Analitika.at.ua. Евросоюз наращивает переговорный процесс по реализации
проекта Nabucco, предусматривающего прокладку нового маршрута по доставке
центральноазиатского природного газа в Европу в обход России.С этой миссией челночную поездку по странам
предполагаемого маршрута совершил комиссар Еврокомиссии по энергетике Андрис
Пиебалгс, сообщает "Независимая газета".
Вояж Пиебалгс начался с Турции, где после встречи в
Министерстве энергетики и природных ресурсов объявил об ускорении реализации
проекта Nabucco. Еврокомиссар отметил успешное продолжение переговоров и
весомую роль Турции в проекте. По мнению экспертов Евросоюза, договор между ЕС
и Турцией относительно транзитной страны по Nabucco может быть подписан в
декабре.
Следующим пунктом каспийского турне Пиебалгса стал Баку, где
он провел интенсивные переговоры с вице-президентом Государственной нефтяной
компании Азербайджана (ГНКАР) по инвестициям и маркетингу Эльшадом Насировым,
встретился с министрами иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым и промышленности
и энергетики Натиком Алиевым, был принят президентом Ильхамом Алиевым. Судя по его
заявлениям прессе, комиссар остался доволен итогами переговоров и встреч в
азербайджанской столице. Затем Пиебалгс вылетел в Ашхабад для переговоров с
президентом Гурбангулы Бердымухамедовым.
Андрис Пиебалгс не скрывал цели своего визита в регион, заявив
журналистам, что основная тема его переговоров с руководством Азербайджана,
Турции и Туркмении – реализация проекта трубопровода Nabucco. В ходе этой
поездки он намеревался "выявить оставшиеся проблемы и найти общие с
властями стран – участников проекта решения – моменты, делающие Nabucco
возможным".
Азербайджану в проекте Nabuccoотводится роль страны, обладателя запасов
газа, а также стороны, которая обеспечит транзит центральноазиатского газа в
Европу. Баку не только готов предоставить свою инфраструктуру для
транспортировки газа, но и инвестировать проект строительства этого
трубопровода. Что касается продажи собственного газа, то в этом вопросе
существуют некоторые проблемы. Дело в том, что газ, добываемый с месторождения
Шах-Дениз, в рамках первой фазы с пиковым уровнем добычи в 2012 году в 8,6 млрд
куб.м практически полностью распределен между Азербайджаном, Грузией и Турцией.
Вторая фаза с прогнозным уровнем добычи от 8 до 12 млрд куб.м в год начнется
через 3 года. Эти объемы планируется экспортировать по действующему газопроводу
Баку–Эрзерум в Турцию и далее в Европу. Однако эти планы могут быть
откорректированы, так как в игру в начале этого года вступил
"Газпром", предложивший азербайджанской стороне закупить весь объем
газа по рыночным ценам. В настоящее время переговоры в этом направлении
ведутся, и Баку не скрывает намерения принять наиболее привлекательное с
экономической точки зрения предложение.
Но даже если предпочтение будет отдано проекту Nabucco, то
азербайджанского газа не хватит для загрузки трубопровода, предусматривающего
транспортировку более 30 млрд куб.м газа в год. Поэтому ЕС в рамках данного
проекта настойчиво ведет переговоры с главным экспортером газа – Туркменией и в
перспективе надеется подключить к этому проекту другие центральноазиатские
страны. С Туркменией проблем не должно быть – еще весной текущего года
представителями Еврокомиссии подписан меморандум о поставках Ашхабадом в Европу
до 10 млрд куб.м газа. Но и этого объема для Старого Света мало. Следовательно,
можно ожидать, что в перспективе ЕС расширит географию лоббирования проекта.
Газопровод Nabucco предполагается проложить в обход России
через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Австрию и,
возможно, Германию. Строительство планируется начать в конце 2010 года и
завершить в 2013 году. Ожидается, что по нему на первых порах можно будет
прокачать в год около 8 млрд куб.м газа, добываемого как в Азербайджане, так и
в Туркмении, доведя впоследствии объем прокачки до 31 млрд куб.м в год. Компаниями
– участниками строительства проекта с равными долями по 16,67% каждая являются
на данный момент австрийская OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz,
румынская Transgaz, турецкий Botas и германский RWE. Протяженность трубопровода
– около 3300 км
из Турции до австрийского Баумгартена. Предполагаемые инвестиционные затраты на
проект составляют приблизительно 7,9 млрд евро.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.