Analitika.at.ua. Реально ли в наше время молодому режиссеру пробиться в
“свет”, начать снимать фильмы, да еще и приобрести известность? Вопрос, конечно
же, риторический. Пробиться везде трудно, в любой стране. Тем более, когда речь
идет о кино - волшебном, прекрасном, затягивающем и вместе с тем коварном и
зачастую разочаровывающем мире. Нужно суметь попасть в свет его “софитов”, ну
хотя бы в “пучок” этого света. Но, как утверждают специалисты, в кино
практически так не бывает, чтобы талант не пробился. Или, во всяком случае,
бывает ничуть не чаще, чем в любой другой области. И вообще, главное в любой
творческой личности - это чувство внутренней готовности, ибо человек почти
всегда знает, что он может. И рано или поздно с ним это случится.
С 18 по 25 сентября в Нью-Йорке прошел ежегодный
Международный независимый фестиваль кино- и видеофильмов (NYIIFVF), в котором
приняли участие 200 картин самых разных жанров из более чем 40 стран: в
частности, Австралии, Бразилии, Швеции, Кении, Японии, Канады, Франции,
Ирландии, Израиля, Италии, Мексики, Колумбии, Германии, Испании, Индии,
Великобритании и, разумеется, США. Закавказье на этом престижном и крупнейшем в
мире фестивале представляла только наша короткометражная картина “Еразум ем”
(“Мечтаю”) молодого режиссера Грачья Закаряна. Фильм был не только замечен, но
и удостоился приза “Лучший короткометражный зарубежный фильм” в номинации “За
лучшую идею и воображение”. Победа нашего начинающего режиссера не может не
радовать, и вот почему.
Нью-Йоркский фестиваль, основанный в 1993 году импресарио
Стюартом Элсоном - одно из самых ярких событий в сфере независимого
кинобизнеса, проходящий в двух столицах индустрии развлечений США (кроме
Нью-Йорка, еще и в Лос-Анджелесе). Фильмы к показам на Нью-Йоркский фестиваль
отбираются тщательно и придирчиво: благодаря своему “снобизму” и сравнительно
небольшому перечню картин, фестиваль считается элитным, а картина, попавшая
сюда, получает неофициальный знак качества, который помогает ей завоевать
популярность публики и получить номинации на престижные кинонаграды. Победа же
фильма на фестивале означает и начало его прокатной жизни: главная задача
фестиваля - помочь независимым кинодеятелям продвинуть свои фильмы на широкий
экран и обеспечить их поддержку со стороны СМИ (не случайно гостями фестиваля
ежегодно являются представители Miramax, MGM Fox Searchlight, Sony Pictures,
New Line, Paramount, MTV и т.д.) Самый свежий яркий пример - картина “Королева”
(2006), стартовавшая именно здесь и затем получившая несколько номинаций на
Оскар. Так что у нас появился вполне обоснованный повод лишний раз порадоваться
за успех своего соотечественника и проникнуться чувством гордости за молодое
поколение отечественной режиссуры.
Картина “Мечтаю” - фильм о войне и весьма хрупком мире: она
была снята, так сказать, “на передовой” - линии соприкосновения вооруженных сил
Армении и Азербайджана, где царит весьма условное перемирие и продолжают от
пуль снайперов гибнуть наши солдаты и люди. Своей 20-минутной лентой режиссер в
очередной раз затронул эту сложную проблему, о которой за рубежом знают не все.
Хотя сам фильм не о противостоянии: он посвящен теме преодоления страха и
неприятия войны.
О чувстве страха на передовой сам Грачья Закарян знает не
понаслышке: в свои 25 лет он не раз бывал там и вместе с героями своего фильма,
сам, простым солдатом-срочником, не раз преодолевал в себе это чувство.
Выпускник мастерской Альберта Мкртчяна Ереванского государственного института
театра и кино, он прошел срочную воинскую службу в составе Управления
информации и пропаганды Министерства обороны РА и работал для официальной
телевизионной программы ВС РА “Зинуж” (“Вооруженные силы”). Всего на счету
режиссера порядка 20-ти короткометражных картин, а фильм “Мечтаю” он снял еще
во время прохождения службы, при содействии Минобороны.
