Четверг, 25.04.2024, 19:38
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Ноябрь » 22 » Храм раздора
Храм раздора
16:33

Analitika.at.ua. Не раз обращалась к теме, волнующей верующих и неверующих, — о регулярных стычках между армянскими и греческими священнослужителями в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Последняя произошла совсем недавно. Конфликтный эпизод занял немалое место в различных СМИ, в том числе российских. Свежий номер еженедельника “Власть” (от 17 ноября) поместил пространный материал Е.Низамова с фотографиями и даже схемой зон ответственности в храме шести христианских конфессий. Статья многое объясняет, но далеко не все. К сожалению, заметно стремление обелить именно православных священников. Потому и опущены многие важные “мелочи”. Вообще в телевизионных сюжетах, да и в этой статье, просматривается оттенок недоуменного раздражения — при чем здесь вообще армяне. Так думают наверняка большинство читателей.

Предлагаем читателям статью из “Власти” с врезанными цитатами из материалов А.Ерканяна, опубликованных в “НВ”.

 

На прошлой неделе Храм Гроба Господня в Иерусалиме стал свидетелем кровопролитной битвы. Армянские и греческие священники боролись за место под сводами храма, рискуя нанести вред одной из христианских святынь. Впрочем, это вполне соответствует традициям последних столетий.

 

ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЗНЬ

 

В воскресенье, 9 ноября, в Храме Гроба Господня собрались представители греческой и армянской церквей, чтобы в очередной раз отпраздновать важное событие в конфессиональной истории — обретение животворящего креста. По преданию, на этом кресте был распят Иисус Христос, и, когда его нашли в IV веке, крест обладал силой воскрешения людей. Церемония проходила спокойно вплоть до того момента, когда армянские священнослужители начали ежегодную традиционную процессию. По свидетельствам очевидцев, греки решили на это время оставить одного из своих монахов рядом с гробницей Христа, и это вызвало бурю возмущения со стороны армян. Тогда греки блокировали процессию. “Мы оказывали сопротивление, чтобы армяне не смогли пройти и воспользоваться тем правом, которого у них нет”, — рассказывает молодой греческий монах с небольшим порезом над левым глазом. По его словам, рана осталась после того, как армянский священнослужитель ударил его из-за спины и разбил ему очки.

В праздничный для Апостольской церкви День обретения Животворящего Креста крестный ход представителей армянского монашеского ордена Святого Якова обходил главные святыни Храма Гроба Господня. Процессия уже обошла Голгофу и Камень миропомазания и приближалась к часовне Гроба Господня, когда монах отец Самвел заметил, что греческий священник собирается войти в часовню, дабы присутствовать там при армянской церемонии. Дело в том, что Греческая православная церковь в одностороннем порядке провозгласила себя единственным хранителем главной христианской святыни — Гроба Господня и приписывает себе право держать у врат часовни своего стража, тем самым демонстрируя свою особую роль в христианском мире. Но это никак не вписывается в принятый еще в 1852-м году так называемый церковный статус-кво, который отмечает, что все три конфессии — Греческая православная, Армянская апостольская и Римская католическая — равноправны у Гроба Господня и никто не имеет права контролировать действия других конфессий. Следуя требованию этого документа, отец Самвел призвал греческого собрата во Христе к порядку и вывел его из помещения часовни. В ответ соотечественники “охранника” перекрыли дорогу на пути Крестного хода.

Выяснить, кто именно начал драку, не представляется возможным, потому что столкнувшиеся стороны склонны винить в произошедшем друг друга. Зато доподлинно известно, чем все закончилось: разъяренные монахи и с той, и с другой стороны ввязались в ожесточенный поединок. Как рассказывают очевидцы, в ход шли не только кулаки, но и все, что попадалось под руку, даже кадила. Со стен падали гобелены и подсвечники. В итоге на место потасовки приехали десятки израильских полицейских, которые с трудом растащили повздоривших монахов. Они задержали только двоих участников драки — по одному от каждой церкви. Израненных священнослужителей увезли в полицейское отделение в наручниках.

На шум явились полицейские, которые лишь усугубили и без того непростую ситуацию. Казалось бы, их миссия должна была заключаться в том, чтобы убрать устроенный греками пикет и открыть дорогу для прохождения армянской процессии. Именно этого требовала армянская сторона, заверяя, что готова обсудить все спорные вопросы по окончании церемонии за круглым столом. Но полицейские, по сути, заняли сторону греков, призвав всех немедленно разойтись, не завершив праздничную церемонию. Подобная пристрастность наводит на определенные мысли, но о них чуть позже.

Полицейские арестовали двоих участников потасовки — одного грека и армянского дьякона. И тут пристрастность проявилась вновь — правоохранители призвали суд приговорить дьякона Атанаса к депортации за пределы страны, а в отношении греческого священника сочли достаточным небольшого штрафа. Предложенное прокуратурой наказание могло стать бомбой замедленного действия и последствия его могли иметь политическое звучание. Дело в том, что израильское правосудие основано на принципе прецедента. То есть если бы суд удовлетворил требование прокуратуры, приговор мог бы стать прецедентом для депортации из Израиля любого из представителей армянского монашеского ордена, кто в дальнейшем стал бы участником межконфессионального конфликта. Ведь почти никто из представителей Армянской патриархии не является гражданином Израиля. (Большинство из них имеют либо временный вид на жительство, либо статус постоянного жителя.) Столкновения между армянами и греками, подобные тому, которое произошло в воскресенье в Иерусалиме, имеют место в год по нескольку раз. Прямыми или косвенными участниками этих конфликтов становятся практически все армянские монахи. То есть теоретически можно допустить случай, когда за участие в перебранке весь состав братства Святого Якова будет депортирован.

“Мне жаль, что все это произошло у Гроба Господня, который является самым священным религиозным памятником христианства”, — говорит один из лидеров греческого патриархата в Иерусалиме архиепископ Аристархос. Его мнение разделяют многие последователи христианства, которые комментировали видеозаписи драки, появившиеся в интернете. Тем не менее на протяжении уже нескольких сотен лет Храм Гроба Господня регулярно становится местом выяснения отношений представителей различных христианских конфессий.

20-го апреля 2008 года православные христиане отмечали Вербное воскресенье, которое Армянская Апостольская Церковь отметила еще в марте. В связи с праздником, предшествующим Пасхе, в Храме Гроба Господня греко-православная церковь проводила службу. Согласно канонам, действующим уже несколько столетий, каждая из конфессий имеет конкретный час для проведения церковной службы в часовне Гроба Господня. Процессия армянских священников подошла к часовне ровно в назначенное графиком время. Однако греческие иерархи не освободили помещение. Когда армянам пришлось напомнить о требовании действующих канонов, завязался спор, который очень скоро перерос в потасовку. Греческого священника вынудили уступить место. Но сотни соотечественников, ожидавших у дверей, вступились за него. Греков, естественно, было больше, так как в воскресенье был православный праздник. В храме завязалась драка, в результате которой несколько человек получили ссадины и ушибы. Но хотя в драке больше пострадала именно армянская сторона, оба участника драки, задержанные израильскими полицейскими, оказались армянами. Таким образом, полиция косвенно встала на сторону греков, создав почву для тех самых необоснованных трактовок.

Сейчас храм делят между собой шесть христианских церквей: греческая православная, армянская, римско-католическая (орден францисканцев), сирийская, коптская и эфиопская. Этот порядок был определен еще в XVIII веке для прекращения конфликтов, которые выглядели куда более ожесточенными, чем сегодняшние.

 

ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛЮЧ

 

Чтобы понять, в чем причина такого непримиримого противостояния хозяйствующих субъектов, нужно принять во внимания особый статус, который храм приобрел уже с момента постройки в IV веке. Храм был возведен римским императором Константином на месте, где, как предполагают, находилась гробница, в которую тело Христа было перенесено после распятия. Францисканец Бонифаций из Рагузы, отвечавший в 1555 году за реконструкцию места погребения Христа, так описал чувства, возникшие у него из-за близости к святыне: “Когда это место, пропитанное драгоценной кровью и смесью мазей, которыми покрывали тело Христа перед захоронением, место, откуда происходил всепроникающий свет, будто яркие лучи солнца, было открыто нами, мы стонали в трепете, нас наполнила духовная радость. Те, кто присутствовал при этом — кто-то из нас проливал слезы, кто-то был глубоко возбужден, — все были поражены и охвачены своеобразным экстазом”.

На протяжении многих веков представители разных ветвей христианства боролись за право контролировать храм. Все зависело от султанов Османской империи, под властью которых находилась территория со святынями. И нередко права на святыни выдавались тем религиозным группам, которые могли предложить за них самую высокую цену. Однако в 1767 году, когда в Храме Гроба Господня произошло столкновение между греческими православными священниками и францисканцами, правители Османской империи решили прекратить эту практику и выпустили указ о разделении храма на отдельные зоны для православных и католиков. Позже, в XIX веке этот указ был повторно утвержден и назван “статус-кво”. Никто из христиан так и не одобрил статус-кво, однако договориться о его изменении тоже было невозможно.

