Среда, 27.11.2024, 03:46
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Ноябрь » 18 » Процесс формирования армян как нации продолжается
Процесс формирования армян как нации продолжается
10:03

Analitika.at.ua. По крайней мере, так считает декан факультета социологии ЕГУ Артур Мкртичян. Разговор состоялся в рамках проекта "ДЭ" "Армяне в интерьере цивилизации", идея которого в том, чтобы представить общественности существующие в профессиональной научной среде разные точки зрения на проблемы идентификации и самоидентификации армян. Наш сегодняшний день во многом определяется тем, кто мы такие. И вряд ли кто-то станет оспаривать это утверждение. Наш завтрашний день зависит от того, осознаем ли мы свои слабые и сильные стороны и сумеем ли соответствовать вызовам третьего тысячелетия. И это также не подлежит сомнению. К тому же еще в Библии сказано: "Познай себя". В контексте этой библейской заповеди мы уже представили читателю две точки зрения, касающиеся проблем национальной идентичности армян. Это были точки зрения социального психолога и психолога. Сегодня представляем точку зрения социолога.

 

- По поводу того, кто такие армяне, написано не так мало. Причем высказывались многие, и, кстати, не только армяне. Но для того, чтобы разговор получился предметным, надо зафиксировать угол зрения. Социология фокусируется не на чистой ментальности, а на социальных формах жизни армян. Для меня важен социальный уклад этой жизни, та социокультурная реальность, в которой мы жили и живем. Все это структурировано определенным образом, и эта структурированность, безусловно, влияет на ментальность. Как и ментальность, в свою очередь, влияет на эти структуры. Для меня идентичность как таковая и, в частности, идентичность армянина - это процесс, происходящий во времени и в пространстве. В результате чего образуются определенные структуры, в свою очередь задающие направление и смысл другим процессам самоидентификации. Вот в этом постоянном хаосе надо выделить те узловые моменты, которые позволят нам разобраться с темой национальной самоидентификации армян на сегодняшний день.

 

- И каковы эти узловые моменты?

 

- Если подходить к вопросу с точки зрения социального бытия, то наше бытие, как таковое, лишено целостности. Эта фрагментарность, некая отрывистость накладывает свой отпечаток на процесс.

 

- Что означает "фрагментарность социального бытия"?

 

- Все сущее в мире стремится к своей целостности. Завершенности. В природе это, например, капля воды. В социальном организме - крепкая семья. У нас же в силу определенных исторических и геополитических обстоятельств, культурных причин не сформировалось пока то, что называется "национальная форма бытия". Если исходить из того, что подразумевается под нацией в современном мире, а это определенная целостная политическая структура, то мы пока что на пути к этому. Мы этого пока не имеем. Возникает вопрос, почему? А потому, что последние столетия армяне в Армянском нагорье жили компактно, несколько сел здесь, несколько сел там, в окружении, в основном, неармян. Социальные связи между различными армянскими общинами, жившими разрозненно, были очень слабы. И отсюда в нас те яркие проявления местничества, общинного менталитета, которые мы все сегодня наблюдаем. Не было реального процесса национального взаимообогащения. Общины же объединялись в рамках определенной религиозной идентичности. В советское время процесс пошел. Стала возможна самоидентификация не религиозная, а политическая.

 

- А почему не национальная?

 

- Национальная самоидентификация - это прежде всего политическая самоидентификация. Если нация не является в политическом отношении самодостаточной, если она управляема другими - это еще не нация. Это этническая группа. Поэтому на Западе сегодня в определенной мере отождествляют нацию и государство. Нацию и территорию. Что такое Организация Объединенных Наций? Это организация объединенных национальных государств. Очень многие конфликты сегодняшнего дня именно этим и обусловлены. Чтобы быть нацией, нужно иметь территорию и государственный суверенитет.

 

- Значит, до восемнадцатого года армяне не были нацией?

