Среда, 27.11.2024, 03:58
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Ноябрь » 19 » Спокойствие страны в справедливости...
Спокойствие страны в справедливости...
09:43

Analitika.at.ua. Блаженны изгнанные за правду,

ибо тих есть Царство Небесное

(Евангелие от Матфея, глава 5,10)

 

После подписания Майндорфской декларации внутриполитическая жизнь республики сконцентрировалась вокруг карабахской проблемы. Практически все отечественные политики так или иначе затрагивают эту тему в своих последних комментариях. Не стало исключением и интервью лидера партии “Национальное единение” Арташеса Гегамяна, которое он дал на днях программе Общественного радио “Открытый проект”.

 

— Господин Гегамян, начнем с самого свежего: вчера вечером в Ереван прибыли сопредседатели Минской группы ОБСЕ, встретились с министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном, будут приняты президентом страны, затем отправятся в Степанакерт. Хочу спросить, эта скоростная дипломатия, переходя на язык физики, большое ускорение — к какому результату приведет? К окончательному миру, договору, войне или еще чему-то? Ваше мнение.

 

— Позвольте вначале поблагодарить за приглашение. Согласен с вашей оценкой, в последнее время, в особенности после грузино-осетинской пятидневной войны, дипломатические процессы в регионе весьма оживились, и это имеет свои глубинные корни. Вспомним, в частности, Майндорфскую декларацию, подписанную 2 ноября т.г. президентами России, Армении и Азербайджана. Этот документ поднял на новый качественный уровень вопрос урегулирования по Нагорному Карабаху. В тот же период, чуть ранее, если помните, президент и премьер-министр Турции выступили с платформой Кавказской безопасности и стабильности, которая чревата резкой активизацией роли Турции в нашем регионе. Приведут ли эти дипломатические ускорения к развязке или нет...

 

— Или к какой развязке...

 

— Или к какой развязке... Чтобы ответить на эти вопросы, давайте прикинем, что происходит в нашем регионе и в мире в целом. Как известно, мир вступил в глубокий финансовый и экономический кризис, и разве что ленивые не отмечают, что это надолго.

Для лидеров мировой экономики, прежде всего США, западноевропейских стран, Японии, да и для России тоже, наступили тяжелые времена. Особенно сложная ситуация в США, где внутренний и внешний долги в совокупности составляют ни много ни мало около 100 триллионов долларов, и это при том что годовой внутренний валовый продукт у них в переделах 14-15 триллионов долларов. Финансовые обязательства трастовых фондов, которые должны гарантировать американцам пенсионные выплаты, не обеспечены реальными деньгами. А финансовые обязательства трастовых фондов составляют 53 триллиона долларов. Внешний долг каждого домового хозяйства составляет около 400 тысяч долларов, или 135% ВВП США, то есть порядка 17 трлн долларов (см. Питер Питерсон: “Мы должны слезть с мертвой лошади”, журнал “Профиль”, N 29 от 28.07.2008 г. К слову, Питер Питерсон был министром торговли США при президенте Ричарде Никсоне). Федеральный долг США сегодня превышает 11 трлн долларов, по линии ценных бумаг фондового рынка, по данным на июль 2007 г., — 16,4 трлн долларов, плюс около 6 трлн долларов составляют долги по ипотечным кредитам. Чтобы выйти из всего этого, на мой взгляд, есть два пути. Первый — стимулировать любой ценой экономику, тем самым создавая условия для возможно быстрого погашения долга.

