Главная » 2008»Ноябрь»22 » Рубен Сафрастян: Ситуация в регионе однозначно изменилась в пользу России
Рубен Сафрастян: Ситуация в регионе однозначно изменилась в пользу России
00:27
Analitika.at.ua. - Г-н Сафрастян, каким образом, на ваш
взгляд, изменилась геополитическая ситуация в Южно-Кавказском регионе
вследствие августовской войны в Южной Осетии?
- Ситуация в регионе однозначно резко изменилась в пользу
России. И все последующие после августовской войны события в той или иной
степени являются осознанием этого факта основными игроками на нашем
геополитическом региональном пространстве. В этом ракурсе следует рассматривать
и активизацию усилий России в переговорном процессе по вопросу Нагорного
Карабаха. Дело в том, что, получив серьезное геополитическое преимущество,
Россия в данный момент пытается достичь перевеса также на дипломатическом
уровне, и активизация ее усилий в процессе урегулирования проблемы Нагорного
Карабахаотражает именно этот факт...
- А как насчет Турции?
- Полагаю, Турция одна из первых осознала, что выпало в
осадок после августовских событий в Южной Осетии, и ее инициативы по платформе
стали явной попыткой на дипломатическом уровне как-то уравновесить
геополитическое преимущество России. Конечно, на этом Турция не остановилась,
потому что сама идея платформы, хоть и кажется привлекательной, но на самом
деле имеет очень мало шансов на реализацию, и турки это отлично понимают.
Вторым дипломатическим шагом Турции стала активизация в вопросе карабахского
урегулирования. Давайте разберемся, что реально имеет Турция на сегодняшний
день на Южном Кавказе? Огромные по турецким масштабам деньги были вложены ею в
модернизацию вооруженных сил и военной инфраструктуры Грузии, и фактически они
пропали даром. Огромные усилия также были приложены к тому, чтобы привязать Грузию
в экономическом плане к Турции. Мы видим, что и это не получилось, ибо
ожидаемая существенная помощь со стороны США фактически все больше привязывает
Грузию к Западу. Что касается Азербайджана, то из него турки выжали максимум
возможного. Все эти трогательные лозунги о вечной дружбе и братстве не стоит
воспринимать слишком серьезно...
- Вы хотите сказать, что в игре, где козырной картой является нефть,
Турции трудно тягаться с игроками более крупного калибра и по своему
геополитическому весу она не может участвовать в этой игре?
- Верно... Таким образом, что остается?
- Остается Армения...
- Да, остается Армения. Именно всеми этими факторами
объясняется и то, что Гюль принял приглашение Сержа Саркисяна приехать на
футбольный матч в Ереван, они объясняют и попытки Турции создать видимость
того, будто она заинтересована в нормализации армяно-турецких отношений, и
попытки активизации Турции в процессе переговоров по Нагорному Карабаху.
Фактически со стороны Турции делается второй шаг, точнее - третий, если вторым
считать визит А.Гюля в Ереван.
Другая особенность геополитической и политической ситуации
на Южном Кавказе заключается в том, что если в недавнем прошлом еще можно было
говорить о возможности геополитического перемирия между Россией и Турцией по
вопросу Южного Кавказа, то сейчас намечается усиление дипломатической,
политической борьбы между этими двумя странами, и эта борьба усиливается как
раз в плане урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Речь по сути идет о
том, кто возьмет на себя инициативу посредничества. Армения неоднократно
заявляла о том, что у Турции нет шансов стать посредником, однако она упорно
пытается взять на себя эту роль.
- А что вы скажете по поводу политики США в Южно-Кавказском регионе -
нынешней и той, которую можно ожидать в будущем? Перейдет ли эта политика в
наследство демократам? Или что-то изменится?
- Вообще в последнее время наблюдается явное, скажем так,
обеднение, примитивизация политики США на Южном Кавказе. Действительно,
администрация Буша, исходя из субъективных в общем-то причин, личных симпатий к
Грузии, сосредоточила на последней основное внимание и ведет себя весьма
пассивно в других вопросах, связанных с нашим регионом, - ни конструктивных
шагов, ни новых предложений. Слишком многое со стороны США было поставлено на
Грузию, и тут сыграли роль личные амбиции, привязанности и Буша, и Райс к
Саакашвили. По сути человеческий фактор сыграл негативную роль с точки зрения
политики США как великой державы. Это полный провал. Зато Евросоюз в последнее
время, особенно в период визита Сержа Саркисяна и его встреч с руководством
Евросоюза, по всей видимости, пытается в новых геополитических условиях на
Южном Кавказе найти в регионе свою новую нишу - более глубокую и
долговременную. Мы видим, что Евросоюз готов возобновить переговорный процесс с
Россией, то есть поставить точку на событиях, последовавших послевойны в Южной Осетии. В отличие от США,
Евросоюз стремится преодолеть негативные последствия августовских событий. И крайне
пассивная политика США в нашем регионе предоставляет возможность Евросоюзу
действительно утвердиться в качественно новой нише, о которой я сказал. А это
означает не что иное, как углубление сотрудничества Евросоюза с Арменией в
рамках программы "Новое соседство" - наполнение реальными делами уже
имеющихся соглашений.