 

- Вторая и третья республики - это этапы становления современной армянской нации. Имеется в виду не разговорный термин "азг", который часто используется, в том числе и для обозначения клана родственников, а научный термин. А начало этого процесса становления лично я отношу к концу восемнадцатого века, когда в армянах снова проснулось национальное самосознание. Скажем, деятельность Мадрасской школы. Ведь тогда не было пока армянского государства, но уже создается конституция этого государства. То есть тогда уже армяне поняли необходимость становления как нации, как политической общности, и этот процесс шел вполне параллельно с американским и европейским процессами. Другое дело, что воплощение этого процесса в жизнь, возможно, было не до конца продумано. И на этом пути у армян возникло намного больше сложностей, чем у других современных наций. И объективных, и субъективных.

Кстати, этот процесс не завершен и по сей день. И этому три причины, по меньшей мере. Это отсутствие политического единства, это наличие двух литературных языков и множества диалектов, что на бытовом, очень важном, уровне разъединяет армян, и социальный уклад разных групп армян, который отличается друг от друга и приводит к обособленности. А ведь мы проходим с некоторым опозданием тот путь, который ведущие нации уже давно прошли, и есть опасность серьезно отстать от них.

К примеру, сегодня серьезно выросла роль коммуникационного фактора. Фактор территории, безусловно, остается важным, но, используя современные средства связи, можно создать единое культурно-языковое, коммуникативное пространство, что особенно актуально в условиях глобализации. Приходит время мировых наций. Это нации, которые живут в едином темповремени. И осуществляют единые национальные действия, единые национальные программы по всему миру.

 

- Итак, двести лет назад началось формирование современной армянской нации. Прошло двести лет. Каковы итоги?

 

- Конечно, все надо оценивать по результату. Сегодня мы имеем независимое армянское государство. И это самый важный результат. Но, с другой стороны, я повторюсь, за это государство мы заплатили очень большую цену.

Что же касается социальной базы этого государства... Приведу пример из Налбандяна. Он писал, что турок с удовольствием слушает армянскую музыку, армянин - турецкую песню. Но и тот, и другой безразличны к Бетховену. И вот сегодня мы можем констатировать, что у армян сформировалась прослойка, которая небезразлична к Бетховену. В целом, к мировой культуре. И в этом смысле налицо определенный прогресс. Армяне стали частью мировой культуры, ее движения вперед. К сожалению, это пока не стало перманентным процессом, и это опять-таки связано с тем, что мы пока еще не достигли целостности как нация. Социальная структура нашего общества пока еще характеризуется слишком большой неопределенностью. А в культурном плане налицо аномия.

 

- Что под этим понимается?

 

- Это когда в обществе провозглашены определенные культурные цели, но общество не может обеспечить институциональные способы претворения этих целей в жизнь. Не предоставляет индивидууму таких возможностей. И тогда возникает аномия, то есть конфликт между целями и средствами их достижения. Вот у нас финансовый успех очень акцентирован. Все стремятся к финансовому успеху. К богатству, грубо говоря. Но для большей части населения это всего лишь недостижимая мечта. Общество не предоставляет легальных возможностей для достижения богатства и успеха. Возрастают масштабы отклоняющегося, девиантного поведения. Происходит моральная дезориентация общества. Это и характеризует современное армянское общество. К сожалению.

Нормальное распределение экономического, социального и культурного капитала у нас нарушено. Образование, например, это культурный капитал. Но он имеет смысл только в том случае, если его в любой момент можно трансформировать в капитал экономический. А у нас такой возможности нет. Потому что общество разбито на кланы и группировки. А если культурный капитал нивелируется, то в обществе теряется интерес к образованию и образованности, как к таковым. Происходит формализация. Сегодняшнего армянина волнует не содержание образования, а просто факт его наличия. Диплом, одним словом.

 

- Возникает вопрос, которым в свое время задавался еще Герцен. Что же делать?

 

- Я думаю, что процесс становления армянской целостности должен быть не стихийным. Этот процесс нуждается в контроле со стороны национальной элиты. Причем рамки этой элиты не должны ограничиваться только Арменией. Есть мыслящие люди и в спюрке. Тут вопрос в том, насколько армянская элита организована. И в этом ей стоит брать пример у армянской церкви, которая прекрасно организована именно во всемирном масштабе. Чем больше у нас будет разных всемирных структур, тем лучше. Потому что первоочередная задача - организация нации и ее элиты именно во всемирном масштабе.

 

- Спасибо за интервью. Будем надеяться, что все сбудется...

 

Арам Яврумян

ДЭ

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 878
Календарь новостей
«  Ноябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru