Analitika.at.ua. Сомалийские пираты перешли на принципиально новый уровень - из локальной угрозы они превратились в агрессоров глобального масштаба. Отныне зона их влияния расширилась практически на весь Индийский океан. Об этом говорит последний, самый масштабный захват африканских корсаров.
Морские разбойники в минувшую субботу напали на гигантский супертанкер Sirius Star, принадлежащий саудовской нефтяной компании Aramco, который направлялся в США вокруг мыса Доброй Надежды - обычным путем, используемым супертанкерами, для которых Суэцкий канал слишком тесен. Принципиальное отличие этого захвата от предыдущих то, что судно в тот момент находилось очень далеко от берега (450 миль к юго-востоку от кенийского г. Момбаса), почти что в центре Индийского океана, и то, что это самая крупная добыча, когда-либо достававшаяся сомалийским пиратам.
На борту танкера, идущего под либерийским флагом, находились 25 членов экипажа, в том числе два британца, граждане Польши, Саудовской Аравии, Хорватии и Филиппин. По имеющимся данным, все они целы и невредимы. Sirius Star перевозил 2 млн баррелей нефти - более четверти суточной добычи Саудовской Аравии, стоимостью более $200 миллионов.
Как сообщили в командовании 5-го флота ВМС США, дислоцированного в районе Персидского залива, пираты захватили супертанкер в минувшую субботу и ведут его сейчас к своей основной базе на сомалийском побережье - порту Эйль.
Супертанкеры - это самый большой на сегодня тип судов в мире. При длине более 300 м ширина такого судна составляет 58 м, а высота борта 33 метра. Стоимость нового супертанкера (Sirius Star был спущен с верфей Южной Кореи в марте этого года) составляет около $150 миллионов.
По мнению главного редактора морского бюллетеня "Совфрахт" Михаила Войтенко, последствия захвата Sirius Star трудно переоценить. "Сомалийские пираты раздвинули пределы возможного и невозможного - и теперь в дело могут вступить другие. С тем же успехом можно захватить судно и в Тихом океане, или Атлантическом. Причем, если судно - супертанкер или огромный контейнеровоз, то можно в принципе никуда захваченное судно не вести, а лечь в дрейф и начать переговоры о выкупе откуда угодно, хоть из центра океана. Это угроза, которая будет страшнее терроризма", - подчеркнул Войтенко.
Главный редактор морского бюллетеня "Совфрахт" также пояснил корреспонденту "Yтра", что захват Sirius Star может стать для пиратов знаковым событием. "Они почувствуют свою силу и с утроенной силой начнут гонятся за контейнеровозом. Для пиратов контейнеровозы - это цель №1. Нефть, которая есть на Sirius Star, для пиратов абстрактный продукт. Ее они реализовать не могут. Другое дело контейнеровоз на котором находится 5-6 тыс. контейнеров набитых всевозможными товарами: от бытовой техники до одежды из европейских бутиков Такой товар пираты легко могут продавать и благополучно существовать. Средняя стоимость груза контейнеровоза составляет сотни миллионов долларов. На сегодняшний день единственный эффективный способ предотвратить такой вариант развития событий - это вооруженная охрана на борту", - поделился своим мнением Михаил Войтенко.
Тем временем, сегодня в Аденском заливе пираты совершили очередной захват - гонконгское грузовое судно "Дилайт". Об этом сообщает китайское агентство "Синьхуа" со ссылкой на информацию Китайского центра по спасению на море. По информации центра, судно направлялось в Иран. На борту корабля - 25 членов экипажа, граждан КНР среди них нет.
Андрей КРУЖКОВ
Утро.ру |