Суббота, 30.11.2024, 11:30
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Ноябрь » 30 » В 1993 году Азербайджан официально просил Нагорный Карабах о пощаде: Нагорный Карабах за неделю
В 1993 году Азербайджан официально просил Нагорный Карабах о пощаде: Нагорный Карабах за неделю
00:09

Analitika.at.ua. Процесс урегулирования

 

"Шаги в направлении урегулирования нагорно-карабахского конфликта при посредничестве Минской группы ОБСЕ могут продолжать предприниматься бесконечно. С другой стороны, пропала вера в справедливый подход супердержав к проблемам, имеющим место в мире". Как сообщает "АПА", об этом заявил чрезвычайный и полномочный посол Ирана в Азербайджане Насир Хамиди Заре. По его словам, Иран обеспокоен по поводу военной ситуации между двумя соседними государствами. "Наряду с другими посредниками, Иран тоже может предпринять шаги на пути урегулирования конфликта, которые способны привести к положительному результату. Этот вопрос открыто обсуждался в ходе встреч президентов Азербайджана и Ирана, а также при обсуждениях, состоявшихся в ходе визита нашего министра иностранных дел в Баку. Обе стороны подтвердили возможность этого шага". По мнению дипломата, для того, чтобы принять посредничество Ирана в урегулировании конфликта, необходимо, чтобы Азербайджан и Армения принимали реальность. "Всем известно, что подобные конфликты длятся десятилетиями, а потом откладываются. Армения и Азербайджан могут обратиться к Ирану за помощью при урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Однако в этом вопросе должны выступить официальные представители обеих стран. Во всяком случае, Иран находится в одном регионе с этими странами, и мы хорошо знаем друг друга. С этой точки зрения мы можем развить наши отношения в будущем".

 

Министр ИД России Сергей Лавров заявил на днях, что видит перспективы урегулирования Карабахского конфликта. "Президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саркисян подтвердили свою готовность и намерение продолжать встречи на высшем уровне. Причем впервые за 14 лет они сделали это письменно", сказал он в интервью "Эхо Москвы". Лавров подчеркнул, что это было сделано впервые, после "завершения горячей фазы конфликта". ("168 Жам").

 

"Евросоюз заинтересован в стабильности на Южном Кавказе и сотрудничестве этого региона с ЕС". Как сообщает "АПА", об этом журналистам сообщила Кристина Галла - пресс-секретарь верховного комиссара Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьера Солана. Она подчеркнула, что Политика европейского соседства является одним из главных средств подобного сотрудничества. "Евросоюз придает большое значение и разрешению нагорно-карабахского конфликта. Господин Солана в ходе визита президента Армении в Брюссель обсудил с ним нагорно-карабахский вопрос, проблему урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном. Евросоюз приветствует встречу, проведенную президентами 2 ноября в Москве. Эта встреча является хорошим импульсом для разрешения конфликта между Азербайджаном и Арменией. Мы поддерживаем и усилия Минской группы ОБСЕ, и инициативы со стороны России. Мы продолжим поощрять Азербайджан и Армению в урегулировании нагорно-карабахского конфликта", сказала Галла. Что касается размещения миротворческих сил Евросоюза в зоне конфликта, то, по ее словам, говорить об этом пока рано: "Если такой шаг будет необходим и полезен, Евросоюз готов внести свой вклад в это дело".

 

Сопредседатели Минской группы стремятся к безупречному с правовой точки зрения урегулированию карабахского конфликта, сказал российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. "Наша задача заключается в поиске решения, которое устроило бы все участвующие в конфликте стороны и необходимо согласие сторон относительно варианта, которое будет ими же выражено", сказал Мерзляков на пресс-конференции в Ереване. При этом он отметил, что со стороны официальных лиц Азербайджана звучат позитивные оценки Московской декларации, хотя они пытаются комментировать видение урегулирования ситуации по-своему. "Подписание свидетельствует о том, что каждая сторона видит свой позитив в декларации, иначе было бы невозможно подписать документ. Трудно ожидать, что интерпретация в Азербайджане полностью совпала с прочтением этого документа в Армении, тем более что у Карабаха свое видение", сказал Мерзляков. Он подчеркнул, что в документе не говорится о конкретном решении, отмечая политическое и мирное решение, а также говорится о продолжении переговоров на основе принципов международного права, что также нельзя оспаривать. "Все мы стремимся к тому, чтобы хоть один конфликт был полностью в правовом поле и решение было безупречно с правовой точки зрения", сказал Мерзляков, подчеркнув, что в его основе будут лежать "мадридские предложения". В качестве позитивного факта он также отметил данное президентами Армении и Азербайджана поручение главам МИД по активизации усилий для согласования базовых принципов урегулирования при посредничестве сопредседателей. Он отметил, что процесс урегулирования достаточно длительный и, начиная с 1992 года, проходил различные этапы, где в основе лежали различные варианты, которые отличаются от нынешнего. По его словам, более плотная работа над вариантом базовых принципов урегулирования, которые обсуждаются сейчас, началась с 2005 года. "Это длительный процесс, так как согласие сторон разрабатывать базовые принципы урегулирования не означает выработку мирного соглашения, который займет определенное время. При этом обязательные для исполнения сторонами мирного соглашения принципы и конкретные статьи должны быть понятны сторонам", сказал Мерзляков. Он отметил, что в данной связи очень сложно и не стоит называть конкретные временные рамки разработки окончательного соглашения. ("Панорама").

 

Бакинская газета "Эхо" со ссылкой на дипломатические источники сообщает, что Турция усиленно готовит встречу президентов Турции, Азербайджана и Армении. Вопросами подготовки этой встречи занимается первый заместитель советника главы МИД Турции Ахмед Унал Чевикоз. Во время Бакинского энергетического саммита в Баку Чевикоз уже провел предварительные переговоры с сопредседателями МГ ОБСЕ и азербайджанскими дипломатами. Согласно газете, предварительный срок такой встречи назначен на вторую декаду декабря в Стамбуле. Американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза также не исключил проведение подобной встречи в Стамбуле и даже подписание некоей декларации по ее итогам. Со своей стороны, глава армянского внешнеполитического ведомства Эдвард Налбандян в ходе совместной пресс-конференции с главой МИД Венгрии Кингой Генц заявил, что армянская сторона не получала предложений о возможной встрече президентов Армении, Турции и Азербайджана.

 

В последние месяцы, особенно после русско-грузинского столкновения, складывалось впечатление, будто Минская группа ОБСЕ исчерпала себя, настало время поиска нового формата разрешения азербайджано-карабахского конфликта. Одной из причин такого впечатления, считает газета "Азг", являлись неожиданные персональные визиты в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ Бернара Фасье и Мэтью Брайзы. Очередной совместный визит, однако, показал, что роль Минской группы не убавилась. Согласно информации Главного информационного управления при аппарате президента Нагорного Карабаха, 15 ноября в Степанакерте сопредседатели вместе с президентом НКР Бако Саакяном обсудили широкий круг вопросов, касающихся Карабахского урегулирования. Президент НКР отметил, что процесс урегулирования невозможно сделать всеобъемлющим без участия НКР, особенно учитывая то, что у Карабаха есть своя точка зрения относительно урегулирования. Сопредседатель вновь утвердили тот подход, согласно которому только с согласия Нагорного Карабаха и его народа и при его участии возможно разрешение конфликта. То же самое они сказали на встрече с журналистами. Сопредседатели подчеркнули значимость Московской декларации, которая, согласно Юрию Мерзлякову, является большим стимулом для обеспечения мирных переговоров. Поддержав коллегу, Бернар Фасье добавил, что декларация содержит очень важный элемент, исключающий применение силы и отмечающий необходимость взаимоуступок. Другим важным элементом, по словам французского сопредседателя, является важность участия сопредседателей, одной из миссий является поиск вариантов доверия. Нельзя искусственно ускорить или замедлить процесс урегулирования, отметили сопредседатели. По этому поводу они сообщили, что в декабре предусматривается очередная встреча министров ИД Армении и Азербайджана с их участием. Однако сопредседатели затруднились сказать, состоится ли встреча президентов двух стран до конца года. Почему НКР продолжает оставаться вне переговорного процесса? Отметив важность участия Карабаха, Бернар Фасье сказал, что периодические визиты сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Степанакерт осуществляются не для восхищения тутовкой или карабахской кухней, а для проведения обсуждений по урегулированию, что свидетельствует об участии Карабаха. По утверждению Фасье, то же самое можно сказать и по поводу карабахских визитов президента или министра ИД Армении.

 

"Азербайджан будет продолжать свою борьбу до тех пор, пока оккупированные Арменией территории Нагорного Карабаха и семь прилегающих районов не будут полностью освобождены, заявляет официальный Баку. Основная позиция Азербайджана заключается в том, что Нагорный Карабах и семь близлежащих к нему территорий являются неотъемлемой частью Азербайджана, и до тех пор, пока эти земли не будут возвращены, мы будем продолжать свою борьбу". Об этом передает бакинская "525-я газета", заявил журналистам заведующий отделом политического анализа и информационного обеспечения Исполнительного аппарата президента Азербайджана Эльнур Асланов. Комментируя утверждение некоторых СМИ о том, что официальный Ереван возвратит на первом этапе пять оккупированных районов, а через два года пройдет референдум относительно статуса Нагорного Карабаха, и лишь после этого Армения вернет Азербайджану Кельбаджарский район, Асланов сказал, что "и Нагорный Карабах, и семь близлежащих к нему районов являются неотъемлемой частью Азербайджана и останутся таковыми и в будущем".

 

Вынести решение в вопросе Арцаха должны сами арцахцы, заявил на пресс-конференции представитель армянской оппозиции Давид Шахназарян. "Начиная с 90-х годов, этот подход является нашей позицией. Вопрос Карабаха - вопрос самоопределения, и Армения примет любое решение, на которое согласятся Карабах и Азербайджан", сказал он. По словам Шахназаряна, еще в начале 90-х было объявлено, что Армения выступает гарантом безопасности Арцаха. "Если сегодня власти Армении не смогут реализовать эту миссию, Конгресс, оппозиция, Левон Тер-Петросян сделают все, чтобы стать гарантом безопасности Арцаха, однако вопрос Арцаха - это вопрос самоопределения арцахцев, и вынести решение должны они", добавил Шахназарян. ("Де-Факто").

 

Как понимать Московскую декларацию?

 

Московская декларация, подписанная президентами Азербайджана, Армении и России, преподносится как азербайджанской, так и армянской сторонами как результат победы собственной дипломатии, пишет бакинская газета "Зеркало". "Хотя в этом документе не говорится об участии в переговорах так называемой Нагорно-Карабахской Республики, власти Армении продолжают заявлять о необходимости ее участия в переговорном процессе. Насколько обоснованы эти заявления руководства Армении, и как третья сторона, то есть Россия, относится к этим высказываниям?" На эти и другие вопросы газеты отвечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Азербайджане Василий Истратов

 

Как вы прокомментируете заявления руководства Армении о необходимости участия так называемой "Нагорно-Карабахской Республики" в переговорах по урегулированию конфликта?

 

В Московской декларации указаны принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В этом документе стоят подписи трех президентов. Там нет подписей представителей самопровозглашенной республики. Но там не указано, что Степанакерт не имеет права участвовать в переговорах. Будем следить за развитием событий. Я слышал мнения, которые были высказаны по данному поводу. Хочу заметить, что у нас есть документ, который указывает как должен решаться вопрос, касающийся нагорно-карабахского урегулирования.

 

А высказывания армянской стороны могут повлиять на ход переговоров?

 

Существование "Нагорно-Карабахской Республики" не нашло отражения ни в одном документе, подписанном президентами, ни в одном документе Совета Безопасности ООН, ОБСЕ. Потому подобные заявления не нужно воспринимать всерьез.

 

В Азербайджане Россия воспринимается в качестве союзника Армении. В азербайджанском обществе очень широко распространено мнение о том, что именно благодаря поддержке Москвы Армении удалось оккупировать азербайджанские территории. Что делает Россия, чтобы изменить существующее мнение?

 

Россия старается поступать непредвзято. Мы не должны выступать по всем вопросам вместе с Азербайджаном против Армении.

 

До августовских событий в Южной Осетии Москва неоднократно заявляла, что она признает территориальную целостность Грузии. Но это не помешало ей признать впоследствии независимость Южной Осетии и Абхазии...

 

Было неоднократно дано объяснение с чем это было связано. Это было связано с тем, что территориальная целостность Грузии была разрушена самим Тбилиси, а вовсе не Россией.

 

А если Азербайджан попытается восстановить свою территориальную целостность, то грузинский сценарий может повториться? Россия также может изменить свою позицию в отношении территориальной целостности Азербайджана?

 

Давайте выступать из реалий, а не гипотетических предположений. ("Зеркало", с сокращениями).

 

Президент Азербайджана Ильхам Алиев не исключает военного пути решения нагорно-карабахского конфликта, несмотря даже на факт подписания Московской декларации. Алиев заявил телеканалу "RAI International", что документ, подписанный им совместно с президентами Армении и России Сержем Саркисяном и Дмитрием Медведевым, не лишает Баку права решить этот конфликт военным путем. "В декларации никто не может найти обязательство, запрещающего Азербайджану решить конфликт военным путем", - сказал Алиев. Как отмечает ИА REGNUM, в Московской декларации действительно нет прямого запрета на возобновление военных действий. В первой части документа лишь отмечается, что 2 ноября стороны обсудили перспективы урегулирования нагорно-карабахского конфликта "политическими средствами, путём продолжения прямого диалога между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России, США и Франции в качестве Сопредседателей Минской группы ОБСЕ". Также в пятом пункте декларации отмечается, что стороны считают важным поощрять создание условий для реализации мер по укреплению доверия в контексте усилий по урегулированию.

 

Министр ИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров считает, что, "во-первых, Декларация указывает путь разрешения конфликта, то есть является так называемой дорожной картой, во-вторых, демонстрирует волю сторон двигаться вперед, о чем свидетельствуют подписи президентов Азербайджана и Армении. Одним словом можно сказать, что создана база для достижения прорыва на переговорах и нам надо этим воспользоваться". По его мнению, определение статуса НК до вывода войск и возвращения вынужденных переселенцев в Нагорный Карабах невозможно ни с правовой, ни с моральной, ни даже с технической стороны. "В решении статуса Нагорного Карабаха мы должны основываться на международном праве и внутреннем законодательстве", считает Мамедъяров. ("525-я газета").

 

Бывший командующий Армией обороны Нагорного Карабаха Самвел Бабаян, на вопрос газеты "Аравот", как он оценивает Московскую декларацию, сказал: "В годы войны, в 1993 году между Нагорным Карабахом и Азербайджаном состоялись прямые переговоры об установлении перемирия, что было отражено в ряде документов. Тогда Азербайджан официально обратился к Армии обороны НКР с просьбой прекратить огонь. В 94-м Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом было подписано перемирие. Спустя более чем 14 лет подписывается документ, где нет подписи Нагорного Карабаха. Как вы думаете, как я должен оценивать этот документ?"

 

Станет ли Карабах стороной переговоров?

 

"Подписанная в Москве Декларация по урегулированию нагорно-карабахского конфликта хотя и не является договором или соглашением, но имеет большое значение, так как в нее включены те принципы, на основе которых должны проходить переговоры по урегулированию конфликта", заявил в ходе пресс-конференции пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении, депутат парламента РА Эдуард Шармазанов. По его словам, в Декларации говорится о том, что карабахский конфликт должен быть решен исключительно мирным путем, что, по мнению Эдуарда Шармазанова, является очень важным пунктом, особенно если учесть воинственные заявления азербайджанской стороны. "Я согласен с французским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Бернаром Фасье, который заявил, что периодические визиты сопредседателей в Нагорный Карабах, их встречи с политическим руководством и депутатами парламента НКР уже свидетельствуют о том, что карабахская сторона вовлечена в переговорный процесс", подчеркнул Шармазанов и добавил, что для армянской стороны было бы очень желательно, чтобы представители Степанакерта приняли участие в подписании Московской декларации, но необходимо учесть, что эту инициативу предложила Россия, и Армении оставалось или принять ее, или отказаться. "Если бы официальный Ереван отказался участвовать в трехсторонней встрече в Москве, это означало бы, что Армения выступает против проведения мирных переговоров и политического решения карабахского конфликта", заметил Шармазанов. (PanARMENIAN.Net)

 

А пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим, комментируя слова французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Бернара Фасье об участии народа Нагорного Карабаха в переговорах и представлении Карабаха в качестве стороны переговоров, сказал, что "это противоречит Московской декларации, подписанной в том числе и президентом Армении". "Народа Нагорного Карабах не существует. И участие руководства сепаратистского режима НК в переговорном процессе неприемлемо. Это противоречит Московской декларации", заявил Ибрагим. "Под Московской декларацией стоят подписи президентов Азербайджана и Армении. Это говорит о том, что стороны конфликта - Азербайджан и Армения. Ту же декларацию подписал и президент России. Россия - один из сопредседателей Минской группы. Получается, что представитель одного государства-сопредседателя (Франции) высказывается против президента другого государства-сопредседателя. Это не поддается объяснению", заявил Хазар Ибрагим. Он также напомнил, что население Нагорного Карабаха составляют как армяне, так и азербайджанцы. И все они - граждане Азербайджана. "После возвращения земель все обретут свои родные места. Нет такого народа - народа Нагорного Карабаха. Такие заявления сопредседателя неприемлемы", сказал Ибрагим. ("525-я газета").

 

По мнению Ильхама Алиева тот факт, что Московскую декларацию подписали Азербайджан и Армения, говорит о том, что только они и являются сторонами конфликта: "Конечно, важным фактором является то, что подписавшие Декларацию Азербайджан и Армения являются сторонами конфликта. В конфликте нет других сторон. Это и так всегда было известно, а теперь президент Армении подтвердил данный факт своей подписью". Вместе с тем, глава Азербайджана подчеркнул, что принятие Декларации - это еще не все: "Для того, чтобы принять правильное решение, то есть вывести войска с территорий, которые никогда не принадлежали, не принадлежат и не будут принадлежать Армении, положить конец оккупации, проводить политику, соответствующую нормам международного права, да и просто правилам международного обращения, в первую очередь, Ереван должен продемонстрировать политическую волю. Тогда мира на Кавказе удастся достичь намного быстрее. В целом ситуация в регионе интересует, конечно же, и наших соседей, и весь мир. В современных условиях Кавказский регион, регион Каспийского бассейна получил новую значимость. Поэтому должны приниматься ответственные решения, которые помогу в укреплении сотрудничества, взаимного доверия и взаимопонимания. Мы, со своей стороны, стараемся активно действовать в данном направлении посредством наших инициатив". ("АПА").

 

Комментируя заявление Ильхама Алиева, АрмИнфо пишет: "По логике Алиева получается, что, поскольку под документом стоит также подпись президента России, Россия также является стороной конфликта".

 

"Своим заявлением президент Азербайджана в очередной раз продемонстрировал нежелание азербайджанского руководства решать нагорно-карабахскую проблему мирными средствами. Азербайджанскому президенту и всему мировому сообществу следует понять, что ни один документ, подписанный без участия представителя законно избранной власти НКР, не будет рассматриваться всерьез в Нагорном Карабахе и не будет иметь никакой обязывающей силы". Об этом заявил АрмИнфо координатор Карабахского комитета "Хельсинкская Инициатива - 92" Карен Оганджанян, комментируя слова президента Азербайджана Ильхама Алиева об отсутствии других сторон карабахского конфликта, кроме Армении и Азербайджана. "Международные организации, правительства, заинтересованные в посреднической миссии в урегулировании карабахского конфликта должны раз и навсегда уяснить для себя, что народ Нагорного Карабаха никогда и ни под каким давлением не будет рассматривать вопросы сдачи "освобожденных территорий" в ущерб своей безопасности и без обеспечения четких механизмов гарантий безопасности народа НКР. Любителям военного решения проблемы я советую призадуматься перед тем, как спровоцировать военные действия в отношении народа суверенного Нагорного Карабаха. Любая подобная попытка получит адекватный ответ", сказал Оганджанян. По его словам, "в случае военных действий со стороны Азербайджана, исходя из норм международного права, Нагорный Карабах будет вправе нейтрализовать все угрозы, исходящие от агрессивных действий Азербайджана, и нанести сокрушительный удар по экономике Азербайджана, уничтожив в первые же минуты войны всю инвестиционную инфраструктуру Азербайджана". "И все те, кто своими инвестициями обогащает Азербайджан, а вместе с этим содействует антикарабахской политике Азербайджана, должны быть уверены, что НКР в первую очередь нанесет удар по их благополучию", отметил Оганджанян. "Мировое сообщество должно осознать, что без представителей НКР невозможно урегулировать конфликт между НКР и Азербайджаном", резюмировал Оганджанян.

 

Мнения и оценки

 

По мнению азербайджанского политолога Ильгара Мамедова, возвращение шести оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха серьезно рассматривается Ереваном, и не от хорошей жизни. "Наверное, Саркисян не хотел бы идти на эти уступки, но ведь Армения сейчас проигрывает мир, хотя прежде выиграла определенный период войны с иностранной помощью", сказал Мамедов в интервью "Новости-Азербайджан". "Что же касается недовольства каких-то людей, называющих себя представителями армянского населения Нагорного Карабаха и протестующих против "сдачи" шести районов Азербайджану, то их голоса не имеют никакого практического значения", продолжил политолог. По его словам, именно вооруженные силы Республики Армения с иностранной помощью отторгли Нагорный Карабах и семь районов вокруг него от Азербайджана, а не местные армяне, проживающие на этой территории, потому то их мнение и не будет приниматься в расчет официальным Ереваном.

 

В настоящее время Армения не проявляет инициативу в решении карабахского конфликта путем переговоров и диалога. Об этом Day.Az заявил председатель партии "Умид", депутат Милли Меджлиса Игбал Агазаде. По его словам, наоборот, эта страна проводит такую политику, чтобы продлить время, и как можно дольше оставить за собой территории Азербайджана. "Форма диалога в решении конфликтов наиболее оптимальная. Решая конфликт, стороны конкретно должны знать, какие цели они преследуют и какие действия намерены осуществлять. Однако у Армении, кроме цели оставить за собой территории Азербайджана, больше ничего нет. В этом случае нарушается принцип проведения диалога, и перспективы решения конфликта путем переговоров снижаются. Россия также не заинтересована в решении карабахского конфликта. Наоборот, эта страна еще больше разжигает его, стремясь оставить свое влияние в регионе", отметил он. Касаясь вопроса, какие действия должны осуществлять в этом вопросе власть и оппозиция Агазаде отметил: "Для решения любой проблемы необходимо, прежде всего, гражданское единство. Необходимо единство сторон между оппозицией и властью. В нынешних реалиях я не вижу серьезных противоречий между обеими сторонами. В решении карабахской проблемы между оппозицией и властью также не будет серьезных столкновений", отметил он.

 

"Опрос, проведенный в последнее время в Армении и Нагорном Карабахе показывает,ч то 95% населения не представляют себе Нагорный Карабах в составе Азербайджана. Считают, что Карабах может быть независимым, может быть в составе Азербайджана, может быть даже в составе СНГ, как самостоятельная единица, но вне состава Азербайджана. Как это и невероятно, но, да, есть определенная часть населения - 2-5%, которая не против того, чтобы Карабах с очень высокой степенью суверенитета, например, в качестве федеральной республики, был бы включен в состав Азербайджана. В целом, общественность и Армении, и Азербайджана, психологически готова к компромиссам. Только весь вопрос в том, что мы по-своему представляем компромисс, а Азербайджан - совершенно по-другому", сказал в беседе с газетой "Айоц ашхар" председатель Армянской социологической ассоциации Геворг Погосян.

 

Редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян пишет: "Я не владею социологическими данными, но, по моему впечатлению, в Армении (и Азербайджане) сторонники компромиссного урегулирования составляют значительное меньшинство. У нас общественное мнение склонно к следующей формулировке: "Да, установим мир, но ни с каких территорий выходить не будем, а Азербайджан пусть признает независимость Карабаха". Соответственно, мышление наших соседей заключается в следующем: "Да, установим мир, но пусть армяне отовсюду выйдут, а Карабах станет частью Азербайджана".

 

"Предположим, финансового кризиса нет, мир перевернулся и вдруг принялось политическое решение об урегулировании конфликта. Кто и каким образом должен заставить Бако Саакяна или убедить Ильхама Алиева осуществить это решение? По какой технологии, где должны будут быть размещены миротворческие силы? Каким образом? Говорится о Лачинском коридоре - бывали ли в Лачине авторы этих "гениальных" анализов? Представляют ли себе, что значит разместить миротворческие силы в Лачинском коридоре? Если не были, пусть хоть на карту посмотрят и убедятся, что большей глупости придумать невозможно", сказал в беседе с газетой "Айоц ашхар" политолог Александр Искандарян.

"Дипломатическая активность, наблюдаемая в последние недели вокруг нагорно-карабахского конфликта, привлекла внимание западных институтов к процессу урегулирования. Конфликтующие стороны и посредники также готовятся к ряду встреч на высоком уровне. По мнению некоторых западных аналитиков, в действительности, происходящее сейчас создает впечатление отдаленности от реалий мирного процесса". Об этом в интервью радио "Голос Америки" сообщил профессор Оксфордского университета в Лондоне, эксперт по Кавказу Марк Альмонд. Он отметил, что в настоящее время протекающие в карабахском урегулировании процессы необходимо воспринимать в качестве предоставленного Азербайджану и Армении тестового периода: "Проблема состоит в том, что до достижения последнего соглашения события могут получить любое направление. Такая опасность существует в связи с решением практических вопросов на местах". По мнеиню эксперта, сейчас предложения о мире, поступающие с разных направлений - России, Турции и Ирана, в действительности являются явным доказательством наличия международных стычек вокруг процесса: "Ясно видно, что после войны в Грузии ситуация по карабахскому конфликту изменилась. В частности, атмосферу изменили последние шаги Турции. Но проблема состоит в том, что Анкара выступила с новой инициативой мира по причине экономических потерь, полученных в результате событий в Грузии. А свести интересы сторон в регионе очень трудно. Например, открытие границ с Турцией может устроить Армению, но в Нагорном Карабахе к этому относятся иначе. В Баку неоднозначно отнеслись к сближению Анкары и Еревана. Стороны не смогли решить проблему беженцев. Такие практические вопросы создают препятствия". По мнению Альмонда, несмотря на все это, в переговорах наблюдаются сдвиги: "Азербайджан и Армения подписали декларацию в связи с урегулированием". В ответ на вопрос, можно ли это считать новым этапом в карабахских переговорах Марк Альмонд ответил: "Говорить так несколько рано, потому что в обоих обществах есть сильное сопротивление на возможные уступки. Это такой этап, в котором процесс переговоров внезапно превратился в реальный процесс. Поэтому, пришло время быть откровенным - стороны должны проявить ясные позиции, действительно ли они хотят мира или более спокойно чувствуют себя в режиме статус-кво?" ("525-я газета").

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 860
Календарь новостей
«  Ноябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru