Суббота, 27.04.2024, 05:23
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Ноябрь » 16 » Католикос Арам Первый взялся помирить иерусалимских драчунов
Католикос Арам Первый взялся помирить иерусалимских драчунов
00:16

Analitika.at.ua. Армянский католикос Великого Дома Киликийского Арам Первый встретился в Каире с главой Коптской церкви патриархом Шенудой Третьим. В пресс-релизах, распространенных пресс-службами обеих патриархий, отмечается, что “обсуждались вопросы сотрудничества двух церквей”. Но нет сомнений в том, что в действительности главной темой переговоров было примирение коптов с эфиопской церковью. Католикос Арам, обеспокоенный длящимся десятилетиями противостоянием, в прошлом году выступил с миротворческой посреднической миссией. Но, несмотря на ее успешный старт, диалог между коптами и эфиопами иерархами развивается медленнее, чем хотелось бы. Армянский патриарх решил приступить к новому этапу “челночной дипломатии”.

Конфликт между коптами (коренной этнос Египта — наследники фараонов) и эфиопами не мог не затрагивать наши интересы, поскольку речь идет о конфессиях, наиболее близких Армянской Апостольской Церкви. (Кроме Армянской, Коптской и Эфиопской в группу древних восточных церквей входят еще и Эритрейская, Сирийская и Сиро-Маланкарская церкви.) Причем последователи других восточных конфессий признают Армянскую церковь в какой-то мере своей старшей сестрой. Это весьма примечательно, если иметь в виду, что в течение последних веков своей истории армяне сами искали среди соседних держав “старшего брата”. Копты и в особенности эфиопы почти не имеют теологических разногласий с армянами. В Европе и Америке они посещают обычно армянские храмы. Так что если в Стамбуле, Париже или Вашингтоне в Апостольской церкви заметите чернокожих, склонивших колени перед ликами армянских святых, не удивляйтесь. Это эфиопы. Кстати, письменность эфиопов почти не отличается от армянской. Ученые утверждают, что она заимствована у Маштоца. И даже антропология у нас похожая, несмотря на разный цвет кожи. Главным центром сотрудничества древних церквей является Иерусалим, где армянский патриархат считается покровителем коптов, эфиопов и ассирийцев, живущих в Палестине. В 1888-м году тогдашний правитель Святой земли османский султан Абдул Гамид подписал фирман, которым армянский патриарх признавался руководителем всех дохалкидонских церквей в Иерусалиме, Триполи, Наблусе и Газе. Этот документ лег в основу так называемого “церковного статус-кво”, который по сей день регламентирует взаимоотношения между конфессиями. Так что ясно, что Апостольская церковь не могла быть безразлична к обострявшемуся год от года противостоянию.

Противоречия между коптами и эфиопами имеют многовековую историю. Известно, что эфиопы приняли христианство в IV веке, почти одновременно с армянами. Но с XIII века Эфиопская церковь подчинялась Коптской, а все епископы в Эфиопии до 1929-го года были коптами и назначались Коптским патриархом в Египте. С начала XX века Эфиопская церковь стала требовать большей автономии и права самостоятельно избирать своих епископов. В 1960-м году эфиопы провозгласили автокефалию, которая была признана коптами в 1964-м. Духовный лидер 30 миллионов эфиопских христиан подвергался жестоким преследованиям со стороны пробрежневского режима Менгисту Хайле Мариама. Проблемы эфиопского патриарха Абуны Павла Первого усугублялись конфронтацией с коптскими иерархами, которая начала обостряться в 1967-м году после занятия Израилем Восточного Иерусалима. Причиной спора явились разногласия вокруг прав собственности на небольшую церковь Дейр эс-Султан, которая находится на крыше Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Коптские монахи в течение нескольких лет круглосуточно несли дежурство, чтобы не позволить эфиопам захватить часовню. Но однажды весной 1970-го коптские священники имели неосторожность отлучиться и, вернувшись, обнаружили, что пользующиеся поддержкой израильских властей эфиопские монахи проникли в помещение, заперли двери церкви изнутри и заменили замки. С тех пор рукопашные схватки между коптами и эфиопами в Храме Гроба Господня стали традиционными. Драка между армянами и греками, произошедшая в прошлое воскресенье, на фоне копто-эфиопских войн может показаться детской шалостью. В конце 90-х при посредничестве армянского патриарха было достигнуто компромиссное соглашение о том, что коптский монах будет иметь право постоянно присутствовать на территории церкви Дейр эс-Султан. Ему для этого было отведено соответствующее ограниченное пространство. Он не имел права переступать за определенную черту. В 2002-м году хрупкий мир был нарушен. Причиной этого стало то, что, спасаясь от жары, коптский монах передвинул свой стул в тень. Это было расценено эфиопами как посягательство на их территорию. В итоге побоища 11 монахов были госпитализированы.

 

В прошлом году верховный патриарх эфиопов Абуна Павел Первый и духовный лидер коптов Шенуда Третий все-таки нашли в себе волю вновь сесть за стол переговоров. В этом была велика заслуга Киликийского католикоса Арама Первого, выступившего посредником. В июне 2007-го года благодаря его усилиям в Каире была подписана совместная декларация, положившая конец междоусобицам. Армянский патриарх тоже поставил под документом свою подпись, взяв на себя миссию гаранта выполнения достигнутых договоренностей. В декларации подчеркивается, что “Коптскую, Эфиопскую и Армянскую церкви объединяет единая вера, которая веками была основанием общей доктринальной позиции и богословских учений и укоренена в постановлениях трех Вселенских Соборов”. Казалось бы, все. Мир. Коптские и эфиопские священники в Иерусалиме действительно стали друг с другом здороваться. Порой даже вместе пили чай, поругивая греков, захвативших в Храме Гроба Господня все лучшие места. Но спор вокруг принадлежности церкви Дейр эс-Султан так и не был разрешен. Ситуация усугубляется тем, что участок крыши Храма Гроба Господня, на котором возведены две часовни и 26 маленьких келий, в ужасном состоянии и нуждается в срочном капитальном ремонте. В противном случае крыша собора, являющегося главной святыней христианского мира, может попросту рухнуть, разрушив Гроб Господень и погубив паломников и священников. Правительство Израиля готово взять на себя проведение ремонтных работ, но с условием, что согласие на это дадут главы обеих конфессий. Однако эфиопы настаивают на том, что у коптов никто не должен спрашивать согласия, так как они к церкви не имеют никакого отношения. Недавно эфиопский патриарх Иерусалима Матиас в своем письме министру внутренних дел Израиля Меиру Шитриту подтвердил нежелание идти на компромисс. “Условия, выдвинутые МВД Израиля, неприемлемы для нас, так как мы не признаем права коптской церкви на этот участок”, — говорится в письме патриарха. Ситуация вновь стала казаться безвыходной. А значит, у посредника, Киликийского католикоса Арама Первого, вновь появились заботы.

 

Артем ЕРКАНЯН

НВ

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 907
Календарь новостей
«  Ноябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru