Analitika.at.ua. Общественность Кавказа подводит итоги прошедшего 23 ноября в столице Карачаево-Черкесии съезда черкесского народа. Напомним, как ранее сообщалось, организаторы назвали съезд чрезвычайным. В ходе съезда было озвучено обращение к федеральным властям о воссоединении Черкесии на территориях трех современных республик - Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Один из активных участников черкесского общественного движения в КЧР, член оргкомитета съезда Мурадин Хасироков рассказал о своем видении так называемой "черкесской проблемы", ее исторических корнях и способах разрешения.
ИА REGNUM публикует мнение черкесского общественного деятеля:
"Хочу начать с цитаты, которая на мой взгляд определяет трагическую судьбу моего народа. В 18 веке русский военный историк генерал-майор Фадеев написал о Черкесии: "Исключительное географическое положение Черкесской страны на берегу европейского моря, соединяющего его с целым светом не разрешало ограничиться покорением населявших его народов, в обыкновенном значении этого слова. Не было другого средства укрепить эту землю за Россией бесспорно, как сделать ее русской землей. Меры, пригодные для Восточного Кавказа, не годились для Западного..."
Краткое историческое обозрение, я считаю необходимо привести, так как даже самое осторожное употребление слова Черкесия вызывает множество заблуждений, в частности несведующая публика зачастую автоматически приписывает к Черкесии слова "сепаратизм" и "экстремизм". Эти клише берут начало еще с СССР, но сейчас мы живем в другой - демократической стране. Я считаю, что настало время спокойного и открытого диалога. Итак, первым этапом укрепления Черкесии за Россией можно считать изменение границ Кабарды в середине XVI века, когда по просьбе кабардинских князей в 1567-1588 гг. в устье реки Терека царской Россией был построен г.Терки.
Второй этап - сооружение по проекту графа Потемкина в 1777- 1778 гг. Азово-Моздокской линии (генералы Якоби и Сувовров) - крепости Екатеринодарская, Павловская, Марьинская, Георгиевская, Андреевская, Александровская, Северная, Московская, Домская (хоперцы).
Третий этап (ген. Ермолов) 1818 - переселения из районов Минеральных Вод и Пятигорья на правый берег Малки 18 кабардинских аулов, и заселение освободившихся мест линейными казаками.
Четвертый этап изменения границ Кабарды относится к 40-60 годам XIX века. В 1846 году царское правительство приняло решение выделить из земель кабардинских князей и дворян, ушедших во времена Ермолова за Кубань, участки под поселения Первого Владикавказского казачьего полка вдоль Военно-Грузинской дороги. В июле-августе 1846 года из кабардинских земель отмежовано 42.904 десятин. Из них станицам Владикавказского казачьего полка Приближненской, Котляровской, Александровской, Урухской, Пришибской и Екатеринодарской были переданы 33.197 десятин, осетинскому аулу Эльхотово - 8.604 десятины.
Пятый этап - 60-80 годы XIX века. Балкарцы, проживая в верховьях рек Баксана, Чегема, Черека и Хуламо-Безенгиевского ущелья, нуждались в пастбищных угодьях. Было принято решение переселить безземельных балкарских крестьян на кабардинские земли. Были образованы сс. Хасаут (1867), Чижик-Кабак (1867), Гунделен (1868) Белая Речка (1868) Хабаз (1873), Кашкатау (1875). Им выделено 19.559 десятин.
В 1879 году, 22 февраля, Совет Кавказского наместника издал указ, согласно которому из нагорных кабардинских пастбищ балкарским обществам было выделено более 43 тысяч десятин.
В 1913 году в пользу безземельных крестьян Балкарии было отведено еще 42.588 десятин;
Осетии - 6.341 десятина;
Ингушетии - 2.359 десятин;
Карачаю - 53.935 десятин.
С выходом в сентябре 1921 года Кабарды из состава Горской республики соседние народы потребовали от Кабарды передачи им из части бывших земель кабардинских князей и дворян:
Карачай - 100.000 дес. - выделено 32.000 дес.
Балкария - 50.000 дес. - выделено 10.000 дес.
Остальные народы - 109.000 десятин.
Всего в 1918-1922 гг. от Кабарды отторгнуто 135.937 десятин.
"Попытка Горской республики, - отмечал У.Б.Алиев, - прежде всего разрешить земельный голод горских народов одним лишь внутренним перекраиванием наличия земельных фондов с самого начала была обречена на неуспех... А на кабардинские земли, со всех округов Осетии, Ингушетии, с одной стороны, Карачая - с другой стороны, направлялись взоры и видели только в урезке этих земель свое спасение положения" (Алиев У. Карачай, Ростов-на-Дону, 1927. С 181)
В Закубанье этот список можно продолжить названиями населенных пунктов: Тульский, Ярославская, Костромская, Тверская, Рязанская, и т.д. Название селений свидетельствует о том, откуда были насильно переселены недалекие предки современных туличей, рязанцев, костромичей и ярославцев.
В связи с вышеприведенными фактами, считаю необходимым напомнить статью 9 основного закона нашей страны: Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Основой социально-экономического и политического развития любого народа является жизненное пространство - территория пригодная и достаточная для проживания людей с необходимыми для этого природными ресурсами, инфраструктурой, экологией.
Статья 42 гарантирует нам еще одно право, которое на практике попирается грубейшим образом. В Конституции говорится: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".
Примеров экологических преступлений на территории Черкесии множество. Вот один из них. Более 30% вод Малого и Большого Зеленчуков (долины которых являются основным местом обитания черкесов в КЧР) переброшены в долину реки Кубань. Что непосредственно связано со здоровьем населения черкесов. Население вводят в заблуждение, сообщая, что отбор воды происходит во время паводков и не превышает допустимые нормы. Факты же свидетельствуют о том, что вместо допущенных 10% осуществляется забор 80%. В результате у населения долин прогрессируют различные виды заболеваний, нарушается и уничтожается уникальная экосистема, вымирают животные и растения, занесенные в Красную книгу. Практически реки Малого и Большого Зеленчуков не самоочищаются. Подобное варварство недопустимо в современной России.
Экономическая политика оказывает воздействие на уровень развития производительных сил, занятость, уровень жизни. Однако такая политика всегда ограничена природными возможностями территории. Изменяя жизненное пространство можно определять настоящее и будущее народа.
Доступ к освоению новых территорий, природных ресурсов способствуют развитию народа. Ограничение такого доступа приводят к стагнации и постепенному упадку. На протяжении десятилетий в Карачаево-Черкесии велась экономическая и территориальная политика, направленная на недопущение материального и демографического развития черкесского этноса. Политика, которая в конечном итоге привела к фактическому нивелированию роли черкесов в республике.
Начиная с 1957 года, мы наблюдали откровенно бесцеремонное использование территории и ресурсов Черкесской автономной области для развития других этносов с одновременным сокращением жизненного пространства для самих черкесов.
Сосредоточение власти в руках одного этноса при полном игнорировании интересов других народов дали одному этносу монопольные возможности для экспансии - расширению своего жизненного пространства за счет территории Черкесской автономии.
Предоставление новых наделов земли, природных ресурсов в сочетании с усиленным вливанием бюджетных средств (главным источником которых всегда являлась индустриально развитая территория Черкесской автономии) способствовало еще более динамичному демографическому развитию одного этноса по сравнению с другими. Это в результате привело к кардинальному изменению этнической карты республики и соотношению политических сил.
Так за период с 1957 года Карачай получил все необходимые условия для своего развития и увеличения жизненного пространства, опять за счет территорий Черкесии, богатых почвами, пастбищами и недрами. Всего на этой территории за этот период было образовано два десятка селений.
В сравнении с этим малоземельным черкесам было позволено создать новые села только в своих же, черкесских районах. Это аулы Адыге-Хабль, Кош-Хабль, Баралки и Мало-Хумаринский. Таким образом, этническая территория черкесов не стала больше, хотя увеличилась плотность населения.
В результате недавнего образования двух новых районов наша и без того маленькая территория настолько обособлена, что ее трудно разглядеть на карте республики. В настоящее время площадь Хабезского и Адыге-Хабльского районов составляет 5 % территории республики. А вот плотность населения в них составляет 50 чел. на кв.км., что в 6 раз выше чем в других районах. Как следствие - ни в одном черкесском ауле не осталось свободных земель для жилищного строительства, расширения сельского хозяйства, что влияет в первую очередь на уровень жизни народа его рождаемости, его развитии. Во многих аулах не хватает земли для захоронения умерших.
На остальной территории КЧР, утраченной черкесами, сосредоточены все промышленные объекты, недра, леса, полезные ископаемые, водные ресурсы; 98% всех запасов минеральной воды, трудовые, финансовые и другие ресурсы. И все это оказалось в руках одного этноса.
Десятилетиями проводимая дискриминационная экономическая политика, несправедливое распределение бюджетных средств, способствовали обнищанию черкесских районов. А произошедшая недавно в очередной раз раздача черкесских территорий привела к полному экономическому банкротству Хабезского и Адыге-Хабльского районов. В одном Ногайском районе теперь оказывается больше промышленных предприятий, чем в Хабезском и Адыге-Хабльском вместе взятых вкупе с инфраструктурой.
Но даже остатками двух черкесских районов нам не позволено управлять. В последнее время ликвидированы почти все территориальные органы федеральных и республиканских структур власти, что превращает места нашего компактного проживания в гетто.
Таким образом, сегодняшний съезд я считаю созван не из-за министерского кресла, как пытаются интерпретировать, а из-за того, что жить в таких условиях и на таких правилах дальше не возможно. Абсолютно очевидно, что черкесы больше не намерены терпеть дальше такое положение дел.
В докладах, прослеживается и ответ на поставленный вопрос: каковы пути выхода из создавшего положения - это паритет и ротация кадров. Но я так не считаю. Потому что это уже не актуально для черкесов. Два три министерских портфеля не решают нашу проблему. Единый народ, расколотый искусственно постсоветской диктатурой должен возродиться и объединиться в одну республику. КЧР так же, как и КБР обречены, и они должны уйти в историю, как и их прародитель, как седьмое ноября, как некогда ушла революционная Россия семнадцатого года. Поэтому давайте не будем питать иллюзии на счет паритета и не будем терять время на пустые разговоры. Я твердо убежден, что мы адыги (черкесы), разбросанные трагическим прошлым по всему миру сумеем преодолеть все препятствия и возродимся как единый народ, как одно целое, и наши дети - будущее нашего народа, достойны этого.
Здесь я хочу привести несколько предложений из основного закона Российской Федерации - Конституции России Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
И еще
Статья 3 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Эти слова относятся и к нам к черкесам." |