Analitika.at.ua. Сергей Фомин, к.э.н., ведущий научный сотрудник Института мировой экономики
Первого октября этого года было фактически продлено еще на десять лет действие большого договора между Украиной и Россией. Десять лет назад этот документ значил многое. Что он значит сейчас?
В 1997 году, когда его подписывали, стороны исходили из реальности того времени, которая предполагала, что Украина будет внеблоковой страной, будет включаться в процессы экономической интеграции на пространстве СНГ. Кучма тогда продвигался по этому пути, была многовекторная политика. В чём она, к примеру, выражалась? В том, что, несмотря на стратегическое стремление к Евросоюзу, в 2002-м году президенты Кучма и Путин встретились и разработали концепцию единого экономического пространства, куда в дальнейшем должны были подключиться Казахстан и Беларусь. Началась конкретная реализация соглашений в области отраслевого сотрудничества.
Если возьмём Россию, Казахстан и Белоруссию, то они предполагали создание Таможенного союза и затем ЕЭП. Эта концепция была аналогом того, что было создано в 60-х годах в Европейском Экономическом Сообществе, которое потом преобразовалось в Евросоюз. Смысл таможенного союза для упомянутых трёх стран означает, что у них единые импортные и экспортные пошлины по периметру и свобода передвижения товаров внутри, между этими странами. А самое главное - это координация общей внешнеэкономической политики по отношению к остальным государствам.
Украина вела другую политику, исходящую из того, что её стратегической целью является членство в Евросоюзе. А нельзя одновременно быть членом двух разных таможенных и экономических союзов. Вот ради этой, иллюзорной, в общем-то, цели - вступления в Евросоюз, Украина и отказалась от тесной экономической интеграции в ЕЭП. Тем не менее, она предложила формулу зоны свободной торговли, без квот и других ограничений. То есть, было определённое стремление удержаться и там, и там.
Когда пришла нынешняя власть, то на первых порах было объявлено то же самое. Но дело в том, что если не состоять в таможенном союзе, то не может быть и свободной торговли, обязательно будут какие-то ограничения.
Кроме того, если вы самостоятельно вступаете во Всемирную Торговую Организацию, то и набор таможенных ставок также становится совершенно иным. Поэтому зона свободной торговли, как таковая, отпадает. Сейчас она существует между Украиной и Россией только по определенным видам товаров. Там, где Россия чувствует, что за счёт низких таможенных пошлин может быть реэкспорт товаров из других стран, помните, как в Россию через территорию Украины шла индийская буйволятина, свободной торговли не будет.
Таким образом, сейчас нарушаются основные предпосылки, исходя из которых заключался «Большой договор» между Украиной и Россией. А именно - не состоялась экономическая интеграция Украины в рамках ЕЭП и декларируется стремление присоединения к НАТО, отказ от статуса нейтрального государства.
Который, кстати, закреплен в Декларации Независимости Украины – документе, предшествовавшем нашей Конституции…
Я сам сторонник нейтралитета Украины, да это и более выгодно, чем вступать в военно-политические блоки. Масса стран в мире проводят такую сбалансированную политику, когда они не ссорятся ни с Западом, ни с Китаем, ни с Россией. Нейтральные страны, как Финляндия, Швейцария, Австрия, это страны преуспевающие.
Сейчас у нас сорваны многие экономические договорённости с Россией. Они предполагали кооперацию, разделение труда, военно-технологическое сотрудничество, восстановление технологических цепочек, которые были при Союзе. Более того, «в пику» России был создан декоративный ГУАМ. Продолжаются попытки создания маршрутов транспортировки энергоносителей в обход России. Они ни к чему не привели, но Украина их поддерживает даже и в обход своей территории, лишь бы «в пику». В результате имеем только обострение отношений.
В таком случае, почему Россия, несмотря на угрозы со стороны некоторых влиятельных политиков, да ещё в свете грузинских событий, всё же решила не разрывать договор?
Я выскажу только своё мнение. Во-первых, есть надежда, что Украина так и не присоединится ни к ПДЧ, ни к НАТО. И если бы сейчас Россия вдруг денонсировала этот договор (хотя бы потому, что он явно устаревший), то усилила бы аргументы сторонников членства Украины в НАТО. Это было бы воспринято как агрессия, мол, «сегодня денонсировали, а завтра нападут».
С другой стороны, договор предусматривает, что из него в любой момент можно выйти. Это значит, что если нам будет дан ПДЧ, то есть мы становимся «кандидатами в члены» НАТО, как прежде становились кандидатами в члены КПСС, то Россия объявит о выходе из договора о дружбе.
Каковы возможные экономические издержки такого шага?
Экономические издержки уже есть. Вы помните, что после заявлений некоторых российских политиков о поставке Украиной оружия Грузии и участии четырнадцати украинцев в наведении ракет на Цхинвал, произошли частичные ограничения на поставку мясомолочной продукции. Второе: россияне перестали покупать наши трубы для строительства газопроводов, перешли на свои. Вспомните заявления Миллера в середине лета о том, что газ будет по 400 долларов с 1-го января.
В конце концов, посмотрите на бывшие соцстраны, ставшие членами НАТО и Евросоюза - ни с одной из них нет договора о дружбе и сотрудничестве с Россией, даже понятия дружбы нет. Есть обычные двусторонние отношения, которые регулируются мировыми ценами и нормами международного права, закреплёнными ООН. То же самое будет с Украиной, если она примкнёт к этому лагерю. Она получит мировые цены, несмотря на то, что обеспечивает восемьдесят процентов транзита энергоносителей. Эта проблема может оказаться разрушительной.
Известно, Украина имеет отрицательное торговое сальдо с Россией. Какие тенденции в этом отношении?
Что мы импортируем из России? Газ, нефть, лес, что-то к вооружениям в рамках кооперации. И за семнадцать лет технологический уровень нашего производства почти не изменился - оно остаётся таким же энергоёмким, ресурсозатратным и малопроизводительным, а качество продукции по-прежнему соответствует определению «совок». Отсюда и отрицательное сальдо, и не только с Россией.
Миллиарды долларов уходят в оффшоры, на потребление и всякую ерунду. Посмотрите, какие роскошные автомобили разъезжают по Киеву, но ничего не делается для инвестирования высокотехнологичных отраслей. Таковы капиталисты, родившиеся на просторах СНГ. Если на них рассчитывать, то никогда не будет ни авиастроения, ни нанотехнологий, ни холодного термоядерного синтеза. Будет строительство элитного жилья, игровые автоматы, спиртные напитки, в общем, то, что приносит большую и быструю прибыль.
В интересах ли нашего государства смена нынешней политики в отношении России?
Первое - мы должны снова встать на курс неприсоединения ни к каким блокам. В конце концов, так говорится в нашей Декларации о независимости.
Второе - многоаспектность политики. Это хороший, проверенный путь для страны, не претендующей на мировое господство.
Третье - конечно же, экономическая интеграция с Россией. Лично я не вижу Украину в Европейском союзе. ЕС, как это ни парадоксально, это уже отживающая организация, она не имеет особо привлекательных перспектив.
Не надо упускать из виду процесс исламизации Европы. Нам говорят, что Евразийский союз, где участвуют Россия, Казахстан, Белоруссия, Таджикистан, может и ещё кто-то,- что это малокультурная азиатчина. Но вспомните арабские бунты во Франции, тысячи сожженных автомобилей, разгромленные школы. Или присмотритесь поближе к Англии, где я недавно побывал, там Чайна Таун расцвел прямо в центре Лондона, в городе строятся сотни мечетей. К тому времени, когда Украине позволят вступить в Европейский союз, он будет уже не европейским, а евро-африканским, евро-азиатским, каким угодно.
Если мы делаем свой цивилизационный выбор в сторону Европы, а не Азии, то должны хотя бы понимать, что Европы конца 19-го – начала 20-го веков больше нет – за каких-то полтора десятилетия облик жителей Европы резко изменился, даже в Германии турки на каждом шагу. А как они поведут себя, если Турция вступит в Евросоюз? Я на дипломатической службе более 30 лет, и своими собственными глазами вижу, как изменилась Европа. Сейчас не просто одно турецкое кафе на город, а целые кварталы, заселенные турками, арабами, китайцами. Европейский выбор, который мы делаем сейчас, через 20 лет обернется евро-африканским, но жаловаться на недальновидность украинских политиков будет уже поздно.
Записал Андрей Маклаков
dialogs.org.ua |