Analitika.at.ua. Заявления, сделанные недавно
сопредседателями Минской группы ОБСЕ в Ереване, переполошили азербайджанцев. Их
недовольство вызвали, в частности, высказывания посредников о том, что любое
урегулирование должно учитывать как принцип территориальной целостности, так и
право народа на самоопределение; народ Нагорного Карабаха должен быть
гарантирован от физического воздействия и экономического давления.
Кривое зеркало Made in Azerbaijan
В Баку поспешили заявить, что они также признают принцип
самоопределения народа, но... “только в рамках территориальной целостности
Азербайджана”, что под термином “народ НК” должно понимать “армянскую и
азербайджанскую общины”. В этом контексте азербайджанцы представили весьма
своеобразную “трактовку” проблемы беженцев и вынужденных переселенцев. По их
разумению “представители азербайджанской общины НК” и территорий вокруг НК
являются вынужденными переселенцами, которые в случае урегулирования конфликта
должны вернуться в места постоянного проживания, и “посредники просто обязаны
подумать о гарантиях обеспечения их безопасности”.
Кроме вынужденных переселенцев существуют армянские и
азербайджанские беженцы, которые покинули места постоянного проживания и
выехали не только в Армению и Азербайджан, но и в третьи страны. “Стоит особо
отметить, - пишет газета “Зеркало”, - что подавляющее большинство
азербайджанских беженцев из Армении обосновались в Азербайджане. С армянскими
беженцами из Азербайджана ситуация несколько иная. Проблему беженцев, в отличие
от вынужденных переселенцев, можно решить по-разному:
1. этот вопрос по взаимной договоренности снимается с
повестки дня, как и возможные имущественные претензии по данному вопросу;
2. можно договориться о возвращении беженцев в места
постоянного проживания.
...Надо отметить, что беженцев последнего “созыва” из
Азербайджана в Армению было несколько больше, чем из Армении в Азербайджан.
Однако этот фактор вряд ли может быть определяющим. Дело в том, что большинство
армянских беженцев проживали в таких больших городах, как Баку, Сумгаит,
Гянджа. Т.е. возвращение армянских беженцев в перспективе не может создать для
Азербайджана правовых проблем с определением их статуса, в том числе в рамках
тех или иных территориально-административных единиц. А вот с азербайджанскими
беженцами из Армении ситуация диаметрально противоположная. Подавляющее
большинство из них проживали компактно, причем в сельской местности. То есть
азербайджанская община Армении в случае решения проблемы беженцев по формуле
“возвращение всех” просто обязана потребовать реализации права на
самоопределение в рамках армянского государства”.
Манипуляции проблемой беженцев привели к извращению переговорного
процесса
Представленную в бакинской газете интерпретацию проблемы
беженцев можно расценивать исключительно как очередную попытку фальсификации
фактов и шантажа со стороны Азербайджана, заявила “РА” координатор Сети
гражданского общества “Беженцы и международное право” Элеонора АСАТРЯН.
Заявления о том, что в случае решения проблемы беженцев по
формуле “возвращение всех” азербайджанские беженцы из Армении, подавляющее
большинство которых проживали компактно в сельской местности, могут и “обязаны
потребовать реализации права на самоопределение в рамках армянского
государства”, то есть объявить о своей автономии, - безосновательны. Когда в
1988г. армяне Нагорного Карабаха выступили с обращениями к Верховным Советам
Азербайджана и Армении по поводу судьбы края, это было в рамках действующей
тогда Конституции СССР. В рамках законодательства СССР в 1991г. армяне НК
провели референдум о выходе из состава Азербайджана и образовании
самостоятельного государства. То есть все действия карабахской стороны были
законодательно, юридически оформлены. Вопрос о возвращении азербайджанцев в
Армению может быть рассмотрен и решен. Следует только помнить, что, в отличие
от беженцев-армян, практически все азербайджанцы, выезжавшие из Армении,
получили гражданство Азербайджана и не были зарегистрированы там в качестве
беженцев. Поэтому, когда азербайджанская сторона пытается шантажировать нас
этим вопросом, это сразу показывает, что здесь их позиции чрезвычайно слабы.
Беженцами можно считать тех людей, которые вынужденно
покинули страну вследствие организованных против них преследований, атмосферы
давления и неприятия. В Армении такой атмосферы не было. Азербайджанцев здесь
не убивали, они не подвергались здесь насилию. Основная масса азербайджанцев
выехала из Армении добровольно, выгодно обменяв свое жилье. Причем есть случаи,
когда одну квартиру в Армении азербайджанцы обменивали сразу на несколько
квартир в Баку. Армяне приезжали из Баку в Армению и оказывались перед фактом -
одна и та же квартира одновременно продана нескольким людям. Таких случаев
очень много.
Исходя из имеющихся фактов, мы можем утверждать, что
максимум 25 тысяч из 160 тысяч проживавших ранее в Армении азербайджанцев можно
было бы считать беженцами. Но даже если мы будем исходить из того, чтобы
считать беженцами все 160 тысяч азербайджанцев, проживавших в Армении, все
равно беженцев-армян будет на 340 тысяч человек больше, что делает абсурдными
все попытки игнорировать и замалчивать их проблему.
По сути, в повестке переговоров по проблеме НК вопроса
беженцев-азербайджанцев не существует, есть внутриперемещенные лица, которые
стали таковыми вследствие агрессии Азербайджана против Нагорного Карабаха.
Именно о них и говорят азербайджанцы. О них говорят также сопредседатели. Эта
проблема отражена в т.н. Мадридских принципах. Они были сформулированы по
рекомендации Международной кризисной группы (МКГ). А в рекомендациях МКГ нет ни
слова о беженцах-армянах из Азербайджана. Более того, МКГ не рекомендует
армянским сторонам проводить заселение освобожденных территорий и строить там
инфраструктуры. А пока эти территории не будут заселены, нельзя быть уверенным
в том, что в один прекрасный день они не будут сданы. Мы не можем быть уверены,
что права беженцев-армян будут учтены до тех пор, пока правительство НКР не
разработает национальную программу заселения всех территорий и не примет Закон
о гражданстве НКР. В этом кровно заинтересованы армянские беженцы, которые
надеются, что НКР встанет на защиту их прав, и рассматривают освобожденные
территории, как единственный ресурс хотя бы частичной компенсации за нанесенный
им в Азербайджане моральный и материальный ущерб.
Кстати, здесь будет уместным отметить, что Армению и
Нагорный Карабах в МКГ представлял Левон Зурабян, который сегодня является
видным деятелем Армянского национального конгресса. Соответственно
напрашивается вывод - Армянский национальный конгресс в числе своих лидеров
имеет людей, непосредственно участвовавших в выработке Мадридских принципов, и
не будет идти против них. Вот этим и можно объяснить то, что АНК отошел от
активных обсуждений Карабахской проблемы.
В этой связи стоит напомнить, что именно в период правления
Армянского общенационального движения Армения, а с ней и Карабах, пошли на
умолчание проблемы беженцев из Азербайджана, и этот подход власти Армении
практикуют и по сей день. Что это было - следствие недомыслия или сговора между
Азербайджаном и тогдашним руководством Армении? По-видимому, желание тогдашней
элиты не допустить возвращения азербайджанцев в Армению было настолько сильным,
что они пошли на это ценой ущемления коренных интересов полумиллиона армян из
Азербайджана, даже не подумав о том, что политически этот вопрос вполне решаем.
И решаем в том числе за счет предоставления освобожденных территорий в частную
собственность армянским беженцам. Никто тогда об этом не подумал. В итоге
извращен весь переговорный процесс. Извращен во вред армянским сторонам. Пойдя
на это, Армения потеряла в переговорном процессе все те преимущества, которые
могла бы сегодня иметь. И как знать, может быть, в этом случае Карабах был бы
уже признан. Причем в тех границах, в которых он сегодня физически существует.
Так или иначе, но это позволило азербайджанцам и различным
международным организациям сформировать подходы по урегулированию таким
образом, что сегодня Армения предстает в очень негативном свете. И МКГ, и
Минская группа ОБСЕ, и представители ЕС, НАТО, ООН и т.д. основываются на
сфабрикованном ими же постулате отсутствия в природе проблемы беженцев-армян. Они
этим манипулируют. Это - политика. В ооновских документах, которые публикуются
в Армении, а они, наверняка, есть и на английском языке, извращенно
представлена проблема беженцев-армян. Представлена так, будто ее не существует
вовсе. А наше правительство этому потакает, посему, видимо, будет целесообразно
направить письмо от имени Сети лично вице-премьеру РА, министру
территориального управления Армену Геворгяну с требованием исправить недочеты и
ошибки, допущенные при составлении подобных документов, заключила координатор
СГО.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.