Что касается изменений в политике США после прихода к власти
демократов, то сегодня трудно говорить о каких-то реальных прогнозах. Хочется
надеяться, что администрация Барака Обамы будет вести более мягкую,
сбалансированную, дифференцированную внешнюю политику и поднимет авторитет США
в мире, который на сегодняшний день крайне низок. Во всяком случае есть
надежда, что Штаты на станут ввязываться в авантюры наподобие войны в Ираке или
односторонней поддержки Грузии в период августовских событий у нас в регионе.
Трудно спрогнозировать, как США будут вести себя по отношению к Ирану. На самом
деле, хотя Буш и его администрация использовали крайне агрессивную риторику
против Ирана, не думаю, чтобы в США серьезно готовились к войне с ним. И, на
мой взгляд, эта линия будет продолжена Обамой - при более мягкой риторике и
реальных попытках найти пути к диалогу с Ираном. По поводу же перемен в
армяно-турецких отношениях я могу сказать одно: не думаю, что приход Обамы в
Белый дом каким-то серьезным образом скажется на армяно-турецких отношениях.
- То есть радикальных изменений курса не ожидается?
- Нет. Суть в том, что нынешнее состояние армяно-турецких
отношений обусловлено в первую очередь позицией турецкой элиты по отношению к
Армении, которая полагает, что Армения не особо уж важная для Турции страна.
Можно и границу держать закрытой, и отношений дипломатических не иметь. А
потому можно затягивать эту ситуацию с тем, чтобы заставить Армению отказаться
от политики признания Геноцида. Так считает турецкая политическая элита, и вряд
ли в одночасье что-то может измениться. Между тем нет никаких предпосылок к
тому, чтобы считать, что Армения пойдет на односторонние уступки - откажется от
политики признания Геноцида, примет посредничество Турции в урегулировании
вопроса Нагорного Карабахаи т.д.
Напротив, руководство Армении неоднократно заявляло обратное.
- А как вы сами относитесь к вопросу открытия армяно-турецкой границы?
- Я считаю, что в XXI веке закрытых границ быть не должно.
Другое дело, что открытие армяно-турецкой границы может иметь двоякое значение
для Армении. С одной стороны, мы получим более благоприятные
торгово-экономические возможности, альтернативные пути выхода к морю и
расширение связей с внешним миром. С другой стороны, открытие границы,
несомненно, будет иметь и свои негативные последствия, ибо нельзя забывать, что
Турция, мягко говоря, недружелюбно настроенная к нам страна, и она попытается
использовать открытие границы в своих интересах, скажем, в плане экономической
интервенции. Тут уже нам надо думать о необходимых мерах защиты наших
экономических, политических и т.д. интересов.
- Какой, по-вашему, должна быть армянская дипломатия на данном этапе в
той геополитической ситуации, которую вы описали?
- Должен отметить, что в период и после августовских событий
в Южной Осетии армянская дипломатия продемонстрировала новые качества,
свидетельствующие о новой, более высокой ступени дипломатической зрелости
Армении. Нам удалось сохранить наши стратегические партнерские отношения с
Россией и даже улучшить их. Нам удалось сохранить дружественные, добрососедские
отношения с Грузией и даже в какой-то степени их углубить. И нам удалось
сохранить дружественное отношение Запада и даже приобрести большее значение для
Запада. То есть в экстремальной, пограничной ситуации наша дипломатия показала
довольно высокий уровень зрелости. И если этот уровень будет поддерживаться, то
мы выйдем из этой ситуации в геополитическом смысле более значимыми игроками.
То, что мы пошли на переговоры с Турцией, повышает наше
значение для Турции - сегодня Турция уже заинтересована в том, чтобы вести
переговоры. Согласитесь, это больше, чем просто не иметь никаких отношений и
ограничивать дипломатию какими-то конфиденциальными, неофициальными встречами.
Но надо сознавать, что на этом новом уровне необходимо уже вести политику, в
большей степени основанную не на концепции комплементаризма, а на концепции
баланса сил. Это значит, что, скажем, в процессе переговоров с той же Турцией
мы должны не только заботиться о том, чтобы этот процесс не прерывался, но и о
том, чтобы самым серьезным образом суметь позаботиться о наших интересах -
уметь их отстаивать, поддерживать и, главное, продвигать. То, что Армения
прошла сложный этап без потерь и даже с приобретениями, позволяет нам вести
более широкомасштабную дипломатию. На нынешнем этапе комплементаризм не окажет
нам услуги. А что такое дипломатия баланса сил? Это дипломатия, которая
уравновешивает давление со стороны какой-то другой державы улучшением отношений
с третьей... Сегодня нам нужен именно такой подход, при котором есть
возможность выбирать самим, а не ждать, пока выберут за тебя.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.