Второй — через перманентные девальвации доллара разделить эту ношу на остальные страны мира. Кстати, в сложившейся ситуации стимулирование экономики наиболее доступно, но увы, развязыванием военных действий. Иного способа, казалось бы, нет. Если мы окинем ретроспективным взглядом годы Великой депрессии, когда к власти пришел Франклин Делано Рузвельт, то, пожалуй, уясним, что окончательное преодоление депрессии было во многом обусловлено Второй мировой войной, когда вся американская экономика возродилась до такой степени, что уже в 1944 г. (мы знаем, что война завершилась 9 мая 1945 г.) в городе Бреттон Вуд (штат Нью-Гемпшир, США) на финансовом форуме держав было определено, что роль мировых денег наряду с золотом выполняет доллар США, который тогда же был признан мировой валютой. С той поры установилась американская гегемония, которая продолжается до наших дней. Так что, повторяю, возможно либо взвалить долларовые долги США на другие страны, либо им стимулировать собственную экономику. Один из способов стимуляции динамичного экономического роста — это (чему мы все свидетели) попытка Америки распространить свою гегемонию в разных, в особенности богатых энергетическими и другими ресурсами регионах мира, а распространить ее в условиях кризиса финансов можно тогда, когда в отмеченных регионах будет обеспечено присутствие военной силы, причем доминирующей военной силы. Военная же сила может объявиться, если на то будут причины, в частности, при условии дестабилизации обстановки в тех или иных регионах, к примеру, в регионе Южного Кавказа. Во время грузино-осетинской войны российские военные стратеги все это тонко проанализировали и сумели быстрыми, точными действиями предотвратить подобный сценарий развития событий.

 

— Прерву вас, господин Гегамян...

 

— Я уже завершаю. Так каким может быть продолжение? Полагаю, что возможны два варианта вмешательства. Первый — в случае возобновления военных действий вокруг Нагорного Карабаха и второй — через обострение ситуации вокруг Ирана. К счастью, на президентских выборах 4 ноября к власти в США пришел Барак Обама, который, похоже, сторонник эволюционных перемен в международных отношениях и качественного изменения роли Америки в мире. Вот какова, на мой взгляд, подоплека событий, разворачивающихся в нашем регионе.

— Вы сказали об Америке, однако тот же американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза в Баку в интервью “Day.Az” даже выразил надежду, я приведу дословную цитату (если перевод был верным), что он чувствует возможное решение вопроса Карабаха в будущем году. Он не так уж пессимистичен...

 

— Никогда не следует переоценивать сказанное Мэтью Брайзой. Он большой мастер противоречивых заявлений, что является известным приемом в дипломатии. Поступая подобным образом, он просто зондирует общественное мнение, независимо от того, выглядит ли сказанное им проармянским или наоборот...

 

— Хорошо, а когда, по-вашему, решится вопрос?

 

— Думаю, что вопрос не подлежит решению в ближайшие времена.

 

— Даже в будущем году?

 

— Конечно. Потому что решение нагорно-карабахского вопроса обусловлено (к счастью или несчастью, время покажет) тем, к каким соглашениям придут Россия и США, а также Евросоюз относительно своих региональных интересов, и не только региональных. Барак Обама уже не раз заявлял, что Америка выведет свои войска из Ирака в течение 16 месяцев. Это неизбежно приведет к активизации в Ираке курдского фактора. Отметим, что северная часть территории Ирака, заселенная исключительно курдами, является ныне наиболее организованной и обладающей относительно развитыми государствообразующими структурами. Турция, несомненно, сознает, что подобная активизация цепной реакцией отзовется на северо-востоке страны, среди курдов, населяющих исторические армянские территории: будь то Карс, Эрзрум или Ван, Диарбекир, где подавляющее большинство населения курды. Понимая, что “сепаратистское” движение курдов может привести к образованию крупного суверенного курдского государства, Турция в противовес захочет установить дипломатические отношения с Арменией, открыть границу, тем самым оживить экономическую жизнь в приграничных с Арменией областях, что, безусловно, облегчит социальное положение проживающих там курдов, задобрит их. Союзником этого своего плана турки хотят сделать Россию, которая, конечно, также вовсе не заинтересована в обострении ситуации в непосредственной близости от своих южных границ. Вот в этом клубке проблем следует искать пути возможного решения вопроса Нагорного Карабаха. И оно возможно только в контексте договоренностей между Россией, США и Евросоюзом. А также, почему бы и нет, не без участия Турции. Потому что, выводя свои войска из Ирака, США будут осознавать, что роль Турции в регионе должна возрасти, чтобы возможно было со стороны Турции осуществлять контроль за разворачивающимся в северном Ираке событиями.