Согласно этому указу, каждая деталь храма — от важнейших святынь до элементов интерьера — отходила той или иной христианской церкви. Нарушение этого порядка грозило конфискацией той собственности, за которой следила провинившаяся сторона в пользу стороны пострадавшей. Поэтому каждая из шести церквей зорко следит за подведомственными ей предметами и зонами ответственности.

Демонстративное нарушение греческими священнослужителями действующего не первый век регламента, определяющего очередность проведения церемоний, не может не восприниматься в контексте древнего спора относительно равноправия конфессий. Армянские иерархи имели все основания воспринимать поведение православных собратьев как демарш, призванный продемонстрировать пренебрежение требованием “статус-кво”. А практика показывает, что, если хоть раз одна из конфессий что-то уступает другой конфессии, это входит в правило. Как это ни прискорбно, но подобные суровые законы действуют даже в Храме Божьем. Так что армянские священники, призывающие греков к порядку, действуют строго согласно принятым правилам, осознавая свою ответственность за неприкосновенность прав Апостольской церкви.

В своем усердии монахи редко останавливаются перед проявлением насилия. Например, 28 июля 2002 года священник коптской церкви сидел на крыше Храма Гроба Господня, где находится предназначенный для коптов и эфиопов монастырь Дейр ас-Султан. Стояла невыносимая жара, и священнослужитель решил переставить свой стул в тень, чтобы спастись от палящих лучей солнца. Он уберег себя от теплового удара, однако попал под удары эфиопов, заметивших, что стул оказался на их территории. Завязалась драка, в результате которой в госпитале оказались 11 монахов.

Любая деталь в Храме Гроба Господня может стать поводом для взаимных претензий. Когда четыре года назад греческие священнослужители повели процессию к часовне, они заметили, что монахи-францисканцы оставили дверь в свою часть храма открытой. Этого было достаточно для того, чтобы началась драка. “Полицейских побили. Монахов побили. У некоторых людей лица были залиты кровью”, — описывает произошедшее гид Авиад Сар Шалом. А один из францисканцев, которого греческие священники тащили за ремень вниз по лестнице часовни, даже кричал, что его пытаются убить.

В общей сложности с начала текущего века в Храме Гроба Господня произошли четыре масштабных потасовки. Наиболее активное участие в них принимали представители греческой церкви — они дважды подрались с армянскими священнослужителями и один раз с францисканцами. Поэтому самые плохие отношения с израильской полицией сложились именно у них — на счету греков один арест и три задержания. А самыми мирными в этом столетии пока выглядят сирийцы: последний раз они участвовали в кулачном бою еще в 1998 году.

Возможные политические подтексты требования правоохранителей связаны с тем, что депортация армянских священников и как следствие — ослабление армянской патриархии Иерусалима выгодны правительству. Поясню почему. Известно, что Израиль претендует на территорию Армянского квартала. (Как известно, город состоит из четырех кварталов.) Несколько недель назад возобновились арабо-израильские переговоры по вопросу о разделении Иерусалима. По просочившимся в прессу сведениям, Израиль готов уступить Палестине Христианский и Мусульманский сектора, а Еврейский и Армянский кварталы намерен сохранить за собой. Подобный план обсуждался и в 2000-м году при посредничестве Билла Клинтона во время кэмп-дэвидских переговоров. Но тогда Армянская патриархия выступила категорически против разделения двух христианских кварталов. В правительстве Израиля осознают, что полностью игнорировать мнение армянской патриархии невозможно, так как этого не поймут в Вашингтоне. Следовательно, нужно сделать так, чтоб армянские иерархи чувствовали себя более уязвимыми и максимально зависимыми от благосклонности властей. И в этом смысле наказание, предложенное полицией в отношении дьякона Атанаса, действительно способно было создать прецедент, весьма выгодный властям. К счастью, суд нашел в себе мужество отклонить требование правоохранительных органов о депортации армянского священника.

Вся эта история наводит на мысли о том, что греки вовсе не случайно самоутверждаются именно за счет армян, провоцируя их на конфликт. Ведь очевидно, что с католиками они ведут себя совершенно иначе. Быть может, расчет связан как раз с тем, что в случае потасовки с армянами израильская полиция займет сторону греков, желая продемонстрировать армянской патриархии ее уязвимость?

Чтобы не спровоцировать конфликт, священнослужители, находясь в храме, как правило, даже не прикасаются к предметам, принадлежащим другим церквам. Доказательство этому можно увидеть прямо над входом в храм. Там находятся два окна, принадлежащие армянской церкви. В XIX веке армянские священники захотели починить одно из окон и приставили к нему с внешней стороны небольшую лестницу. Однако по невнимательности они приставили лестницу к выступу, который находится под юрисдикцией греческой православной церкви. Тогда греки обратились с жалобой к османскому султану, который постановил — лестница пусть остается на своем месте, но армяне не могут ею пользоваться. Несмотря на это, окна удалось починить, но лестница до сих пор стоит на том же месте.

О том, насколько укоренилась конкурентная вражда христианских церквей, свидетельствует и тот факт, что ни у одного из шести христианских религиозных направлений нет ключа от главного входа в храм, с XII века хранящегося в мусульманской семье Джудех. Каждое утро представитель этой семьи приносит ключ к воротам храма, где его ждет член другой мусульманской семьи Нуссейбех, которой поручено охранять ворота, а также открывать и закрывать их.

Хотя все это может показаться комичным, из-за постоянных разногласий между церквами храм уже несколько десятилетий ждет реконструкции. Ее можно будет провести, только если представители всех шести направлений христианства придут к соглашению. Но это представляется маловероятным. В 1995 году монахам удалось договориться только о том, как покрасить часть главного купола храма. На переговорный процесс ушло 17 лет.

 

ОБЩЕКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

 

В последний раз серьезную реконструкцию в Храме Гроба Господня начинали в 1959 году, и с тех пор она остается незаконченной. По признанию многих экспертов, здание необходимо обновить, и чем скорее, тем лучше.

“Степень повреждения строений настолько серьезна, что существует угроза безопасности жизни монахов и посетителей”, — говорит Игаль Бергман, возглавлявший в 2004 году осмотр помещений храма. По его мнению, восстановительных работ требуют почти все части комплекса. Самым уязвимым местом считается крыша и монастырь Дейр ас-Султан. Сейчас в состав монастыря входят две часовни, открытый двор, несколько служебных помещений и складов, а также несколько небольших хибар, в которых живут эфиопские монахи. Все это напоминает обычную деревню в Эфиопии.

Специалисты давно сходятся в том, что монастырь требует ремонта, однако некоторое время назад израильские инженеры признали его состояние чрезвычайным и предупредили, что весь комплекс, расположенный на крыше, может в любой момент обвалиться внутрь храма. В начале октября архиепископ Маттиас, глава эфиопской церкви в Иерусалиме, направил в израильское правительство письмо с просьбой провести необходимый ремонт, даже если на это не дадут свое согласие копты. Власти Эфиопии решили сформировать комиссию из священников и сотрудников своего посольства в Израиле для наблюдения за состоянием монастыря. Однако израильское правительство, похоже, не будет отходить от принятого им в 1970-х годах решения о том, что ремонтные работы в храме обязаны получать одобрение всех затрагиваемых сторон.

Что же касается коптов, то они придерживаются своей собственной точки зрения, которая (что вполне ожидаемо) противоречит эфиопской. Антониус Эль-Оршлеми, коптский монах, с уверенностью заявляет: “Здание в отличном состоянии, и оно никому не угрожает”.

По словам Даниэля Россиня, директора Иерусалимского центра иудейско-христианских отношений, споры вокруг монастыря “не имеют решения”: “Хитрость в этой ситуации заключается в том, чтобы поддерживать сооружения в безопасном состоянии как можно дольше, но не надеяться на то, что эту проблему когда-нибудь удастся решить окончательно”.

Министр внутренних дел Израиля Меир Шитрит не раз заявлял о своем желании стать посредником в споре коптов и эфиопов. Его официальный представитель добавил, что израильское правительство возьмется за восстановительные работы сразу после того, как все шесть церквей договорятся о деталях ремонта. В принципе, священнослужителям даже не придется оплачивать реконструкцию — все расходы возьмет на себя Израиль. Однако вряд ли израильскому правительству стоит ждать от священнослужителей быстрого ответа. Предложение оснастить Храм Гроба Господня хотя бы одним пожарным выходом обсуждается уже более десяти лет.

 

Подготовил Карэн МИКАЭЛЯН

НВ

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 685
Календарь новостей
«  Ноябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru