Analitika.at.ua. Отметивший в нынешнем году свой 75-летний юбилей Сабир Николаевич Степанян - известный организатор производства 60-80-х годов. Геолог по профессии, он работал директором Агаракского медно-молибденового и Разданского горнохимического комбинатов, был начальником объединения "Армзолото", председателем Госкомитета по газификации, а в 1986-1990гг. возглавлял Госкомитет Армении по материально-техническому снабжению.
20 лет назад, после землетрясения, на Госснаб республики легла основная тяжесть оперативного решения вопросов, связанных с обеспечением зоны бедствия материалами, оборудованием и другими ресурсами. Подразделения Госснаба с первых же часов перешли на круглосуточный режим работы. Об этих беспрецедентных по напряжению и объему сделанного на днях Сабир Николаевич вспоминает с заметным волнением.
Даже не верится, что двадцать лет прошло... Пережитое в те декабрьские дни навсегда врезалось в память. Конечно, некоторые детали, фамилии, последовательность событий стерлись, но одно огромное ощущение общей армянской беды и стремление помочь всем, кто находился в зоне бедствия, незабываемы.
Для меня землетрясение началось с неприятных секунд в кабинете в Госснабе, когда вдруг открытая дверца сейфа принялась то захлопываться, то отворяться, а секретарша в страхе вбежала в комнату с криком: "Спасайтесь! Землетрясение!.." Через несколько минут я уже был у председателя Совета Министров Фадея Саркисяна, вскоре поступила информация, что весь север Армении оказался в зоне бедствия и что имеются десятки тысяч погибших.
На следующее утро прилетел предсовмина СССР Николай Рыжков с группой союзных министров, и все мы отправились в разрушенные стихией города. Спитак был мертв. Такого ужасного зрелища мне не приходилось видеть никогда. В первый день, говорят, среди уцелевших была страшная паника. Из соседних сел, не тронутых землетрясением, приехали на помощь. Всю ночь горели костры, из-под руин извлекали живых, но больше мертвых. Хоронили без гробов в траншеях и ямах. Крестьяне, солдаты и офицеры плакали, предавая земле погибших. За городом армия ставила палатки для уцелевших. Из Октемберяна прилетели два вертолета с хлебом, водой, продуктами. Солдаты разгружали их и передавали еду населению. Сами они есть отказались, чтобы все досталось пострадавшим.
С первых же дней трагедии была задействована вся мощная система Госснаба СССР, все территориальные подразделения были нацелены на помощь Армении. Беспрерывным потоком поступали продовольствие, оборудование, техника, металл, лес, домики, палатки. Если в обычное время в Армению в сутки поступало 400-500 вагонов, то в период восстановительных работ это число достигало 2,5 тысячи. Кроме Рыжкова (низкий ему за все поклон) в Ереване по два месяца безвыездно находились зампреды Совмина Баталин, Воронин, Силаев, Толстых. Работали все без выходных с утра до ночи.
На плечи работников Госснаба легла забота не только разыскивать и без проволочек доставлять необходимые грузы, но и разгружать их, хранить в складах. Нужны были новые помещения. Получив добро у союзного руководства, Госснаб республики в кратчайший срок построил в селе Аревик Ахурянского района одну из крупнейших баз в Европе на площади свыше 40 гектаров. Были расширены действующие базы в Ереване, Масисе, Кировакане... Должен сказать, что присланного добра хватило на многие годы вперед. Экономика Армении еще долго держалась на этих запасах. По нашим дорогам и поныне бегают автомашины из тех поставок. Благодаря оперативной союзной помощи мы решили вопрос восстановления целой отрасли стройиндустрии, создали объединение промстройматериалов, ввели в строй вторую очередь Араратского цементного завода. А еще умудрились помогать Карабаху металлом, стройматериалами - чем могли.
К сожалению, в силу ряда причин, в основном политических, восстановительные работы в зоне бедствия продвигались медленно. А через некоторое время и вовсе были прекращены, и мы остались один на один со своей большой бедой.
Конечно, мир и, в частности, армянская диаспора продолжали помогать, но стало ясно, что при огромных масштабах разрушений быстро восстановить всю зону бедствия невозможно. Помню, как армянская община Англии собрала 2,5 млн фунтов стерлингов. Были разные мнения относительно использования этой суммы. Находясь как представитель правительства Армении в Лондоне, я предложил построить на эти деньги детскую больницу в Кировакане. Так и сделали, и больница эта сегодня лечит детей.
...Вспоминая сегодня те жуткие дни, я не могу не отметить самоотверженный труд работников всех подразделений Госснаба. Они делали все возможное, чтобы обеспечить население пострадавших районов всем необходимым. Круглосуточную деятельность звеньев координировали мои заместители Владимир Меликян, Иосиф Исаян, Алексей Шахвердян. Работая допоздна, мы иногда попадали в истории. Так, сотрудница Римма Сирадегян (на 8-м месяце беременности), выписывающая накладные до позднего вечера, вышла с работы и угодила в комендатуру. Помните? Комендантский час тогда был. Пришлось выручать.
Память, как в киноленте, сохранила разные кадры трагедии. Не забуду, как 8 декабря мы стояли рядом с первым секретарем Ленинаканского горкома партии Мисаком Мкртчяном, потерявшим мать и единственного сына. Он поседел за один день. Стоим - и вдруг подходит парень с красным мешком, в нем деньги.
- Возьмите, товарищ Мкртчян... В развалинах нашел. Мисак обнял парня, припал к нему головой, закрыл глаза.
Помню, как министр обороны Д.Язов, хоть чертыхался ("Ну ты меня просто раздел, Степанян..."), распорядился выделить из армейского резерва 35 тысяч утепленных палаток для зоны бедствия. Помню, как из Хабаровска прислали 10 тысяч пар валенок, а казахстанцы - 2600 юрт.
А в Лондоне мне особенно запал в душу поступок одной женщины с севера Англии. Не имея денег, она принесла в конверте золотое кольцо с просьбой продать его, а деньги перечислить в Ленинакан. Разве такое забудешь!
Армянская трагедия показала, как мала наша планета и как много на свете добрых людей, воспринявших беду армян как свою и попытавшихся помочь. Спасибо им всем, осознающим, что чужого горя не бывает. Бескорыстной поддержкой и искренним участием они прославили свои народы и воспитавших их родителей.
А.ТОВМАСЯН
Голос Армении |