Analitika.at.ua. Победа Б.Обамы на президентских выборах в США может привести к изменению ближневосточной политики Вашингтона. Заявление Обамы о готовности вести прямые переговоры с руководством Ирана может зафиксировать определенные сдвиги в отношениях Иран-США. Некоторые эксперты склонны думать, что в ирано-американских отношениях возможно не только улучшение, но и установление военного сотрудничества.
Ниже рассмотрим проблемы, которые, по нашему мнению, могут препятствовать установлению подобного сотрудничества.
Можно сказать, что 2008г. стал «юбилейным» для обсуждений по улучшению ирано-американских отношений. В 1998г., т.е. ровно десять лет назад, госсекретарь США М.Олбрайт заявила, что Вашингтон готов начать диалог с Тегераном и шагнуть навстречу улучшению отношений. После заявления Олбрайт в международных экспертных кругах развернулись бурные дискуссии о возможном улучшении отношений Иран-США, которые не прекратились до сих пор, даже после избрания М.Ахмадинежада президентом исламской республики.
В последнее время в отношениях между Вашингтоном и Тегераном заметны серьезные развития. Однако, по нашему мнению, качественных изменений в ирано-американских отношениях и, тем более, резкого потепления, ожидать не следует, поскольку противоречия между двумя государствами носят основательный и долгосрочный характер.
Проблемы Ирака
Несмотря на то, что американские и иранские дипломаты уже год, как начали вести переговоры по Ираку, межгосударственные противоречия в этом вопросе не кажутся преодолимыми. Пока неясно, выполнит ли Б.Обама обещания относительно вывода американских войск из Ирака. Во всяком случае, американские войска пока в Ираке, и одним из основных составляющих ближневосточной политики Вашингтона остается установление и сохранение полного контроля над Ираком. Иран в этом вопросе имеет не менее претенциозные планы, тем более что, в отличие от США, в самом Ираке имеет достаточно боеспособного и организованного союзника в лице составляющих относительное большинство шиитских религиозных и политических структур.
Фактически, в настоящее время Иран и США имеют в Ираке те же притязания – контроль и надзор. Сегодня пока нет каких-либо оснований полагать, что одна из сторон готова уступить другой и уйти из Ирака. Если для Вашингтона уход из этой страны опасен с точки зрения сохранения энергетических и региональных позиций, то для Ирана минимизация участия в иракских развитиях напрямую угрожает безопасности государства.
В Ираке, лишенном реальных государственных атрибутов и институтов, любой процесс, будь то гражданская война, рост исламского суннитского радикализма или арабский национализм, может непосредственно повлиять на Иран. В этом плане Иран просто обречен играть активную роль в Ираке, попытаться повлиять на происходящие здесь процессы, организовать и содействовать местным проиранским шиитским структурам.
При таком раскладе возможность ирано-американского консенсуса кажется весьма сомнительной. В тактических вопросах между Тегераном и Вашингтоном, безусловно, возможны определенные договоренности. Однако со стратегической точки зрения Иран и США по иракскому вопросу будут продолжать оставаться косвенными конкурентами и сторонами конфликта.
«Хизбалла» и Израильский вопрос
С точки зрения урегулирования ирано-американских отношений неразрешимым будет оставаться также вопрос ливанской организации «Хизбалла». Два года назад война «Хизбалла»-Израиль показала, насколько эффективным было военное и финансовое содействие, оказанное Ираном этой организации.
Сегодня «Хизбалла» является одним из основных рычагов воздействия на Иран в зоне арабо-израильского конфликта, который со всеми своими возможностями может быть использован Тегераном в случае военного столкновения с США или Израилем. Очевидно, что «Хизбалла» представляет прямую угрозу, в первую очередь, Израилю, а не США. Однако остается сомнительным, что после победы Б.Обамы в американо-израильских отношениях будет зафиксировано охлаждение и, тем более, приостановка военного сотрудничества. Визит Б.Обамы в Иерусалим и его речь на Всемирном еврейском конгрессе в июне этого года, в которой он, в частности, сказал, что Иерусалим не подлежим разделению и принадлежит Израилю, говорят о дальнейшем сохранении союза США-Израиль.
В таком случае США просто не могут пойти на качественное урегулирование и, тем более, потепление отношений с Ираном без учета интересов Израиля. А это предполагает ликвидацию «Хизбаллы», что неприемлемо для Ирана: подобное требование означает ликвидацию одного из подразделений собственной армии.
Ожидать такого улучшения отношений между Ираном и США, которое может создать в Тегеране убеждение о том, что США или Израиль в дальнейшем не предпримут антииранских шагов, не стоит. Следовательно, содействие Ирана «Хизбалле» будет продолжаться.
Таким образом, проблема «Хизбаллы» и Израиля также кажется неразрешимой в отношениях между Ираном и США.
Ядерный вопрос
Иран медленно, но последовательно идет к созданию собственного ядерного военного потенциала. Несомненно, на создание собственной ядерной мощности исламскую республику, в первую очередь, подталкивают Соединенные Штаты. Но не только. Иран окружен странами, имеющими значительное преимущество с военной точки зрения. Армия страны-члена НАТО Турции более боеспособна и хорошо вооружена, Пакистан и Россия являются ядерными державами. Для Ирана достаточно проблематичными остаются отношения с ядерным Пакистаном: политические развития в этой стране в один прекрасный день могут привести к власти исламистских радикалов, враждебно настроенных против Ирана и шиизма. По мнению некоторых экспертов, именно проблема Пакистана (с военной и долгосрочной точек зрения) заставляет иранскую сторону придавать размах ядерной программе.
В таких условиях, даже если в отношениях между США и Ираном будут зафиксированы некоторые перемены, они не могут заставить Иран прекратить ядерную программу. В то же время, вряд ли можно ожидать изменения позиции США в отношении иранской ядерной программы. Вашингтон не может допустить, чтобы Иран превратился в ядерную державу: это будет стимулировать рост политического влияния Тегерана в регионе и приведет к значительному ослаблению американских позиций.
Таким образом, этот вопрос в отношениях Иран-США будет оставаться конфликтным, и его урегулирование путем переговоров вряд ли возможно.
По нашему мнению, вышеупомянутые проблемы будут препятствовать качественному урегулированию ирано-американских отношений. Однако это не значит, что положительных сдвигов вовсе не будет. Эти сдвиги будут связаны с имеющимися между двумя государствами общими подходами в тактических вопросах – например, осуществление шагов против активизации талибов в Афганистане, а также ослабление позиций суннитских исламистов и Аль-Каиды в Ираке. В этих вопросах Иран и США могут довольно эффективно сотрудничать – в краткосрочном, либо долгосрочном плане.
Не исключено, что США будут стимулировать также энергетическое «вхождение» Ирана в Европу – в противовес позиций России в ЕС, что отчасти обусловлено тем, что Россия является основным экспортером природного газа в Европу. После грузино-осетинского конфликта растущее влияние России для Вашингтона, похоже, становится задачей приоритетной важности, для решения которой могут быть использованы также притязания Ирана стать крупнейшим государством-экспортером природного газа в Евросоюз.
Севак Саруханян
Noravank.am |