Analitika.at.ua. На этой неделе произошло событие, которое в будущем назовут переломным для решения застарелой проблемы Нагорного Карабаха. В ходе конференции руководителей внешнеполитических ведомств стран — членов ОБСЕ в Хельсинки министры иностранных дел России Сергей Лавров, Франции Бернар Кушнер и замгоссекретаря США Дэниел Фрид подписали заявление исключительной важности.
Документ свидетельствует о решимости сопредседателей Минской группы ОБСЕ продвинуть миротворческий процесс на новый, более высокий уровень и предпринять в этом направлении конкретные шаги уже “в течение ближайших месяцев”. А именно — согласовать базовые принципы урегулирования и “приступить к составлению проекта всеобъемлющего мирного соглашения на этой согласованной основе”. Кстати, основой для будущих соглашений станут подписанные в Мадриде два года назад документы, конкретика которых широкой публике, разумеется, неизвестна, но достаточно легко просчитывается.
В качестве первого шага сопредседатели призвали стороны приступить к реализации мер по укреплению доверия, начиная с отвода снайперов с передовых позиций в целях стабилизации режима прекращения огня.
Очевидно, что отвод снайперов станет лишь первым этапом разъединения вооруженных сил НКР и Азербайджана. А это означает, что уже в недалеком будущем встанет вопрос о вводе в регион миротворцев, причем скорее всего они будут представлены международным контингентом. Параллельно будут решаться и многие другие вопросы, связанные с деблокадой границ, беженцами и т.п.
Но сегодня важно понять, почему процесс миротворчества ускорился и приобрел достаточно зримые очертания. На наш взгляд, косвенный ответ на этот вопрос содержится в послании, направленном генсеком ООН Пан Ги Муном участникам встречи в Хельсинки. По его мнению, августовские события вокруг Южной Осетии и Абхазии продемонстрировали, что “отсутствие значимого политического процесса в течение длительного периода может привести к конфликту. При рассмотрении всех затяжных конфликтов в зоне деятельности ОБСЕ следует запомнить этот урок”. И не просто запомнить. “С учетом постоянной нестабильности в регионе мы (то есть ООН и ОБСЕ — А.Х.) можем пересмотреть наши роли”.
Таким образом руководство Объединенных Наций прозрачно дает понять, что мировое сообщество не намерено впредь мириться с наличием конфликтов, держащих в “режиме дестабилизации” важные регионы планеты. Безусловно, Южный Кавказ является одним из таких регионов.
Но почему глава ООН — организации, роль которой в последние годы в международной политике имела тенденцию к минимизации, выступил со столь решительным заявлением? Думается, причина в том, что согласия вокруг этого вопроса достигли ведущие мировые державы. Действительно, никогда ранее мы не видели такого единства в подходах, которое ныне демонстрируют сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Напомним, что все предшествующие годы именно разногласия между Москвой, Вашингтоном и Парижем позволяли сторонам карабахского конфликта маневрировать, что и приводило к очевидной пробуксовке миротворческого процесса. Кажется, сегодня пространство для маневра критически сузилось. Можно рассуждать о том, почему это произошло, почему интересы держав в регионе ныне скорее совпадают, нежели расходятся. Но факт остается фактом — Россия, США и Франция пришли к определенному консенсусу. В этих условиях альтернативой миру может стать принуждение к нему. Скорее всего стороны конфликта (и в первую очередь армянская сторона) вполне осознают это обстоятельство. Как и то, что искреннее стремление к нахождению компромиссов уже начинает приносить свои позитивные плоды. Ведь, наверное, не случайно докладчик ПА ОБСЕ по Нагорному Карабаху Горан Ленмаркер считает, что стороны могут заключить соглашение по принципам урегулирования до весны 2009 года, поскольку они “близки к этому как никогда”.
Армен ХАНБАБЯН
НВ |