Analitika.at.ua. “За арабской компанией, которая приобрела грузинский морской порт Поти, стоит международная исламистская террористическая организация”. С таким заявлением выступил на днях один из лидеров оппозиционной Лейбористской партии Грузии Сосо Шатберашвили. В сделке по продаже порта арабам политик видит реальную угрозу национальной безопасности. Причем не только Грузии, но и всех стран Южного Кавказа. Если сведения тбилисского оппозиционера соответствуют действительности, ситуация и в самом деле опасна и для нас. Ведь почти 40 процентов всего грузопотока мы осуществляем через Поти.
Поти — единственный на восточном побережье Черного моря порт, способный принимать тяжелые грузовые суда. Через терминалы этого порта ежегодно проходит около 200 тысяч тонн грузов, предназначенных Армении. И нетрудно представить масштабы угрозы, если исламские террористы действительно обретут контроль над главными транспортными воротами, ведущими в Армению. Ведь отношение той же “Аль-Каиды” к Армении хорошо известно. Нашу страну соратники бен Ладена давно красят на политической карте в зеленый цвет Единого исламского халифата. Но основания для беспокойства, судя по всему, не такие уж и серьезные. Дело в том, что заявление, озвученное господином Шатберашвили, не было подкреплено конкретными фактами. Неизвестно, заслуживают ли доверия источники его информации. Он даже не смог сказать, какая именно террористическая организация стоит за арабской компанией “RAK Investment Authority”. Скорее всего сенсационное заявление тбилисского лейбориста было всего лишь способом дискредитировать власти и привлечь внимание Запада. Ведь в Европе и Америке темы, прямо или косвенно связанные с международным терроризмом, освещаются на первых полосах газет. В этом смысле расчет Сосо Шатберашвили оказался верным — имя его действительно попало на первые полосы. Но, сказав “А”, он пока еще не в состоянии произнести “Б”. Будем надеяться, что делать это ему и не придется.
На самом деле “RAK Investment Authority” — солидная компания, которой принадлежат несколько портов в странах Азии и много других предприятий стратегического значения. Учредителями фирмы значатся несколько арабских шейхов. По некоторым данным, ее реальным владельцем является не кто иной, как шейх Абу-Даби, президент Объединенных Арабских Эмиратов Халифа бен Заид аль Нахайян. А называть такого человека террористом — дело нешуточное. Если шейх рассердится, он может в наказание запросто купить всю Грузию и распродать ее по мелким частям. Тем более что купить в Грузии можно все, что, собственно, и не устраивает грузинскую оппозицию в лице господина Шатберашвили. Вот только не совсем понятно, почему он выступил со своим “разоблачительным” заявлением только в четверг. Ведь заключенная 3-го декабря сделка касалась продажи лишь 49 процентов акций компании “Потийский морской порт”. А владельцем 51 процента акций арабы стали еще весной. Но тогда грузинские лейбористы почему-то не возмущались.
Сделка по продаже Потийского порта арабской компании для Армении не несет в себе угрозы. Нет никаких оснований полагать, что новые владельцы будут вести дискриминационную политику в отношении армянских грузоперевозчиков. Возможно, в продаже порта для нас есть даже какие-то преимущества. Ведь Грузия зависит от Азербайджана гораздо больше, чем Объединенные Арабские Эмираты. Так что ужесточение транспортной блокады нам точно не грозит. В то же время заключенная сделка лишила Армению надежд на возможность участия в эксплуатации потийского порта. Такие предложения Ереваном делались не раз. Правительство Армении представляло на рассмотрение руководства Грузии различные варианты своего участия в модернизации порта. Речь шла и о передаче порта в краткосрочную или долгосрочную аренду, и о концессии, и о строительстве нового терминала. И хотя условия предлагались весьма привлекательные, в Тбилиси всегда отвечали вежливым отказом. Чем арабы лучше армян — понять трудно.
Но самое главное для нас — это то, чтобы Поти не достался туркам или азербайджанцам, которые никогда не скрывали своего желания прибрать к рукам черноморские порты. Ясно, что соседи стремились обрести контроль над грузинскими портами не столько для решения своих транспортных проблем, сколько с целью изоляции Армении. Передача черноморских портов Азербайджану или Турции могла поставить наших грузоперевозчиков перед серьезными проблемами. Анкара еще в конце 90-х предлагала проект совместного управления Батумским портом. В последний раз это предложение озвучил консул Турции Мутвелиоглу в мае 2006-го. Саакашвили не счел это предложение достойным внимания. Усилия азербайджанцев оказались более успешными. Первой удачей Азербайджана стало приобретение нефтяного терминала Кулеви у Поти. Это прибавило бакинским правителям аппетита. В позапрошлом году Ильхам Алиев предложил грузинам передать батумский или потийский порт в собственность Азербайджану в счет списания государственного долга, который составлял 16 миллионов долларов. Ясно, что реальная стоимость порта намного превосходит размер задолженности. В связи с этим министр финансов Азербайджана Аваз Алекперов с оптимизмом говорил о гигантских перспективах сделки по формуле “имущество в счет долга”. Он уверял соотечественников, что его план принесет сверхприбыль, так как через несколько лет цена черноморских портов возрастет в десятки раз. К счастью, затея провалилась, так как грузины нашли способы вернуть долг деньгами.
Кстати, свою задолженность перед Арменией Грузия до сих пор не покрыла. Но в Ереване никому и в голову не приходило выступать с инициативой передачи батумского или потийского портов в собственность в счет списания долгов. В отличие от азербайджанцев мы предлагали чистый бизнес. Что же касается батумского порта, то в тендере на его долгосрочную аренду победила датская компания “Гриноак Холдинг Лимитед”, не вмешивающаяся в политику и совершенно не подверженная воздействию со стороны Азербайджана или Турции. Так что о доступности морских ворот Батуми нам тоже беспокоиться незачем.
Артем ЕРКАНЯН
НВ |