Analitika.at.ua. Вандализм и узурпация армянских церквей становятся нормой для Грузии?
Очередные посягательства грузинских священнослужителей на армянскую церковь Благовещения Богородицы “Сурб Норашен” в Тбилиси и проявленный ими вандализм вызвали волну негодования как в армянской общине Грузии, так и в Армении.
Напомним, что 16 ноября была попытка убрать надгробные плиты известного мецената Тамамшева (Тамамшян) Михаила Ивановича и его супруги Лидии Петровны, похороненных более ста лет назад у стен церкви. С помощью экскаваторов грузинские рабочие отодвинули камни с целью, якобы, “почистить землю под надгробными камнями и вокруг них”. Работами руководил представитель Грузинской патриархии отец Тариел Сикинчелашвили. Свидетелями этого вандализма стали прихожане Армянской кафедральной церкви Тбилиси “Сурб Геворг”, а представители Армянского Центра Сотрудничества Грузии вызвали на место происшествия работников аппарата омбудсмена и патруль, которым пришлось долго разъяснять ситуацию, объяснять причины их беспокойства, писать объяснительную и чуть ли не извиняться за “ложный” вызов. Тем не менее, под напором подоспевших к церкви горожан армянской национальности, численность которых доходила до 50 человек, отец Тариел с группой своих соучастников был вынужден положить надгробные камни на место. Дабы “очиститься” от греха, он созвал журналистов и перед телекамерами посадил во дворе церкви цветы.
Отметим, однако, что это не первый грех грузинского священнослужителя. В мае текущего года президент Армянского центра сотрудничества Грузии Карен Элчян стал, как говорится, бить в набат в связи с попытками грузинизации церкви “Сурб Норашен”. Под руководством все того же отца Тариела, настоятеля соседней церкви, тогда активно строилась бетонно-металлическая изгородь с калитками в задней части церкви. При этом всячески использовалась грузинская символика в виде грузинского креста. По словам Элчяна, попытки “огрузинить” церковь “Сурб Норашен” начались еще в 1989 году, и все это происходило с целью уничтожения фактов, свидетельствующих об армянском происхождении этого храма. “В частности, был разрушен алтарь церкви, настенные надписи мастера Петроса, два хачкара и две великолепные фрески XIX века, сотворенные представителями школы Овнатанянов - также были повреждены и уничтожены. Были заменены двери с армянской эпиграфикой. А 15 февраля 1995 года церковь была освящена как “Грузинская Православная церковь”, - рассказал тогда президент Армянского центра сотрудничества Грузии. В 2005 году отец Тариел уложил во дворе церкви “Сурб Норашен” грузинские надгробные камни, привезенные с одного из сельских кладбищ.
В связи с последними событиями вокруг церкви “Сурб Норашен” Армянский центр сотрудничества Грузии распространил сообщение, в котором с сожалением констатирует, что “уничтожение армянского исторического и культурного наследия, в первую очередь - церквей и кладбищ - стало неотъемлемой функцией некоторых государств нашего региона”. Отмечается, что вопрос попыток узурпации очередной армянской церкви в Тбилиси в последний раз поднимался в мае текущего года, когда грузинская сторона приступила к строительству забора вокруг данной церкви. Тогда об этой проблеме заговорили многие высокопоставленные должностные лица правительств Грузии и Армении, в том числе - премьер-министры двух стран. Стройка была временно остановлена, объявлена незаконной, и армянам Грузии было дано обещание демонтировать забор в ближайшее время. Однако, вопреки обещаниям, забор без всяких помех был достроен уже в октябре.
“Мы вынуждены констатировать также тот факт, что данные правительствами обеих стран и представителями обеих церквей обещания решить комплексную проблему Армянской церкви в Грузии, включающую в себя предоставление юридического статуса церкви и возвращение недействующих армянских храмов, так и не выполнены, а ущемление конституционных прав армянского и других национальных и религиозных меньшинств Грузии становится нормой”, - подчеркивается в сообщении Армянского центра сотрудничества Грузии.
В этом контексте стоит вспомнить, что на фоне попыток узурпации армянских церквей и отказов в регистрации на территории Грузии Армянской епархии Грузинская церковь выступает с заявлениями об основании Лоре-Таширской епархии в Лори. По словам эксперта аналитического центра “Митк” Эдуарда Абрамяна, эти действия обосновываются тем, что, мол, “лорийская земля - исконно грузинская территория, а население Лори - это армянизированные грузины”. Грузинская сторона претендует на более чем 7 церквей и монастырских комплексов на территории Лори, ни одна из которых не является грузинской. Грузинская сторона, в частности, заявляет о своих претензиях в отношении монастырских комплексов в Санаине, Кобайре, Ахтале, Ахпате, Хоракертскую церковь, Хучапаванк, а также русскую православную церковь города Ванадзор и другие историко-архитектурные и религиозные памятники в Лори. Нередко грузинские священнослужители сами добираются до этих церквей, ставят палатки возле указанных церквей и препятствуют местному армянскому населению посещать свои святыни, отметил эксперт.
С осуждением последнего акта вандализма в отношении церкви “Сурб Норашен” выступила и Армянская Апостольская церковь. “Осквернение армянских могил на территории церкви “Сурб Норашен” является очередной попыткой стереть с церкви все армянские черты и однозначным выражением проблемы юридического статуса Армянской Апостольской церкви в Грузии”, - заявил агентству “Регнум” руководитель пресс-службы Канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина Ваграм Меликян. По его словам, “проблемы Армянской апостольской церкви в Грузии поднимаются как во время различных визитов армянских государственных лиц в Грузию, так и путем обсуждений с грузинскими чиновниками”, однако воз, как видим, и ныне там. Некоторое время назад Армянская Апостольская церковь обращалась и к Грузинской Православной церкви, и к властям Грузии также с просьбой разрешить проблему церкви “Сурб Норашен”, однако и этот вопрос до сих пор не решен. “Грузинская Армянская епархия выразила свой протест, и, я уверен, вскоре соответствующие шаги предпримет также Святой Эчмиадзин”, - подчеркнул отец Ваграм, не сообщив при этом, какие именно действия они собираются предпринимать.
Вопрос защиты армянского храма “Сурб Норашен” в Тбилиси от посягательств грузинских священнослужителей и острая реакция армянской общественности как в Грузии, так и в Армении взволновали и официальный Ереван. Премьер-министр Армении Тигран Саркисян надеется на скорейшее решение проблемы грузинскими властями: “Мы уверены в том, что наши грузинские коллеги оперативно среагируют в отношении решения этой проблемы для того, чтобы внутри армянской общины Грузии не возникало бы напряженности. Мы придаем большую важность нашим двусторонним отношениям и уверены в том, что этот вопрос получит скорейшее решение”.
Т.Саркисян напомнил, что этот вопрос обсуждался на встрече премьер-министров двух стран, и правительство Грузии дало обещание держать эту проблему в центре внимания и пытаться контролировать ее в рамках закона “для того, чтобы посягательствам отца Тариела в отношении армянских церквей был положен конец”. Вместе с тем глава армянского правительства с сожалением отметил, что “этот человек продолжает свои активные и агрессивные действия на территории армянских церквей, и, естественно, эти действия вызывают недовольство армянской общины”. “Подобные действия не отвечают атмосфере того диалога, который существует между президентами двух стран”, - заявил премьер-министр.
МИД Армении намерен потребовать объяснений от посла Грузии в Ереване, а посольство Армении в Тбилиси направит ноту протеста властям Грузии.
Гаянэ МОВСЕСЯН
РА |