“Герои моего фильма - наши солдаты, - рассказывает Грачья, -
которые впервые поднялись на позиции. Каждый из них испытывает чувство страха,
было бы смешно говорить, что это не так. Но служба на то и служба, чтобы суметь
побороть в себе страх. И каждый из моих героев по-своему его преодолевает. В
целом же лента антивоенная и дает понять, что мы лишь хотим мира, хотя и всегда
готовы к отпору. Премьера фильма состоялась в прошлом году, 29 ноября, в
кинотеатре “Москва” и после этого нигде не демонстрировалась. Затем попала
сразу на фестиваль: когда мы отправили фильм, не верили вообще, что он войдет в
конкурсную программу. Ведь это очень серьезный фестиваль и на него выставили
свои работы такие голливудские звезды, как, к примеру, актер, режиссер и
продюсер Майкл Мэдсен. Мы его знаем по фильмам Тарантино “Бешеные псы”, “Убить
Билла” (1,2), “Донни Браско” Майка Ньюэлла и т.д.”
По словам Г.Закаряна, после показа фильма к нему подходили
зрители разных национальностей - пожимали руки, поздравляли, говорили, что очень
хороший фильм и что многие из них впервые узнали об Армении,
армяно-азербайджанском противостоянии и т.д. Среди них было очень много
известных голливудских знаменитостей, имена которых наш герой хоть и назвал, но
попросил не указывать: еще читатели подумают, что он “набивает себе цену и
пытается высветиться за их счет”. “Разрешил” упомянуть лишь Майкла Мэдсена (к
слову, его полнометражная картина была признана лучшей на фестивале), тем
более, что звезда Голливуда сам подошел к нашему режиссеру, обнял и попросил,
чтобы в Армении Грачья всем сказал, что “знает меня”, чтобы доказать, что “не
забыл и будет помнить обо мне”.
- Самое главное для меня, когда люди выходят из зала и не
задают вопроса: “А о чем был фильм, что вы хотели этим сказать?”. Мое личное
мнение: для режиссера это самое страшное и абсурдное, когда его не понимает
зритель. Мы что хотели, то и показали, и нас поняли. Фильм вызвал большой
интерес и по ряду чисто “технических причин”: тем, что, к примеру, был снят в
рекордно короткие сроки - за три дня. Такого нигде нет, и нам верили с трудом и
восхищались. Как им объяснить, что в Армении мы и не такое можем? Или в финале
картины у нас танк стреляет цветами, символизируя ненависть к войне и
стремление к миру. Все было по-настоящему: без какой-то там компьютерной
графики запихивали в дуло пушки конфетти, цветы. Естественно, не без помощи
специалистов Минобороны. А нам не верили, что в съемках участвовал настоящий
танк - его задействовать для съемок в Америке - бешеные деньги (где-то 100
тысяч долларов) и предполагали, что мы столько потратили на съемки. Хотя бюджет
фильма от силы составил 10% от этой суммы. (Смеется.)
- Одна из главных задач Нью-Йоркского фестиваля - помочь
продвинуть кинодеятелям свои фильмы на широкий экран. Это так?
- Безусловно. Буквально сразу же одна из известных
маркентинговых компаний США предложила нам сотрудничество. Продюсер Джеймс
Роберт Барон фон Шольц предложил заниматься нашим пиаром: скорее всего в
декабре мы уже заключим контракт, согласно которому он будет заказывать нам
фильмы, естественно, за определенные проценты. А сам основатель фестиваля
Стюарт Элсон, которому фильм очень понравился и по его же словам, “представляет
собой художественную ценность”, предложил его “продвинуть” на Каннский
кинофестиваль. Просто для этого нужны очень большие деньги. Он мне еще
посоветовал для более успешного продвижения снимать 90-минутные художественные
картины. Так диктуют законы кинобизнеса и стандарты.
Там же мы получили приглашение на “продолжение”
Нью-Йоркского фестиваля - фестиваль “LA” в Лос-Анджелесе. Он пройдет с 4 по 11
декабря. Наша лента там будет показана первой.
- Сейчас, несмотря на определенные подвижки, пока нет
очевидных признаков возрождения нашего кинематографа. Пробиваться молодым
режиссерам очень трудно. Ты не жалеешь о выборе профессии?
- Как отрасль, кинопроизводство возрождается, но очень
медленно. Да, снимаются отечественные фильмы, мультфильмы. Но тормозит процесс
очень много причин: например, в столице всего два кинотеатра. А почему сегодня
в России кино переживает расцвет? Что ни день, по всей стране открываются новые
кинозалы, туда идет народ, и фильмы окупаются прокатом. И не обязательно, чтобы
это был кассовый блокбастер: даже если ты снял фильм, представляющий
художественную ценность - все равно, надо его продвигать, продавать, и чтобы
его увидели зрители. И не только в своей стране, но и на мировом рынке. Вот
если я сниму 90-минутную ленту, все равно в Армении невозможно вынести ее в
прокат: даже если кинотеатры “Москва” и “Наири” три месяца подряд, каждый день
будут его крутить, затраты на фильм не окупятся. Будучи лишенными возможности
вернуть через прокат деньги, которые затратили на производство фильмов, мы
оказываемся в замкнутом круге: наши кинематографисты - “заложники” проката,
“монополизированного” зарубежными фильмами. Даже весьма популярный сегодня
способ “продвинуться” на мировой рынок киноиндустрии - совместный фильм - не
всегда срабатывает. Нам, к примеру, в Америке предложили сделать такой проект,
обещали организовать продажу картины. Требовалось лишь вложить деньги и
снимать. Причем все актеры могут быть из Армении, но говорить на английском
(фильм идет без субтитров). Ну это еще ничего - можно сделать дубляж и т.д. Но
в фильме должна сниматься хотя бы одна всемирно известная звезда. С любой из
них нас могут спокойно связать, а вот как нам оплатить ее многомиллионный
гонорар? Но скажу прямо, я не люблю, когда говорят - денег нет, что делать. Не
приемлю и не принимаю. Выход есть всегда. И вообще, можно и минимальными
затратами снять хорошее кино.
- Как Кустурица? Ведь его фильмы трудно назвать
высокобюджетными?
- Какой прекрасный пример вы привели. Да, конечно. Кино -
это синтез: деньги, талант, удача, фортуна. Здесь все так взаимосвязано и
переплетено. И не знаешь, как получится. Если сможешь удивить зрителя, который,
в принципе “видел все и знает все”, сказать что-то новое в этом виде искусства
- успех придет. В нашей профессии все возможно, несмотря ни на что. Если же
режиссер намерен жаловаться, то лучше пусть меняет профессию. Я лично никогда
не буду обвинять “третью сторону”. Да и пока себя режиссером не считаю и пока
пытаюсь быть достойным этого звания и профессии. Ведь кино, на мой взгляд,
очень важная часть искусства, поскольку не только формирует духовное здоровье
нации, но и имеет неограниченные возможности представить миру свою страну и
заставить заговорить о ней.
P.S. От себя же хочу добавить, что среди приоритетов
госполитики весьма часто упоминается поддержка талантливой молодежи. Слабо
Министерству культуры, да и другим структурам (в том числе и частным)
“скинуться” и помочь молодому режиссеру заявить свой фильм на грядущий Каннский
фестиваль? Есть люди, которые готовы это сделать. Да и сумма, по-моему, не
очень большая (в масштабах страны) - где-то 20 тысяч долларов. А “толку”,
“пиара” и “отдачи” - может быть на “миллионы”. Если, конечно, и там возьмем
“Золотую пальмовую ветвь” за лучший короткометражный зарубежный фильм. Хотя и
без нее тоже будет не хило.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.