Analitika.at.ua. Формулировки, с которыми Украина и Грузия в очередной раз "пролетели" мимо НАТО, можно было дословно предсказать заранее. Предшествовавший этому событию контекст явно указывал на то, что ПДЧ на нынешнем саммите глав МИД стран Североатлантического блока Киев и Тбилиси не получат, но в лучшем случае обретут утешительный "суррогат" в виде так называемого "годового плана". Эта компромиссная формула, как сообщали накануне дипломатические источники, предполагает демократический контроль над военными, свободу слова, независимость правосудия и честные выборы. Однако эти национальные программы, по настоянию Германии, не станут заменителями Плана действий по членству в Альянсе.
С предстоящим фиаско, кажется, смирилась под конец даже уходящая американская администрация – хотя именно США, Польша и страны Балтии отличались завидным упорством в плане лоббирования евроатлантических устремлений обоих постсоветских претендентов. (Против предоставления им ПДЧ, как известно, высказывались Франция, Германия, Италия, Бельгия, Испания, Люксембург и Нидерланды).
В итоге по завершении первого дня заседания Совета НАТО на уровне глав МИД генсек Альянса Яап де Хооп Схеффер озвучил известную позицию "вежливых скептиков": обе страны "продемонстрировали значительный прогресс", все решения апрельского саммита в Бухаресте "остаются в силе", и "со временем" Киев и Тбилиси непременно окажутся в Альянсе. Если сами того захотят и "будут соответствовать всем критериям". Но сейчас решения о предоставлении им ПДЧ не принято: Украине и Грузии предстоит еще сделать большую "домашнюю работу", а НАТО им в этом поможет. Оказывать содействие по проведению реформ, необходимых для соответствия критериям Альянса, планируется в рамках Комиссий НАТО - Украина и НАТО - Грузия. Усиление сотрудничества будет означать создание национальных годовых планов для каждой страны, а также усиление информационных центров НАТО в Киеве и Тбилиси, сообщил Схеффер.
Таким образом, как и следовало ожидать, "прогресс" обеих высокоразвитых демократий, отмеченный генсеком НАТО, оказался для большинства представителей этой консервативной организации слишком уж "значительным", а попытки США доказать обратное – неубедительными. Безусловно, при желании окрестить "демократией в действии" можно любое безобразие – от мордобоя в парламенте до стрельбы по мирным жителям. Однако на сей раз любители подменять понятия явно оказались в меньшинстве. Вне обтекаемых дипломатических формулировок звучал иной контекст: слишком уж дорогое и рискованное удовольствие, да еще в разгар кризиса, представляют собой амбициозные кумовья с их псевдодемократическим хаосом. Во-первых, на них потребуются деньги, во-вторых, неровен час, они снова начнут стрелять. А в НАТО и своих проблем хватает.
Присутствовал и "московский фактор", с которым Западу волей-неволей приходится считаться. "Европа не будет дразнить Россию, которая выступает против расширения Альянса на Восток", – уверен политолог Владимир Фесенко. Кстати, изящно отказав Украине и Грузии, НАТО устами Схеффера намекнула на желание возобновить контакты с Россией с целью обсуждения широкого круга актуальных вопросов.
Примечательно и то, что на саммите полностью провалились надежды некоторых ярых поборников "окольного пути" присоединения Украины и Грузии к Альянсу: взвесив риски, им порекомендовали не надеяться на чудеса. "ПДЧ существовать не перестал, не испарился", – объяснил Схеффер отношение Альянса к ранее звучавшим со стороны США и Великобритании предложениям искать для проблемных соискателей иные варианты вступления в НАТО в обход ПДЧ.
Таким образом, как и настаивали представители Старого Света, формальности в отношении Украины и Грузии никто отменять не собирается. С учетом сложнейшей внутриполитической обстановки и надвигающихся выборов выполнить "домашнее задание" хотя бы на удовлетворительную отметку кандидатам будет явно проблематично – а следовательно, и в дальнейшем надеяться особо не на что.
В то же время, по мнению некоторых аналитиков, зацикливаться на НАТО соискателям особо не стоит хотя бы потому, что дальнейшие перспективы этой организации для многих сейчас под большим вопросом. В частности, как заявил "Росбалту" политолог Дмитрий Выдрин, нынешний кризис "поставит крест" на этой структуре, которая будет вынуждена трансформироваться, а Украине не стоит попусту тратить усилия на интеграцию в НАТО (через пару-тройку лет она вообще перестанет быть актуальной). Вопрос о создании новой системы безопасности в Европе неизбежен, и у Украины есть шанс стать полноправным участником этого процесса, превратиться из объекта заокеанских интересов в субъект, который будет участвовать в нем на равных, считает, в свою очередь, политолог Андрей Ермолаев.
На этом фоне решение Виктора Ющенко "повернуться лицом к Москве", с одной стороны, не выглядит неожиданным, с другой – оставляет ряд вопросов. Украинский президент распорядился создать специальную межведомственную группу для урегулирования украинско-российских отношений во главе с секретарем СНБО Раисой Богатыревой – якобы потому, что МИД Украины с этой задачей не справляется.
Некоторые англоязычные эксперты уже расценили это событие как смену внешнеполитического курса страны в условиях фактического провала надежд на евроатлантическую интеграцию. Как пояснил заместитель главы секретариата президента Андрей Гончарук на брифинге в Киеве, таким образом Ющенко планирует перевести российско-украинские отношения в сферу конструктивизма, дав им принципиально новое качество. "Взаимовыгодное сотрудничество с Россией – это наш общий интерес. Поэтому глава государства считает, что здоровый прагматизм должен доминировать в наших отношениях, а субъективные и политические эмоции необходимо убрать", – объяснил Гончарук.
С другой стороны, пресс-секретарь посольства Украины в Москве Олег Волошин намекает на вполне меркантильный подтекст этого мероприятия. "Большинство граждан Украины осознает, что напряженность и антагонизм на нашей восточной границе затрудняют интеграцию страны в Европу и Североатлантический альянс. Теперь Киев настроен на интенсификацию своего диалога с Россией, дабы развеять ее обеспокоенность некоторыми приоритетами внешней политики Украины", – заявил он. "Ющенко не отказывается от своей прежней прозападной политики. В наших интересах – продемонстрировать, что прозападные позиции не обязательно равносильны антироссийским", – считает другой украинский чиновник, пожелавший остаться неназванным.
Также за этим решением может стоять желание президента насолить Тимошенко и Януковичу, соревнующимся в любви к Кремлю и даже намечающим создание коалиции, или попытка привлечь накануне выборов электорат юга и востока Украины. В любом случае, прогресс для Виктора Андреевича, еще недавно опасавшегося вторжения России в Крым и производящего всякие загадочные манипуляции с войсками, значительный. А в условиях, когда и ему, и его грузинскому коллеге в другой "инстанции" фактически указали на дверь – еще и неизбежный.
Арсений ПАЛКИН
Утро.ру |