Analitika.at.ua."Дайте мне возможность гелиофицировать одно армянское село, и я гелиофицирую весь мир". Фразу эту высказал армянский ученый и конструктор, доктор технических наук Ваан Амазаспян. Насчет "всего мира" поручиться не могу, но то, что Амазаспян всерьез задался целью гелиофицировать Армению, совершенно точно. Этой идее ученый посвятил 15 лет жизни. Он автор уникальной разработки - персональной комбинированной гелиосистемы (DVH-2.3) для крестьянских хозяйств. Гелиоустановку можно применять для переработки сельхозпродукции, а также для получения до 200 литров горячей воды в сутки для бытовых нужд. По мнению Амазаспяна, внедрение гелиоустановок поможет поднять наше сельхозпроизводство на более высокий технологический уровень, а также создать в стране новую отрасль промышленности.
С Вааном Амазаспяном я познакомился в 2005 году. Тогда я впервые увидел его детище и рассказал о нем в нашей газете. Не вдаваясь в технические подробности, напомню, что гелиоустановка - это параболическая зеркальная чаша диаметром чуть больше двух метров, направляющая солнечный свет на специальную прозрачную кварцевую посуду, выдерживающую огромную температуру. В ней можно готовить пищу, перерабатывать сельхозпродукцию - тепло распределяется равномерно, и продукт не подгорает, а наоборот, приобретает совершенно иной, неповторимый вкус. С помощью гелиоустановки крестьянские дома можно обеспечивать горячей водой и паровым отоплением. Так вот, тогда речь шла о том, что установка прошла все испытания и готова к промышленному производству. Дело оставалось за малым - изыскать средства и приступить к серийному выпуску.
Отметим, что менее года назад правительство одобрило идею создания испытательных полигонов в нескольких марзах страны. Под эти полигоны были даже выделены земельные участки. Первый полигон было решено развернуть в селе Сарнахпюр Ширакского марза. И местное, и областное руководство благосклонно отнеслось к этой идее и даже обещало изыскать средства. Было решено, что первые 15 гелиоустановок будут бесплатно переданы семьям погибших азатамартиков и другим социально необеспеченным сельчанам. Намечалось также строительство в селе "солнечной бани" и "солнечного кафе". Словом, Сарнахпюр должен был стать первым в мире гелиофицированным селом. Об этом писали многие СМИ, в том числе и "ДЭ". Но, как это нередко бывает, дело застопорилось: то ли денег так и не нашлось, то ли руководство охладело к идее гелиофикации своего села. Не помог даже искренний интерес Сержа Саркисяна, тогда еще премьера, в январе нынешнего года побывавшего с рабочей поездкой в Ширакском марзе и заехавшего в Сарнахпюр осмотреть местную церковь, во дворе которой Амазаспян вместе с коллегами монтировал свою установку. С.Саркисян поинтересовался принципами работы гелиосистемы и сказал, что если хотя бы половина того, что ему представили, осуществится, это уже будет большим достижением для Армении. Но не осуществилось - проект так и не получил своего развития. Словом, обычная в нашей стране ситуация.
Что же нужно, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки и гелиоустановки наконец-то нашли своего потребителя? Вопрос этот я адресую Ваану Амазаспяну.
- Скажу сразу: денег мы не просим. Я считаю, что ученый должен сам зарабатывать - своими идеями, разработками. Средства, и немалые, нужно вкладывать для развития того или иного научного направления. В нашем же случае разработка уже сделана, есть конкретный результат - готовая продукция. Ее необходимо внедрить, сформировать рынок. И первый шаг на этом пути - создание первого показательного гелиофицированного села. Вот почему я прошу помочь довести до конца проект гелиофикации Сарнахпюра. Главное - начать, дальше будет легче.
Мы беседуем в образовательном центре города Абовян, где с любезного разрешения его директора, бывшего однокашника и коллеги Амазаспяна, кандидата технических наук Григора Мнацаканяна сейчас размещается опытная база гелиоустановок.
- Так или иначе, все упирается в отсутствие средств. Почему бы Вам не обратиться к частным инвесторам?
- Не хочу, поскольку не исключено, что рано или поздно, когда бизнесмен поймет, что ученые ему больше не нужны, попытается просто выдавить нас из компании. Таких примеров, к сожалению, немало. И потом, отечественный бизнесмен просто не вложит деньги в проект, который не сулит ему быстрой выгоды. В нашем же случае вложения вернутся, когда будет сформирован рынок продукции. А это не такой быстрый процесс. Кстати, ко мне не раз обращались иностранные предприниматели с предложением продать технологию. Но я всегда отказывался, хотя не сомневаюсь, что в этом случае гелиоустановки давно были бы уже в серийном производстве. В той же Голландии, откуда поступали предложения, существуют большие налоговые льготы, государство субсидирует подобные проекты альтернативной энергетики. И даже учитывая дорогую рабочую силу, производить мои гелиоустановки там было бы значительно выгоднее. Но я хочу, чтобы моя разработка оставалась в Армении, чтобы она стала пионером и "законодательницей мод" в этой области. Возможно, я поступаю неразумно, но такой уж я человек.
- Вы не пытались получить грант, обратиться в местные и международные организации и фонды?
- С руководством большинства таких организаций я встречался, рассказывал о проекте. Первая реакция: ах, как хорошо, замечательно, но результат - нулевой. Обычные отговорки: нужны разрешения, пилотные программы. А если это международная организация, то сотрудничество с ней начинается с того, что нужно представить детальное описание, дать технические подробности разработки. Потом этот документ отправляется за рубеж для экспертной оценки. Но такая схема весьма чревата, поскольку не исключена утечка информации. Вернется, положим, представленный документ с резолюцией "в финансировании отказать", а через пару месяцев в какой-то стране начнут производить мои гелиоустановки - пусть немного измененные, но с использованием основной идеи. Так, кстати, бывало не раз. На этом, собственно, погорел наш замечательный ученый и уважаемый мною академик Парис Геруни. Чтобы убедить местное руководство в необходимости внедрения своей разработки, он со всеми технологическими подробностями описал свое детище - проект "Арев". А дальше - утечка информации, его идею "оценили" вездесущие китайцы и сегодня сами выпускают солнечные электростанции подобного типа. А ведь любая технология - это конфиденциальная информация, в советские годы подобные разработки шли под грифом "совершенно секретно". А сегодня получается бери - не хочу. И если у нас по достоинству не оценивают наш труд, то идеями армянских ученых с удовольствием пользуются зарубежные конкуренты.
Конечно, подобной техники в мире создано немало. Но наша гелиоустановка имеет элементы оригинальности, есть множество новых технических решений, улучшающих ее потребительские качества. Именно по своим функциональным качествам она превосходит все зарубежные аналоги. Наверное, не случайно академик Геруни, увидев нашу гелиоустановку, отметил, что лучше и красивее этого прибора придумать нельзя. Для меня такая оценка маститого ученого - высшая похвала.
- А разве само государство не заинтересовано в развитии альтернативной энергетики?
- По идее, заинтересовано, но результата от этой заинтересованности не видно. У нас существует немало программ развития альтернативных источников энергии. За эти годы мне не раз приходилось участвовать на конференциях, семинарах и совещаниях с участием представителей различных министерств и ведомств, где я представлял свою разработку и программу гелиофикации сел. Создалось впечатление, что госмужи об этом то ли не знают, то ли им это совершенно не интересно. Например, я с удивлением выяснил, что министр экологии не знает, что в Армении стоит вопрос гелиофикации.
- В чем ценность, так сказать, "фишка" разработанной вами гелиоустановки?
- Ее главное предназначение - не получение возобновляемой энергии, это средство переработки сельхозпродукции, получения продуктов принципиально иным, экологически чистым способом. Разработанная мною технология позволяет получать элитный, экологически чистый продукт питания, который сегодня высоко ценится в мире. Не секрет, что себестоимость производства сельхозпродукции у нас очень высока. С учетом больших затрат на транспортировку очень трудно конкурировать на внешних рынках. Остается поставлять за рубеж переработанные, консервированные сельхозпродукты, тем более что местный рынок ими уже достаточно насыщен. Однако и это довольно сложно, поскольку и здесь конкуренция достаточно высока. Но есть ниша, где мы сможем занять достаточно прочные позиции. Это производство экологически чистых продуктов питания. Вот здесь и пригодится наша гелиоустановка. Приготовленные с ее помощью продукты отвечают всем параметрам экологичности, элитности, имеют совершенно потрясающие вкусовые качества. Такая продукция будет приносить прибыль не за счет количества, а ее элитности, а значит - высокой стоимости.