Обозначу еще один основной фактор. При дипломатическом сближении Турции с Россией мы с вами станем свидетелями резкого понижения роли Грузии в нашем регионе. Россия уже сможет, минуя Грузию, установить через Армению тесные связи с Турцией. К примеру, в той же энергетической сфере можно будет развернуть взаимовыгодную торговлю с Турцией. Это тем более возможно с учетом того, что наша энергетическая система в большей мере является собственностью России, а Армянская АЭС на длительную перспективу передана под доверительное управление российским организациям.

 

— Вы, кажется, сказали о привлечении Турции в решение вопроса нагорно-карабахского конфликта. Уточним. Как вы это представляете?

 

— Вопрос возможного участия Турции не секрет, что озвучивается, высказывается.

 

— В таком случае какого вы мнения о сделанном на днях заявлении премьер-министра Турции г-на Эрдогана? Напомню, что на вопрос журналистов, что может сделать Турция в решении карабахского вопроса, став членом Совета Безопасности ООН, Эрдоган ответил, что она может ускорить решение. Видите ли вы такую возможность?

 

— Я вижу в этом только положительную тенденцию, ибо влияние Турции на Азербайджан довольно велико, а на Армению — нулевое. Поэтому ускорение надо рассматривать в том ключе, что Турция употребит свое влияние, чтобы склонить Азербайджан к уступкам. Круг этих уступок очерчен, и президент Армении Серж Саркисян не раз говорил об известных принципах урегулирования вопроса, при необходимости можем...

 

— Вам известны эти принципы?

 

— Они неоднократно повторялись, первый это...

 

— Вы имеете в виду три принципа, выдвигаемые официальным Ереваном?

 

— Да.

 

— Мне послышались “Мадридские” принципы. Здесь мне хотелось бы конкретизировать вопрос: г-н Брайза в Баку заявил, что страны — сопредседатели Минской группы ОБСЕ не должны посылать в зону конфликта миротворцев из своих стран, а также в наш регион миротворцев не могут направлять и страны, соседствующие со сторонами конфликта. В таком случае вы представляете себе, из какой страны должны быть миротворцы, с каким мандатом?

 

— Уважаемая Рузанна, я прежде всего не возьму в толк, почему вы так серьезно воспринимаете все заявления Брайзы? Будто он святой какой-то, а мы должны к нему вроде как к Библии относиться...

 

— Это сказал один из сопредседателей Минской группы.

 

— Ну и что же? Подумаешь, взял да и сказал... Чем больше мы будем подчеркивать заявления Брайзы, чем больше из-за них будем “хлестать” друг друга, тем более станем игрушкой в руках сверхдержав, будь то США, Евросоюз или Россия...

 

— Это информация, о которой я хотела бы выслушать ваш комментарий.

 

— Никакая информация не идет в эфир случайно. Пусть всем нам доподлинно будет известно, что, будь то США, Россия или Евросоюз, все они преследуют только и исключительно свои государственные интересы и не получилось бы в итоге так, чтобы мы своими недальновидными действиями стали бы не юридическими субъектами в ходе переговорного процесса, а превратились в объекты их дипломатических упражнений. Чем больше мы будем комментировать фразы Брайзы, а также Мерзлякова, Фасье, тем больше проиграем. На этот счет мы имеем четко сформулированных три принципа. И нашей политической элите пора понять, что дискуссии должны вестись только в одном направлении, а именно в том ключе, когда каждый из нас будет нацелен на то, чтобы сделать все возможное для претворения в жизнь этих трех принципов: права народа Нагорного Карабаха на самоопределение вне состава Азербайджана, обеспечение международных гарантий безопасности НК и установление сухопутной связи между Арменией и Нагорным Карабахом. Вот на что мы должны быть нацелены.

 

Если царство разделится само в себе,

не может устоять царство то; и если

дом разделится сам в себе,

не может устоять дом тот...

(Евангелие от Марка, глава 3, 24-25)

 

— Г-н Гегамян, может быть, нашу беседу переведем в плоскость анализа внутриполитической ситуации?

 

— С удовольствием.

 

— У вас есть предложения по преодолению поляризации... не хочу давать оценок ситуации.

 

— Несомненно, есть. Иное дело, как их воспримут партнеры — имею в виду коллег из радикальной оппозиции и власть. Я не случайно использовал слово “партнеры”. Когда в опасности решение вопроса Нагорного Карабаха, то по большому счету уже не важно, кто власть, кто оппозиция... Есть рассудительная нация, которую призвана предводительствовать сплоченная воедино политическая элита. Конечно, я вижу нужные сейчас решения. Давайте поразмышляем о них. Так вот, еще в Москве на встрече с представителями армянской диаспоры г-н Серж Саркисян призвал объединить весь потенциал армянского народа для решения важнейших для всего армянства вопросов. Эта тема нашла свое весомое продолжение в дни работы 63-й Генеральной ассамблеи ООН, когда президент встречался с политическими и экономическими кругами армян Америки. Обсуждение подобных же вопросов состоялось и в Брюсселе, в ходе аналогичной встречи с представителями диаспоры.

 

— Каковы ваши предложения?

 

— Извольте высказать свои предложения. В ходе этих встреч Серж Саркисян позиционировал себя в качестве лидера всего армянства. Главной же миссией общенационального лидера, как мне кажется, является способность консолидировать нацию. Сегодня первый шаг на пути к консолидации нации мне видится следующим образом: к нашим партнерам, коллегам, в том числе и боевым товарищам Сержа Саркисяна, которые осуждены в рамках дела “1-2 марта” или ожидают приговора суда, должен быть проявлен такой же подход, который проявил г-н Кочарян, придя к власти. Напомню, что в связи с изменением обстановки в рамках соответствующих правовых норм (статья 74 Уголовного кодекса РА) было прекращено уголовное преследование в отношении многих проходящих по так называемому делу “Ваан Ованесян +30”. И в дальнейшем Ваан Ованесян и Армен Рустамян прекрасно проявили себя, отстаивая интересы нашей страны, к примеру, в Парламентских ассамблеях ОБСЕ и СЕ. Сегодня, если аналогичным образом подойти к Акопу Акопяну, Сасуну Микаеляну, Мяснику Малхасяну, Смбату Айвазяну, Ашоту Закаряну, не буду всех перечислять, то это будет серьезным шагом на пути становления Сержа Саркисяна в качестве общенационального лидера. Это реалии, диктующие действия, которые сегодня необходимы не столько самому президенту, сколько востребованы для оздоровления общей атмосферы в республике, но и, естественно, такой шаг в значительной мере разрядит и обстановку в республике, послужит делу консолидации нации. Могу с уверенностью сказать, что этот шаг, повторюсь, не только разрядит обстановку в стране, но и, что очень важно, позволит Армении предстать перед мировым сообществом в качестве единого, консолидированного общества. И не будет больше поводов отдельным политиканам иронизировать о том, что успехов во внешней политике недостаточно для президента РА, потому что все еще сохраняется внутренняя нестабильность.

 

Вместо P.S: И познаете истину,

и истина сделает вас свободными...

(Евангелие от Иоанна, гл.8, 32)

 

Беседу вела Рузанна ХАЧАТРЯН

НВ

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 857
Календарь новостей
«  Ноябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru