Analitika.at.ua. Все территории Нагорно-карабахской республики, в том числе входящие в зону безопасности, являются важнейшим элементом в реализации и защите права народа Карабаха на физическую безопасность и государственную независимость. Об этом, комментируя слухи о возможной сдаче пояса безопасности вокруг Нагорного Карабаха заявил экс-кандидат в президенты НКР, экс-замглавы МИД республики Масис Маилян.
"Для меня совершенно очевидно, что наша страна не сможет самостоятельно развиваться и обеспечивать военную и продовольственную безопасность в изначально нелегитимных анклавных границах бывшей НКАО, т.е. без зоны безопасности. Я считаю, что мы должны говорить не о сдаче или не сдаче территорий, а об уточнении межгосударственных границ НКР и Азербайджана, а работа межправительственной комиссии по делимитации и демаркации де-факто существующих между НКР и АР границ возможна только по признании Азербайджаном государственной независимости НКР", - подчеркнул он. "В ходе же делимитации мы должны исходить из получивших юридическое оформление в Конституции НКР территориальных реалий, учитывая, что единственным критерием для нас может быть только императив обеспечения прав граждан НКР на физическую безопасность и государственную независимость", - отметил Маилян. При этом он подчеркнул, что при обсуждении вопросов территорий и границ необходимо помнить и о том, что 15 процентов территории, на которой была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика, по сей день "находится под азербайджанской оккупацией".
Касаясь возможного размещения миротворческого контингента в прилегающих к Карабаху территориях, он отметил, что в условиях неурегулированности карабахско-азербайджанских отношений, миротворческую функцию фактически выполняет Армия обороны НКР, и последние 14 лет поддерживается создавшимся военно-политическим балансом сил сторон. "Появление в НКР вооруженных подразделений других стран, пусть даже под флагом авторитетных международных организаций, немедленно выльется в резкое ограничение нашего суверенитета. То обстоятельство, что суверенитет НКР еще не получил признания со стороны международного сообщества и мы не представлены в вышеназванных структурах, может привести к тому, что Нагорный Карабах не сможет обладать какими-либо из гарантированных международным правом рычагов воздействия на эти миротворческие силы. В этих условиях возможный ввод миротворческих сил коренным образом будет противоречить нашим национальным интересам. Мы не можем ограничивать наш государственный суверенитет, не получив его всеобъемлющего международного юридического признания", - заявил Маилян. Аналитик обратил внимание на то, что и Азербайджан остерегается возможного ввода миротворческого контингента на подконтрольные Азербайджану территории при том, что является признанным государством. "Страны и организации, декларирующие собственную заинтересованность в поддержании мира и стабильности в регионе, должны поддерживать стратегический баланс, трезво оценивать всю сложность и хрупкость ситуации, предпринимать и настаивать лишь на тех шагах, которые однозначно будут способствовать укреплению режима прекращения огня, системному поддержанию региональной стабильности и установлению атмосферы терпимости. В этом случае разговоры о необходимости ввода миротворческих сил потеряют всякий смысл", - констатировал эксперт. Аналитик прокомментировал также заявление российского сопредседателя МГ ОБСЕ Юрия Мерзлякова, предложившего уточнить, о независимости какого Карабаха говорит армянская сторона. По словам Маиляна, в связи с российско-турецкой активизацией в делах нашего региона, в армянской прессе появилось так много противоречивых комментариев, в том числе по территориям, что у Мерзлякова возникли новые уточняющие вопросы к армянским сторонам. "После того как, Азербайджан признает независимость НКР, будет создана двусторонняя межправительственная комиссия по делимитации и демаркации де-факто существующих границ между НКР и Азербайджаном", - резюмировал он.
Как отметил эксперт, подписанную в Москве армяно-азербайджано-российскую Декларацию можно считать компромиссным и, в целом, сбалансированным документом. По его словам, позитивными элементами Декларации являются сохранение за Минской группой ОБСЕ статуса посредника, приверженность подписантов к политическому, т.е. мирному урегулированию конфликта.
"Реализация конкретных мер доверия станет для нас показателем готовности сторон, как сказано в тексте документа, способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и обеспечению установления в регионе обстановки стабильности и безопасности. Сам факт принятия подобных документов на высоком уровне, пусть даже деклараций, уже является позитивным сигналом для обществ и противостоящих армий сторон", - отметил Маилян. Одновременно эксперт подчеркнул, что для максимально эффективной работы подписанных документов, они должны отражать полноценный трехсторонний формат нагорно-карабахского конфликта. "Отсутствие подписи представителя НКР под Декларацией, принятой в подмосковном "Майндорфе", является слабой стороной этого документа", - заявил он. По его словам, Карабах и Армения должны договориться между собой о распределении ролей и полномочий в рамках урегулировании конфликта с Азербайджаном. Кроме того, по его мнению, прямые связи НКР с международными инстанциями всех уровней должны наращиваться. "Не одна лишь арена международной дипломатии урегулирования должна быть местом поиска большей безопасности для НКР и ее юридического признания. Есть много иных возможностей презентации реального потенциала нашей страны. Даже будучи временно непризнанной страной, НКР могла бы активнее работать со всеми заинтересованными странами и международными структурами", - отметил Маилян. "Не нужно приводить фактор Армении в качестве единственной причины изоляции Нагорного Карабаха от ключевых политических процессов в регионе. Ситуация в Южном Кавказе подвергается серьезным изменениям. Появляются новые вызовы и возможности, которые необходимо осмыслить и проводить инициативную политику. НКР может и должна выносить на региональный и международный уровни собственные политические инициативы. Такие шаги позволят Карабаху укрепить субъектность и быть приглашенным за стол переговоров, где обсуждается его собственная судьба", - резюмировал эксперт. |