- Какие сельхозпродукты можно перерабатывать на вашей гелиоустановке?
- Да все что угодно. Это и переработка молока, и приготовление томатной пасты, различных джемов, варений из фруктов и ягод. Вкус получается совершенно иной, потрясающий. Уже года два из сваренной с помощью солнечного тепла виноградной патоки мы готовим сладкий суджух под названием "Солнечная сладость". Он пользуется огромным спросом.
- Если есть спрос, почему бы не развернуть массовое производство?
- Спрос действительно велик. Из Голландии мы получили заказ на 15 контейнеров "Солнечной сладости" - это около 300 тонн. Но как мы можем выполнять такие заказы, если у нас всего пара опытных гелиоустановок? А вот представим, что в одном из крестьянских хозяйств уже действует 15-20 таких гелиосистем. Мы готовы закупать у крестьян сваренный по нашей технологии дошаб, из которого будем делать "Солнечную сладость". Да и не только дошаб, но и варенья, джемы и другую приготовленную по солнечной технологии продукцию. Это будет нечто вроде кооперативного бизнеса. Вот тогда сумеем обеспечить заказы и голландцев, и немцев, и россиян. Сегодня, как я уже говорил, Армении со своей дорогой и неконкурентоспособной сельхозпродукцией нелегко тягаться с зарубежными производителями. Но предложив на внешнем рынке переработанный на солнечной энергии очень востребованный элитный, экологически чистый продукт, Армения может не только занять свою нишу, но и стать "законодательницей мод" в этой отрасли. Более того, такая продукция вполне может стать новым армянским брендом. Вот почему так важно довести до конца начатый в Сарнахпюре проект гелиофикации.
- Вы считаете, что Сарнахпюр поможет создать рынок?
- Конечно, ведь нужен прецедент. Ни один крестьянин не вложит ни копейки, не будучи уверенным в успехе предприятия. А если, как намечалось, пару десятков гелиоустановок выпустить по госзаказу и передать крестьянам бесплатно или с существенной скидкой, научить их пользоваться ими, то процесс пойдет. Увидев доходность этого дела, другие сельчане тоже захотят приобрести гелиоустановки. А там, глядишь, гелиосистемами обзаведутся и в соседних селах. В дальнейшем можно будет предоставлять фермерам гелиоустановки бесплатно, так сказать, по бартеру - расплачиваться за нее они будут переработанной на ней же продукцией. Собственно, так и формируется рынок. Если к тому же создать правовую основу, принять закон о гелиофикации села, предложить льготные условия производителям экологически чистой продукции, то за 8-10 лет можно гелиофицировать всю Армению. А это, по самым скромным подсчетам, на 50-60% уменьшит потребление на селе энергоносителей.
- Вы утверждаете, что ваша гелиоустановка готова к промышленному производству. Но готовы ли наши предприятия выпускать подобные приборы, есть ли для этого необходимые мощности?
К промышленному производству гелиоустановка DVH-2.3 готова полностью. Кстати, это уже четвертое поколение разработанных нами гелиосистем. Прибор прошел все испытания на функциональность, простоту эксплуатации и устойчивость к климатическим воздействиям. Что касается вашего вопроса, то гелиотехническое производство в Армении создать вполне реально. Собственно, в мини-варианте она уже создана. Например, к выпуску наших установок готов ереванский механический завод "АЭТА", на котором изготавливались и собирались многие узлы и детали прибора. Есть также немало предприятий электронной промышленности и машиностроения, к сожалению, сегодня не функционирующие, но которые вполне можно реанимировать и нацелить на производство гелиотехники. Было бы желание. А начать следует, повторяю, с села Сарнахпюр. Уверен, что именно там зародится новое направление отечественной промышленности - гелиотехники.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.