Analitika.at.ua. 14 ноября в Баку подписано Соглашение об основных
принципах реализации Транскаспийского проекта между Госнефтекомпанией
Азербайджанской Республики (ГНКАР) и Национальной нефтегазовой компанией
Казахстана "КазМунайГаз".
Документ определяет основные условия и принципы совместной
реализации проекта, создание ГНКАР и "КазМунайГазом" совместной
проектной компании, финансирования, тарифообразования, условий доступа к
создаваемым мощностям и поэтапного развития Транскаспийской системы. "Мы
возлагаем большие надежды на Транскаспийский проект с учетом ежегодного роста
добычи нефти в Казахстане, который по итогам 2008 года прогнозируется в 70 млн
тонн, из которых 63 млн тонн будет экспортировано. А в 2015 году в стране будет
добываться 100 млн тонн нефти. Сегодняшнее соглашение - это первый практический
шаг, предполагающий создание конкретной системы с определением условий
поставок, тарифов и так далее", - сказал на церемонии подписания министр
энергетики Казахстана Сауат Мынбаев. В свою очередь, глава ГНКАР Ровнаг
Абдуллаев отметил, что реализация проекта принесет выгоду обеим сторонам.
"Таким образом, мы объединяем наши возможности для транспортировки
казахстанской нефти на мировые рынки", - сказал он. Глава
"КазМунайГаза" Каиргельды Кабылдин отметил, что соглашение
предполагает создание совместного предприятия для подготовки ТЭО проекта,
строительства и эксплуатации. "Первоначальная оценка стоимости проекта
составляет порядка $3 млрд. Он будет состоять из нескольких сегментов -
создание инфраструктуры в Казахстане, транскаспийский сегмент, который будет
финансироваться совместно с Азербайджаном, и создание инфраструктуры в
Азербайджане. Для финансирования казахстанские грузоотправители предоставят
гарантированные объемы нефти, под которые мы будем привлекать заемные
средства", - сказал Кабылдин. Успешная реализация Транскаспийского проекта
позволит создать надежную систему долгосрочной танкерной транспортировки через
нефтяные терминалы в Казахстане и Азербайджане и последующего экспорта нефти с
использованием трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и другой
нефтетранспортной инфраструктуры. Эта система обеспечит на начальном этапе
возможность транспортировки нефти в объеме 500 тыс. баррелей в сутки (23 млн
тонн в год) с последующим увеличением до 0,75-1,2 млн баррелей в сутки (35-56
млн тонн в год). В рамках реализации проекта на казахстанском побережье
Каспийского моря предусматривается создание новой нефтетранспортной
инфраструктуры, в частности, предполагается строительство нефтепровода Ескене -
Курык, расширение морского порта Курык, закупка танкеров дедвейтом более 60
тыс. тонн, которыми нефть будет доставляться по Каспийскому морю в систему БТД на
территории Азербайджана. Ресурсной базой для Казахстана станут месторождения
Кашаган на шельфе Каспия, которое разрабатывает консорциум иностранных
инвесторов Agip KCO, и Тенгиз, разрабатываемое СП "Тенгизшевройл"
(ТШО).
Управляющий директор "КазМунайГаза" Каиргельды
Кабылдин ранее сообщал, что общая стоимость создания системы оценивается в $3
млрд. Протяженность нефтепровода БТД составляет 1767 км, из них в
Азербайджане - 443 км,
в Грузии - 248 км,
в Турции - 1076 км.
Пропускная способность трубопровода - 50 млн тонн нефти в год. Участниками
проекта являются: BP (30,1%), SOCAR (25%), Unocal (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO
(6,53%), ENI (5%), Itochu (3,4%), ConocoPhillips (2,5%), INPEX (2,5%), Total
(5%) и Amerada Hess (2,36%).
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.