Analitika.at.ua. Примерно месяц назад группа паломников - прихожане
ереванской церкви Св.Ованнеса во главе со священником тер Тирайром посетила
село Гарнаовит (близ Мастары), где находится церковь Св.Геворка, основанная в
VII веке. Церковь во времена советской власти служила складом (может, поэтому
сохранилась) и была реставрирована в 2000-2005гг. Паломники приехали в село,
зашли в церковь и ужаснулись увиденному: вокруг и внутри церкви было столько
грязи, что нельзя было проникнуть внутрь. Мы взялись за уборку. Тут сбежались
сельчане с криками и угрозами, думая, что приехали сектанты, а когда
выяснилось, что приезжие - верующие Армянской Апостольской Церкви, очень
обрадовались. Они обратились к тер Тирайру с просьбой окрестить их детей. Тер
Тирайр пообещал.
И вот на днях состоялась вторая поездка в Гарнаовит. Мы
приехали немного раньше назначенного времени. Церковь была прибрана, кругом
идеальная чистота. Скоро там стали собираться дети со своими родителями и
крестными. После молитвы начался обряд крещения - были крещены не только дети,
но и много взрослых. Надо было видеть, как от таинства крещения заблестели
глазенки у детей, их лица озарились божественным светом. Это было очень
торжественное и волнующее зрелище, и у многихприсутствующих на глаза навернулись слезы. Я уверена, что селянам и
детям Гарнаовита этот день запомнится надолго. В этот день количество христиан
на земле увеличилось на 50-60 человек. Мы с собой повезли небольшое количество
детской духовной литературы и после крещения раздали ее детям.
Гарнаовит - небольшое горное село. В нем 120 хозяйств, где
живут 514 человек. В селе действует одна школа на 10 классов, где всего 83
ученика. Все преподаватели местные, и все с высшим образованием. Ежегодно из
выпускников 5-6 человек поступают в институты. Едут учиться в Ереван или Гюмри.
Дорога до села Мастара прекрасная (она республиканского значения), а от Мастары
до Гарнаовита - в ужасном состоянии. Много лет обещают дорогу благоустроить, да
у чиновников руки все не доходят.
Магазина в селе нет. Сельчане сами себя обеспечивают
абсолютно всем. Муку покупают в Талине - пекут лаваш, в Мастару едут за
крупами, одеждой. Газа нет, газет нет, клуба нет, напрочь отсутствует
оросительная система. Так что жители Гарнаовита не могут воспользоваться дарами
своих приусадебных участков. Люди здесь занимаются в основном животноводством.
В селе две небольшие библиотеки - при школе и сельсовете. Но за последние 20
лет ни одна из них не получила ни одной новой книги или журнала. Состояние
телевидения плачевное: показывают только два армянских канала - H1 и H2.
Российских каналов нет, зато аж четыре турецких телеканала, Сельчане
жаловались, что вечерами невозможно досмотреть фильмы из-за количества реклам.
Им это все надоедает, и они переключают телевизоры на турецкие телеканалы. А
может, это и хорошо, что у жителей села нет возможности смотреть наши
низкопробные армянские сериалы? Но ведь единственная альтернатива - турецкая.
Ребята после окончания службы в армии уезжают на заработки,
т.к. в селе нет ничего, что их удерживало бы. Много заколоченных, заброшенных
домов. В советское время в селе действовала обувная фабрика, ее корпуса
сохранились по сей день. Сельчане рассказывают, что в правительстве будто бы
разрабатывается проект с привлечением какого-то канадского спонсора для
использования этих корпусов под какое-то предприятие. Тогда у них появятся
рабочие места. Когда это будет? И будет ли?
На обратном пути в Ереван мы заехали в Мастару и посетили
действующую церковь Св.Ованнеса Vв. Она нуждается в реконструкции - купол
разрушен, крыша протекает. Несмотря на это, здесь проходят литургии (правда,
верующих во время литургии от силы 4-5 человек), венчания. В Мастаре живет 5000
человек, но церковь не имеет своего священника. Во время венчания приглашается
священник из Талина.
В селе несколько сектантов, но в Мастаре они агитацией не
занимаются, агитировать едут в Талин. Тер Тирайр вместе с дьяконом церкви
Сейраном Галстяном отслужили обедню. А в действующей церкви Св.Геворка в селе
Мугни Аштаракского района прихожан было много. Тер Тирайр вместе со священником
этой церкви отслужили вечерню.
Просматривая свой старый дневник, я наткнулась на записи,
которые, возможно, будут интересны читателю. Года два назад наша группа
паломников посетила село Дзорагюх в Гаваре (ранее Мартунинский район). Здесь
находится церковь Св.Карапета, основанная в IXв. Сохранилось огромное
количество хачкаров IV-V. Здесь же находится церковь Св.Богородицы (развалины)
и церковь Св. Петра, основанная во времена Багратуни (877-886). Часть притвора
сохранилась, сохранилось и множество хачкаров. На многих из них сохранились
даже рисунки.
Беседуя с жителями Дзорагюха, мы были приятно удивлены тем,
с какой любовью и трепетом они относятся к своей истории. Дзорагюх - большое
зажиточное село. Сельчане нам рассказали, что из их села никто не уезжает.
Уезжают только на заработки, возвращаются и вкладывают заработанное в
строительство нового дома или в бизнес. И еще: сектанты здесь не задерживаются.
Мы познакомились с Саро Казаряном, одним из сыновей поэта-песенника
Айрика Казаряна. У нихв доме стоял
огромный сундук со старинными книгами. Среди них - молитвенник 1875г. издания,
Псалтырь Давида, "Семья рая" Хримяна Айрика. Саро нам рассказал много
интересного. На одном из высоких холмов у села стоит старинный хачкар,
перевезенный в свое время из Алашкерта. Он обладает чудодейственной силой -
отводит от села разные напасти, природные катаклизмы. На окраине села стоит
часовня с хачкаром. Здесь захоронена супруга Сюникского ишхана Габура, которая
умерла в Арцахе. До кончины она попросила перевезти ее сюда. Эта часовня также
обладает чудодейственной силой. По рассказам жителей села, люди приходят сюда и
излечиваются от своих недугов и болезней. Вообще, Дзорагюх - музей под открытым
небом с приветливыми и добрыми людьми, любящими и уважающими свою историю.
Честь и хвала им.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.