы обуславливаем следующими причинами.
Европа сознает, что теперь совершенно нецелесообразно ценой
принятия Грузии в состав НАТО ставить под угрозу отношения с Россией. В
особенности, нужно учитывать, что Россия готова пойти на резкие шаги. В то же
время общественность Грузии также не собирается ценой вступления в НАТО
отказываться от территориальной целостности страны.
Еще одной переменой, произошедшей в регионе, стало то, что
Турция пытается отметить важность роли Армении. Это очень важно в том плане,
что не смотря ни на что, архитекторами безопасности Южного Кавказа, в первую
очередь, должны быть страны региона. Международно-признанные государства Южного
Кавказа сами разработают механизмы безопасности своего региона. Если эти
механизмы импортируются извне, то это в своеобразной форме может создать новую
разделительную линию между зонами влияния. С другой стороны, подходы
государств, обеспокоенных безопасностью региона, должны быть искренними, иначе
настоящей безопасности не будет. Короче говоря, современный Кавказ – это не
Кавказ 1921г., и решения относительно изменения его границ должны принимать не
только Турция и Россия.
Война в Южной Осетии, начавшаяся 8 августа 2008г.,
подтвердила, что решение проблем военным путем неперспективно и опасно. Это
всерьез должны осознать все и попытаться урегулировать проблемы мирным путем.
Для безопасности Южного Кавказа очень важно предупреждение конфликтов. На
межнациональной, межрелигиозной почве могут возникать новые конфликты,
предупреждение которых связано с уважением взаимных прав. Много говорится об
установленных международным правом принципах территориальной целостности и
самоопределения наций, которые невольно могут противоречить друг другу. Однако,
в некоторых случаях нет ни одного факта, ставящего под сомнение территориальную
целостность данной страны, но при этом в этой стране попираются права
национальных меньшинств. Здесь, между прочим, отметим одно важное
обстоятельство. Признание Россией Южной Осетии и Абхазии, признание США и рядом
западных государств независимости Косово подчеркнуло тот факт, что право наций
на самоопределение – это основополагающий принцип.
Для всеобщей безопасности в регионе существенна внутренняя
стабильность каждой страны. Для безопасности региона, пожалуй, наиболее значима
внутренняя стабильность Грузии как государства, занимающего важную
геополитическую позицию на Южном Кавказе. На наш взгляд, окончательную
стабильность в Грузии можно обеспечить только в случае провозглашения
федеративного государства.
Грузия как многонациональное и многоконфессиональное
государство обязана пойти на этот шаг. Кстати, субъектами федеративной Грузии
должны выступать не только существовавшие до сих пор автономии, но и районы,
где компактно проживают национальные меньшинства. Речь, в первую очередь,
касается армян и азербайджанцев, проживающих в Самцхе-Джавахке и Квемо Картли.
В Конституции Грузии заранее надо уточнить и применить главу об устройстве
государства, которое до сих пор не определено из-за отсутствия контроля
официального Тбилиси над территориями Южной Осетии и Абхазии. Построение
унитарного государства путем нарушения прав, дискриминации нацменьшинств
чревато серьезными угрозами. Между тем, предоставив армянам и азербайджанцам
автономию, Грузия может внушить веру и убедить отделившиеся от нее автономии
вернуться в состав Грузии. Сейчас мои слова могут показаться запоздалыми, но,
тем не менее, предоставив армянам и азербайджанцам автономию, Грузия может
доказать, что гарантирует безопасность абхазов и осетин в своем составе. Между
тем, Грузия попыталась упразднить также Аджарскую автономию. Это сегодня
единственная, формально существующая автономия, что обусловлено
обязательствами, взятыми Грузией по международному договору. Еще один важный
факт: уже долгое время официальный Тбилиси предлагает самую широкую автономию
людям, поднявшим оружие против законных властей страны, а по отношению к
законопослушным гражданам, в трудную минуту стоявшим рядом с государством,
ведет политику ассимиляции и выселения.
В качестве обобщения отмечу, что единственная гарантия
территориальной целостности и внутренней стабильности Грузии – применение
принципа федерализма. В свою очередь, федеративная, стабильная Грузия – залог
безопасного Южного Кавказа. С провозглашением федерализма Грузия может
считаться своеобразной Швейцарией на Кавказе во всех отношениях, передает bagin.info.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.