Analitika.at.ua. Имя Бориса Подопригоры – члена
экспертно-аналитического совета при Комитете по делам СНГ и соотечественников
ГД ФС РФ, президента Санкт-Петербургского клуба конфликтологов, офицера
–известно в России. Как известны и его многочисленные публикации (на наш
взгляд, неглубокие, но периодически повторяющиеся в разных изданиях) о природе
сепаратизма. Давно собирался написать о его публикациях, да все руки не
доходили. Однако его статья, опубликованная на искренне уважаемом мной портале "Российский
миротворец", заставила отложить дела насущные и взяться за ответ. Ибо,
зная "привычку" Подопригоры, следует ожидать публикацию этой же
статьи через пару месяцев уже в другом издании. Да и трудно представить, как
можно было ухитриться в небольшой по объему работе допустить такое количество
неточностей, ошибок и просто дезинформации? Но обо всем по порядку.
Статья Подопригоры имеет длинное и витиеватое название:
"Армения - Азербайджан: нового князя Борщаговского пока не нашли, или
Декларация о продолжении конфликта". Вообще имя князя Борщаговского вместе
с предваряющим и последующим абзацами и даже наличествующими в них
орфографическими ошибками (!) – гип-гип компьютеру и сopy-paste – кочует из
одной статьи Подопригоры в другую. Приглянулся сей князь Подопригоре по причине
того, что предлагал "удовлетворять недовольных своим значением за счет
вещественных приобретений", а также якобы нашел формулу сосуществования
противостоящих народов, выражавшуюся во взаимном заложничестве.
Не будем осуждать князя, предлагавшего "умиротворения
ради" обыкновенные взятки и передачу чужого имущества, а также за чреватую
будущими взрывами идею чересполосного проживания народов. Нам гораздо
интереснее интерпретация истории и реалий нагорно-карабахского конфликта в
изложении самого Подопригоры. Хотелось бы надеяться, что его многочисленные
ошибки исходят единственно от мышления сибаритствующего автора, не
удосуживающегося просчитать последствия своего опуса.
Оставим в стороне "мелкие" ошибки автора,
допущенные, скажем, в передаче армянского названия Нагорно-Карабахской
Республики или отдельных районов региона. Возможно, что это действительно
несущественно. Но вот фраза: "Предыстория конфликта та же, что и в
Палестине: одну и ту же территорию оспаривают два народа, в разные времена
составлявшие ее титульное население" - никак не представляется безобидной.
Не обращая внимания на ошибочное применение политологом термина "титульное
население", скажем, что никогда в истории тюркские жители Арцаха
(Нагорного Карабаха) не составляли там не только большинства, но и сколь-нибудь
значимого для статистики количества. Отметим также, что первые кочевые тюркские
племена, ныне именуемые азербайджанцами, а следом за ними и кочевые курды
появились в Арцахе лишь во второй половине ХVII века.
Подопригора пишет, что "нынешнее население (НКР. –
Л.М.-Ш.) – 130 тысяч человек. Из них армян более 75 тысяч, азербайджанцев менее
50 тысяч". В Республике Арцах проживает свыше 150 тысяч армян и примерно
полторы тысячи русских и греков. Ни азербайджанцев, ни курдов там нет, ибо они
в годы войны благоразумно покинули зону боевых действий.
Подопригора рассказывает, что, претворяя идеи любимого им
князя, царское правительство в середине ХIХ века применило принцип
заложничества и "часть азербайджанской территории "отжали" от
"метрополии" армянам. Это – Нахиджеван. Часть армянской территории
оказалась в азербайджанском окружении. Это – Карабах". Политологу не
мешало бы знать, что в царской России административные единицы не делились по
национальной принадлежности. Были губернии, границы которых игнорировали
границы ареалов проживающих там народов. Нахиджеван находился в составе
Эриванской губернии, а весь Карабах был выделен в отдельную Елизаветпольскую
губернию. Наконец, "метрополией" в то время была Россия, и кого от
кого "отжали" - совсем непонятно.
Добавим также, что Нахиджеван никогда не был частью
азербайджанской территории. И дело вовсе не в том, что сам термин
"азербайджанцы" применительно к закавказским тюркам родился лишь в
конце тридцатых годов ХХ столетия. Нахиджеван был включен в пределы
Азербайджанской ССР на основании Московского мирного договора 1921 года,
явившегося обыкновенным сговором между большевистской Россией и кемалистской
Турцией. Еще через несколько месяцев, кстати, российский партийный орган
(Кавбюро РКП(б)) принял решение о включении Карабаха в пределы той же
Азербайджанской ССР. В течение двух-трех десятилетий после этого Азербайджану
удалось выселить армян из Нахиджевана, и на очереди был Карабах...
Однако Подопригора уверяет, что стороны примирились с
подобным "размежеванием" в советские годы. "Но из песни слов не
выкинешь: во второй половине ХХ века максимум национальных амбиций закавказских
народов иллюстрировала развязка дорог Баку – Ереван - Тбилиси. На дорожном
указателе "болеющие стороны" с периодичностью футбольных туров
изображали неприличные символы побед "Арарата" над бакинским
"Нефтчи", многолетним капитаном которого был, к слову сказать,
армянин Маркаров".
Эдуард Маркаров был лучшим футболистом "Нефтчи" за
всю историю этого клуба, но никогда не являлся ее капитаном – национальность не
позволяла. Но дело не в этом. Полезно было бы знать, что армяно-азербайджанское
противостояние в Азербайджанской ССР продолжалось на протяжении всех советских
лет. Выражалось оно в письмах и петициях армянского населения Азербайджанской
ССР с требованием восстановления исторической справедливости и возвращения
армянских регионов Нахиджевана и Карабаха в состав Армении. Время от времени
это противостояние перерастало в вооруженные столкновения, наиболее крупные и
кровопролитные из которых были в Степанакерте – 1964 год, Кировабаде – 1959 и
1972 годы, в Ханларском районе – 1969 год, Шамхорском районе – 1987 год... Так
что из песни на слова Подопригоры лишние слова просто необходимо выкинуть.
Хотя бы следующие: "Реакцией на череду армянских
погромов в Азербайджане, спровоцированных депортацией азербайджанцев из
Карабаха, стало "историческое воссоединение" Арцаха с
"прародиной". Оставим неприкрытое ерничанье на совести конфликтолога,
перейдем к фактам. Погромы армян в Аз.ССР начались уже через день после
принятия решения Областным Советом Нагорного Карабаха с просьбой к Баку,
Еревану и Москве исправить несправедливость большевиков и вернуть край в состав
Армении. Решение это (подчеркнем: с просьбой) было принято 20 февраля 1988
года, а уже 22 февраля начались погромы армян в Агдаме и Аскеране. 26-29
февраля в Сумгаите имели место квалифицируемые международным правом как геноцид
резня и погромы армянского населения города. В те же дни были погромы армян в
Кировабаде, по причине небольшого количества жертв оставшиеся "в
тени" событий в Сумгаите. О какой депортации азербайджанцев из Карабаха
идет речь, если все азербайджанонаселенные поселения Карабаха не только
благополучно просуществовали до начала военных действий, но и активно
заселялись пришлым тюркским элементом, в частности, депортированными из
Узбекистана турками-месхетинцами?
Количество фактологических и хронологических ошибок можно
было бы продолжить и даже попытаться объяснить, что конфликтологу не пристало
мелочиться. Но в статье Подопригоры существуют и чистые фантазии. Например, он
пишет: "Четыре резолюции ООН требуют немедленного, полного и
безоговорочного вывода армянских формирований с оккупированной
территории". Трудно понять, с какого, простите, бодуна одна-единственная
резолюция ООН вдруг "учетверилась"? Столь же трудно понять, как может
конфликтолог, претендующий на лавры миротворца, не знать того факта, что
резолюцию отвергли все ведущие страны мира, в том числе и все три сопредседателя
Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта: Россия,
США, Франция. Непонятно также, где вычитал Подопригора провокационную новость о
том, что "максимальная уступка, на которую согласились армяне, - заменить
армию НКР на такую же по численности полицию"? Армия обороны НКР –
важнейший гарант безопасности НКР и ее населения, и заменять ее на какие-либо
иные формирования никто в НКР не собирается.
Несколько своих статей конфликтолог Подопригора завершал
полюбившимся ему литературным приемом: "Надо почаще вспоминать родившийся
еще в средневековье врачебный принцип "не навреди". .Хотелось бы
переадресовать это выражение самому президенту Санкт-Петербургского клуба
конфликтологов. Не забыть бы только напомнить конфликтологу, что автор этого
изречения – Гиппократ – жил в V-IV веках до нашей эры, а этот период истории
даже при исключительно богатой фантазии Бориса Подопригоры весьма трудно
причислить к средневековью.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.