Analitika.at.ua. Из достоверных источников нам стало известно, что в политических кругах Баку начались бурные дебаты по вопросу юридического оформления выхода Азербайджана из СССР в 1991 году. Ищут виновного.
Не в том смысле, что не следовало выходить и провозглашать независимость, а в том, что оформление на поверку оказалось юридически безграмотном, а в контексте карабахского вопроса к тому же и уязвимым для нынешней Азербайджанской Республики. Именно в этом контексте Ильхамом Алиевым и было дано задание доказать юридическую принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджану.
ВОТ ТУТ-ТО ВСЕ И НАЧАЛОСЬ. Дело в том, что в августе 1991 года было решено отказаться от правопреемства Аз.ССР и восстановить государственность просуществовавшей с сентября 1918 года по апрель 1920 года Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Сегодня эта идея уже считается неудачной, и многие в азербайджанской политической элите отказываются от причастности к принятию этого решения. Оправдываются же тем, что бакинские политики в 1991 году имели маститых советников из Турции и не исключено, что идея отказа от правопреемства принадлежит именно специалистам из политических лабораторий Анкары.
В чем же дело? Почему кипят страсти вокруг декларации “О восстановлении государственной независимости” и последовавшего за ней конституционного акта “О государственной независимости Азербайджанской Республики”? Почему ищут виновных? В чем юридическая опасность этих документов для Азербайджанской Республики в контексте ее притязаний на Нагорный Карабах?
Все очень просто. В 1991 году в Баку не просто отказались от правопреемства ныне бесследно исчезнувшей АзССР, но и восстановили учрежденную турецким военачальником Нури-пашой государственность. То есть ту самую Азербайджанскую Демократическую Республику, которая в своем составе не имела не только Нахиджеван и Нагорный Карабах, но и вообще не имела легитимных или признанных границ. Через неполных два года ХI Красная армия (28 апреля 1920 года) упразднила основанную турецкими войсками Азербайджанскую Демократическую Республику и учредила Аз.ССР. АДР же из-за своих экспансионистских притязаний получила отказ Лиги Наций о приеме в эту международную организацию. Так и ушла она в небытие, не получив де-юре признания. Попросту говоря, без установленных и признанных границ. А Нагорный Карабах и Нахиджеван были включены в Аз.ССР на основе известных договоров и партийных решений. В случае Нахиджевана это Московский и Карсский договоры. В случае Нагорного Карабаха - это не принятое в установленном порядке, то есть голосованием, но претворенное в жизнь Постановление Кавбюро РКП(б) от 5 июля 1921 года.
СРАВНИВАЯ ЭТИ ФАКТЫ, БАКИНСКИЕ ПОЛИТИКИ И ЮРИСТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ во внутренних дебатах стали обвинять в юридической близорукости и безграмотности авторов идеи отказа от правопреемства Аз.ССР. “Не надо было делать этого, - сетуют они. - Ни Нагорный Карабах, ни Нахиджеван не входили в состав АДР. И это неоспоримый факт, который уже стал аргументом в устах армянских политиков и дипломатов. Было бы гораздо легче юридически обосновать наши притязания, если бы в 1991 году не отказались от правопреемства Аз.ССР. Законно или нет, но все-таки эти территории были включены в пределы Аз.ССР. Основываясь на этом, было бы гораздо легче юридически спасти дело. А теперь, в случае серьезного правового обсуждения проблемы, нам вряд ли удастся сказать что-либо вразумительное”. Такие вот дела в азербайджанском государстве. Что же касается "вразумительного", то мы еще вернемся к теме.
ДЕ-ФАКТО |